Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

8 мая

60 лет назад (1953) в соответствии с постановлением № 6749 Совета Министров СССР образовано Главное инженерное управление (ГИУ), которое должно было готовить к рассмотрению все вопросы по поставкам вооружения и военной техники и контролировать их реализацию. Первым начальником ГИУ со штатом 238 человек (160 офицеров и 78 служащих) был генерал-полковник Г. С. Сидорович. С 2004 г. функции ГИУ выполняет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами.

»Военно-техническое сотрудничество – деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения« (из ФЗ № 114-Ф от 19.07.1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами«).

9 мая

День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – День воинской славы России, установленный в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г. Введён в 1945 г. Впервые был широко отпразднован в СССР в 1965 г. и с тех пор стал нерабочим днём.

В этот день во всех городах-героях, военных округах и в ряде крупных городов России и стран СНГ традиционно проходят праздничные шествия, встречаются фронтовики и возлагаются венки к Могиле Неизвестного солдата, памятникам Славы и воинской доблести. Праздничные мероприятия завершаются залпами салюта.

13 мая

100 лет назад (1913) с Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге совершил первый полёт первый в мире многомоторный тяжёлый аэроплан «Русский витязь« конструкции И. И. Сикорского. Конструкторские разработки, применённые в этом аэроплане, легли в основу первого отечественного бомбардировщика «Илья Муромец«, создание которого позволило в годы Первой мировой войны организовать Эскадру воздушных кораблей – первое в мире боевое подразделение дальней стратегической авиации.

15 мая

50 лет назад (1963) вышло постановление СМ СССР № 539-191, в соответствии с которым на вооружение ВМФ СССР принят морской ракетный комплекс Д-4 с первой отечественной БРПЛ Р-21 с подводным стартом.

В состав комплекса Д-4 входят: ракеты Р-21 (разработчик СКБ-385 ГКОТ, гл. конструктор В. П. Макеев); пусковые установки СМ-87-1 (разработчик ЦКБ-34, гл. конструктор Е. Г. Рудяк), система корабельных счётно-решающих приборов управления стрельбой, аппаратура и системы подводной лодки, обеспечивающие подготовку и проведение пуска и т. п., в создании которых принимали участие многие научно-конструкторские организации СССР.

Комплекс поступил на вооружение дизельных ПЛ пр. 629Б, первой атомной подводной лодкой (АПЛ) пр. 658 и семи АПЛ пр. 658М.

18 мая

День Балтийского флота – установлен приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19.12.1995 г. и традиционно отмечается в Российской Федерации 18 мая ежегодно, начиная с 1996 г.

310 лет назад (1703) в этот день флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна «Гедан« и «Астрильд«. Этим ознаменовано рождение русского флота на Балтике.

Сегодня старейший флот России представляет собой разновидовое оперативно-стратегическое объединение, способное эффективно действовать на море, в воздухе и на суше. В его состав входят более 100 боевых кораблей, более 150 самолётов и вертолётов морской авиации.

19 мая

5 лет назад (2008) совершил первый полёт региональный самолёт Sukhoi Superjet 100 разработки ЗАО «Гражданские самолёты Сухого« (ГСС) при участии ряда иностранных компаний.

Ближнемагистральный пассажирский самолёт SSJ-100 – это первый отечественный самолёт гражданской авиации, проект которого создан с нуля в постсоветской России и который поднялся в небо.

16 июня 2011 г. авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» ввела в эксплуатацию свой первый лайнер SSJ-100 с серийным номером 95008.

25 мая

40 лет назад (1973) с конвейера Смоленского авиазавода сошёл первый серийный Як-18Т конструкции ОКБ А. С. Яковлева.

Всего за 1973–1983 гг. в Смоленске было произведено 536 пассажирских и учебно-тренировочных Як-18Т (изначально самолёт проектировался как многоцелевой).

Сегодня Як-18Т можно встретить в небе не только России, но и других стран, в том числе Австралии, США, Бразилии, Новой Зеландии.

28 мая

30 лет назад (1983) на вооружение ВМФ СССР принят морской ракетный комплекс с АПЛ «Акула« (пр. 941; «Тайфун» – по классификации НАТО) с первой отечественной морской твердотопливной БРПЛ РСМ-52, способной нести до 10 разделяющихся ГЧ индивидуального наведения, дальностью полёта 8300 км.

Проект АПЛ (гл. конструктор С. Н. Ковалёв) разработан в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург), задание на разработку было выдано в декабре 1972 г. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство в США ПЛАРБ типа «Огайо«. Особенность конструкции лодки – наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Подводная лодка занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: длина 172 м, ширина 23,3 м, осадка 11,5 м, подводное водоизмещение 48 000 т. Размеры нового корабля были обусловлены габаритами новых трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), созданных в СКБ-385 (гл. конструктор В. П. Макеев).

28 мая

День пограничника – профессиональный праздник, установленный в соответствии с Указом Президента РФ № 1011 от 23.05.1994 г. «Об установлении Дня пограничника».

В этот день в 1918 г. Декретом Совнаркома была учреждена Пограничная охрана РСФСР и создано Главное управление погранохраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса погранстражи России. Правопреемником этих структур стала Федеральная пограничная служба России, созданная указом Президента РФ 30 декабря 1993 г.

Российская Федерация граничит с 18 странами (ни одно другое государство не имеет такого количества стран-соседей). Пограничное сотрудничество установлено и закреплено договорными документами с 32 зарубежными государствами.

В этот день принято вспоминать подвиг тех, кто не жалел своей жизни, отражая вторжения извне в пределы своей страны.

29 мая

День военного автомобилиста – профессиональный праздник, установленный в соответствии с приказом № 100 министра обороны РФ в 2000 г.

В этот день в 1910 г. в Санкт-Петербурге была создана первая автомобильная рота – учебная часть, в задачи которой входили обучение и подготовка частей для русской армии. Рота с честью справилась с заданием и стала прообразом будущей автомобильной службы.

31 мая

790 лет назад (1223) на реке Калке произошло сражение между русско-половецкими полками и татарами – первое столкновение русских дружин с войсками Чингисхана. Тяжёлая битва завершилась жесточайшим поражением русско-половецких войск. В начале XIII в. в Восточной Азии появилась новая империя, созданная Чингисханом.

110 лет назад (1903) была опубликована отдельной брошюрой первая часть книги К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами«, положившая начало научной космонавтике,– первая в мире научная работа, посвящённая теоретическому обоснованию возможности осуществления межпланетных полётов с помощью ракет.

К. Э. Циолковский вспоминал: «В 1903 г. в петербургском ежемесячном журнале „Научное обозрение“ (№ 5) появилась моя математическая работа о ракетном снаряде для заатмосферного летания: „Исследование мировых пространств реактивными приборами“. Журнал был мало распространённый и скорее философский и литературный, а никак не технический. Поэтому, кроме немногих иностранцев, никто моей работы не заметил. После торжества авиации я получил возможность возвратиться в печати к затронутой теме: в 1911–1912 гг. была опубликована в „Вестнике воздухоплавания“ моя новая работа под тем же заглавием. Она содержала резюме первой работы и значительное её развитие. Работа обратила на себя внимание специалистов».

1 июня

День Северного флота России. 80 лет назад (1933) началось формирование Северной военной флотилии с базированием в Мурманске, которая 11 мая 1937 г.  была преобразована в Северный флот ВМФ СССР, с 1991 г. – Северный флот Военно-морского флота России.

Это самый молодой из всех военных флотов России. Первая попытка создания военного флота на севере была сделана более 300 лет назад. В 1693 г. по указанию Петра I в Архангельске была заложена Соломбальская верфь, где началось строительство военных кораблей. А 14 августа 1694 г. построенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», купленный в Голландии 44-пушечный корабль «Святое пророчество» и яхта «Святой Пётр» под бело-сине-красным флагом под руководством Петра I вышли в море, сопровождая 8 английских купеческих судов.

В 1740 г. на севере появилось первое соединение (эскадра) российских боевых кораблей, которые совершали крейсерство от Норвежского до Карского морей, предупреждая тем самым заход шведского флота в русские гавани и произвол их кораблей на побережье Мурмана.

Однако постоянный, регулярный Северный флот берёт свое начало с 1933 г., когда циркуляром Начальника штаба РККА по указу И. В. Сталина, который лично посетил Заполярье, с 1 июня была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования – Кольский залив. Первым командующим был назначен З. А. Закупнев. Столицей Северного флота считается город Североморск.

12 июня

30 лет назад (1983) состоялся первый полёт первого серийного отечественного малоразмерного дистанционно-пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) «Изделие 60» ОКБ Яковлева, ставшего известным под названием «Пчела-1Т».

«Пчела-1Т» – это многоразовый ДПЛА, предназначенный для ведения разведки в тактической глубине боевых порядков противника. Старт ДПЛА осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка осуществляется с помощью парашюта.

Головным разработчиком проекта «штатного» разведывательного комплекса, получившего впоследствии название «Строй-П», был НИИ «Кулон».

14 июня

50 лет назад (1963) с полигона Тюра-Там был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-К» с космическим кораблём «Восток-5» на борту. Командир корабля В. Ф. Быковский (позывной «Ястреб»), дублёр Б. В. Волынов, резерв А. А. Леонов.

Сразу после старта майор В. Ф. Быковский получил звание подполковник.

В. Ф. Быковский стал первым комсомольцем в космосе (комсомольский билет № 07406371), но во время полёта решением Политбюро ЦК КПСС был принят в члены КПСС до истечения кандидатского стажа (18 июня 1963 г.).

Целью полёта было исследование влияния продолжительного космического полёта на организм человека, а также испытания корабельных систем.

16 июня

50 лет назад (1963) с полигона Тюра-Там был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-К» с космическим кораблём «Восток-6» на борту. Командиром корабля впервые в мире стала женщина-космонавт В. В. Терешкова (позывной «Чайка»), дублёр И. Б. Соловьёва, резерв В. Л. Пономарёва.

Сразу после старта лейтенант В. В. Терешкова получила звание капитан и классность, став космонавтом 3-го класса.

Во время предстартовой подготовки и на участке выведения КК связь с «Чайкой» поддерживали Ю. А. Гагарин (позывной «Заря-1») и С. П. Королев (позывной «Заря-20»).

По сообщению ТАСС, лётчик-космонавт В. В. Терешкова удовлетворительно перенесла вывод корабля на орбиту и переход к состоянию невесомости.

Как и Быковский, после выхода на орбиту Терешкова обратилась с приветственным докладом к партии, правительству и лично Н. С. Хрущеву.

Вскоре после выведения КК «Восток-6» прошёл в непосредственной близости от КК «Восток-5» с В. Ф. Быковским на борту, после чего в 13.00 по московскому времени состоялся первый разговор космонавтов друг с другом.

19 июня

50 лет назад (1963) успешно завершился второй совместный пилотируемый полёт в космос и первый в мире космический полёт женщины-космонавта В. В. Терешковой.

В ходе группового полёта космонавтами были проведены медицинские исследования, которые дали ответ на принципиальный вопрос: человек может жить и работать в космосе.

Из полёта вернулись также 10 комсомольских значков, которые комсомолец В. Ф. Быковский брал с собой в космос. По решению ЦК ВЛКСМ эти значки затем вручались лучшим представителям советской молодежи.

22 июня

День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941).

Эта памятная дата установлена в соответствии с Указом Президента РФ № 857 от 08.06.1996 г. «О днях воинской славы и памятных датах России».

«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города… Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством… Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» (из выступления по радио В. М. Молотова 22 июня 1941 г.).

80 лет назад (1933) состоялся первый полёт рекордного самолёта АНТ-25 («РД») конструкции КБ А. Н. Туполева (гл. конструктор П. О. Сухой) с двигателем М-34 без редуктора, экипаж М. М. Громова.

Главнпя особенность аэродинамической схемы самолёта АНТ-25 – применение на нём крыла с необычно большими значениями относительного удлинения и сужения, позволившими создать уникальный самолёт с очень хорошим аэродинамическим качеством. По оценке М. М. Громова, самолёт оказался устойчивым и простым в управлении. Подтверждением этого стали сверхдальние беспосадочные перелёты из Москвы на Дальний Восток (1936 г., 9375 км, экипаж – В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков) и через Северный полюс в Америку (1937 г., 9130 км и 10148 км, экипажи – В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков и М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин).

23 июня

50 лет назад (1963) состоялось первое свободное висение самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36 конструкции КБ А. С. Яковлева (лётчик-испытатель В. Г. Мухин).

К этому времени в Великобритании уже летал опытный СВВП «Харриер» с одним подъёмно-маршевым ТРД и четырьмя поворотными соплами. Но отечественные авиаконструкторы пошли своим путём. Назначение самолёта и выбор подъёмно-маршевых ТРД Р-27-300 с поворотными соплами обусловили необходимость установки в носовой и хвостовой частях фюзеляжа струйных рулей с большой тягой. А один из них пришлось вынести вперёд на длинной штанге, для управления самолётом на переходных режимах и балансировки его на висении. Двигатели были размещены в носовой части фюзеляжа, а их сопла – в районе центра тяжести самолёта. Струйные рули управлялись автопилотом. Разгон выполнялся при повороте сопел двигателей в горизонтальное положение.

СВВП Як-36 стал прототипом первого в СССР серийного палубного штурмовика Як-38.

26 июня

30 лет назад (1983) состоялся первый полёт самолёта-топливозаправщика Ил-78 конструкции ОКБ С. В. Ильюшина (командир корабля – лётчик-испытатель В. С. Белоусов).

Ил-78 создан на базе транспортного самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков, состоящий на вооружении ВВС РФ.

Характерное отличие новой разработки от прежних самолётов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации,– возможность её взаимодействия и с самолётами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего.

Серийное производство танкера было развёрнуто в 1984 г. на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

27 июня

55 лет назад (1958) начались ходовые испытания первой отечественной (третьей в мире) АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проектант СКБ-143).

К-3 – головная в серии и единственная лодка пр. 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Почётное имя «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала 9 октября 1962 г. от одноимённой дизельной ПЛ М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 г. В последние годы службы лодка была переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).

Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, специально для журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии»