Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Модернизационный потенциал жестких водолазных скафандров ВМФ РФ

12 августа 2000 г. трагедия АПЛ «Курск» обнажила проблемы, существующие в организационном и материально-техническом обеспечении ВМФ РФ. Отсутствие на снабжении флота России современных комплексов, позволяющих осуществлять глубоководные аварийно-спасательные и подводно-технические работы, привело к необходимости  привлечения иностранных компаний и специалистов, что нанесло серьезный удар  по реноме российского ВМФ.

Горькие уроки были извлечены, и в рамках переоснащения УПАСР ВМФ получил современные на тот момент средства: телеуправляемые аппараты рабочего и осмотрового класса и уникальные обитаемые антропоморфные аппараты — жесткие водолазные скафандры (ЖВС) типа «HardsuitТМ HS-1200».

В 2002 г. государственной внешнеторговой компанией ГПВО «ТЕХНОИНТОРГ» была завершена поставка 8 скафандров (4 комплекта из 2 скафандров и поверхностного оборудования), и начаты работы по их размещению на флотах. На момент поставки данные ЖВС являлись самыми современными антропоморфными обитаемыми аппаратами. С тех пор комплекты ЖВС «HardsuitТМ HS-1200» успешно выполняют тренировочные и учебные спуски, участвуют в учениях различного уровня и решают практические задачи. ЖВС HardsuitТМ различных моделей находятся на вооружении ВМС США, Франции, Италии, Японии, Турции. В настоящее время производитель ведет переговоры с Китаем. Однако технологии не стоят на месте, и за время, прошедшее с поставки и ввода в эксплуатацию систем ЖВС, фирма-производитель (OceanWorks International Corp., Канада) произвела в конструкции скафандров ряд последовательных изменений, приведших к появлению нового поколения скафандров «HardsuitТМ

HS-1200 QUANTUM II». Изменения коснулись практически всего обвеса скафандров и поверхностного оборудования, при этом прочный корпус ЖВС остался без изменений. Такой подход обеспечил не только появление на рынке глубоководных технологий новой модели скафандров с расширенным потенциалом, но и позволил владельцам ЖВС ранних модификаций «HardsuitТМ HS-1000» и «HardsuitТМ HS-1200» произвести доработку скафандров до уровня нового поколения с наименьшими затратами методом агрегатной замены навесного и поверхностного оборудования в рамках расширенных регламентных работ.

Первыми успешно воспользовались данным предложением ВМС Италии, имеющие три скафандра моделей «HardsuitТМ HS-1000» и «HardsuitТМ HS-1200», в 2013 и 2014 гг., соответственно. Так в чем же суть изменений, придавших столь значительный импульс в развитии ЖВС?

В первую очередь улучшениям подвергся движительный комплекс скафандра. На скафандрах, поставленных в рамках контракта с ВМФ РФ, установлено второе поколение двигателей-движителей — Thruster Pack Type II. Это непрерывно вращающиеся двигатели постоянного тока, сблокированные через угловые редукторы с гребными винтами регулируемого шага (ВРШ). Пилот с помощью педалей управления изменяет угол установки лопастей, чем создает тот или иной момент. Изменение угла атаки лопасти производится с помощью сервоприводов. Из опыта обслуживания скафандров можно заметить, что обслуживание блока двигателей и сервоприводов, в особенности его регулировка, является наиболее трудоемким, ответственным и требовательным этапом во всем процессе обслуживания ЖВС.

В настоящее время компания OceanWorks International Corp. представляет модернизированный блок двигателей-движителей (также объединенных с новым блоком плавучести). В новом блоке (Type III с двигателями Type E) применены двигатели постоянного тока с электронным управлением, имеющие обычные винты фиксированного шага. Мощность двигателей нового поколения увеличена в 2 раза, и упор на винтах достигает 65 кгс (как вертикальных, так и горизонтальных движителей), обеспечивая скафандру уверенную работу на течениях до 2,5 узлов. Исключение из конструкции блока сервоприводов существенно упростило регламентные и ремонтные работы, в то же время повысив надежность. Расчетная наработка на отказ новой системы составляет 10 000 моточасов. Замена имеющихся движителей на новые удваивает эффективность скафандра, особенно при работах на течении, упрощает и облегчает обслуживание и ремонт.

Бортовая электроника. В связи с появлением новой, чисто цифровой (в отличие от существующей аналого-цифровой) телеметрии предложен новый комплект бортовой электроники, который включает в себя как элементы интерфейса с пилотом, так и внутренние электронные блоки:
новые датчики О2 и СО2;
новые панели управления с многофункциональным экраном с независимой подсветкой;
новая станция проводной связи;
новая станция экстренной беспроводной связи;
возможность гибкой настройки управления двигателями (триммирование по любому каналу, ограничение чувствительности, ограничение максимальных значений для тонкой работы).

Установка нового комплекса бортовой электроники повышает безопасность пилота, обеспечивает ему больший контроль всех параметров погружения, улучшает связь, облегчает взаимодействие пилота и руководителя спусков.
Поверхностное оборудование. При сохранении кранового спуско-подъемного устройства и лебедок кабель-троса скафандров, все электронное оборудование заменяется на новое, с уменьшением массогабаритных характеристик практически в 2 раза.

Более того, с учетом опыта эксплуатации, сопряжения с другим оборудованием обеспечения глубоководных работ, требований нормативной и законодательной базы региона применения, пожеланий владельцев скафандров производитель обеспечивает возможность индивидуального конфигурирования поверхностного электронного оборудования с включением локальных блоков и устройств, в том числе и при поддержке своих официальных региональных технических представителей.
Так, в России официальным техническим представителем производителя ЖВС компании OceanWorks International Corp. является ЗАО «Научно-производственное предприятие подвод-
ных технологий “Океанос”».

Специалисты ЗАО «НПП ПТ “Океанос“», являясь единственной в восточном полушарии гражданской командой сертифицированных производителем специалистов по обслуживанию, ремонту и обеспечению спусков ЖВС моделей «HardsuitТМ HS-1000», «HardsuitТМ HS-1200» и «HardsuitТМ HS-1200 Quantum II» обеспечивают авторский надзор за поставленной техникой, осуществляя все регламентные и внерегламентные работы;
оказывают помощь при проведении спусков;
осуществляют методологическую, документальную, дидактическую и непосредственную техническую поддержку специалистов ВМФ РФ и других владельцев данных скафандров.

В соответствии с запросами, полученными от специалистов Научно-исследовательского института (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в 2010 г., ЗАО «НПП ПТ “Океанос“» разработало,
изготовило, установило и ввело в эксплуатацию (в рамках субподрядных работ для ОАО «Тетис-Про», г. Москва, выполняющего государственные контракты по авторскому надзору водолазной техники и оборудования для аварийно-спасательных и подводно-технических работ ВМФ РФ) модернизированный комплект поверхностного оборудования ЖВС «HardsuitТМ HS-1200». Все модернизируемое оборудование было внедрено в имеющиеся площади и объемы таким образом, что все требования к размещению поверхностного оборудования, в том числе и в мобильном варианте, были соблюдены.

В ходе работ по спецификациям ВМФ:
был создан специальный блок генерации символов и наложения телетекста для упорядочивания и верификации видеозаписей, полученных в процессе работ;
полностью заменена поверхностная видеосистема (с установкой современного рекордера с дублированием);
заменены все поверхностные компьютеры управления, что позволяет одновременно управлять работой двух скафандров с одного поста руководителя спусков;
обновлена поверхностная видеосистема (установлены современные экраны, позволяющие работать в условиях различной освещенности).

В рамках дальнейшей модернизации поверхностного оборудования с учетом политики импортозамещения запланирован переход на вычислительные системы отечественного производства (на базе новейших процессоров семейства «Эльбрус»). Все устанавливаемые электронные компоненты прошли успешную предварительную опытную эксплуатацию в Научно-исследовательском институте (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и по ее результатам были введены в технические задания авторского надзора. Опыт проделанных работ и их результаты по существующему поверхностному оборудованию ЖВС «HardsuitТМ HS-1200», а также опыт ЗАО «НПП ПТ “Океанос“» в разработке и производстве отечественной морской подводной робототехники , заслужившей положительные отзывы председателя Правительства РФ, могут быть использованы при проведении модернизации ЖВС до уровня «HardsuitТМ HS-1200 Quantum II».

Как видно из представленных материалов, дальнейшая глубокая модернизация наряду с уже проделанными и запланированными на ближайшее время работами способна существенно (до 2 раз) увеличить потенциал систем ЖВС, находящихся на вооружении спасательных сил ВМФ РФ, что, в свою очередь, служит гарантией безопасности подводников России.

ЗАО «Научно-производственное предприятие подводных технологий “ОКЕАНОС“»
194295, Россия, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 19/2
Тел./факс +7 (812) 292-37-16, e-mail: office@oceanos.ru
http://www.oceanos.ru