Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Противопожарная защита строительных объектов. Законодательство и качество проектирования

Проектировщики зданий и сооружений долго ждали изменений в законодательстве, регулирующем их деятельность. Летом 2012 года в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный Федеральным законом ещё 22 июля 2008 года, были внесены изменения и дополнения. Эта обновлённая редакция технического регламента была утверждена Федеральным законом № 117 от 20 июня 2012 года. Необходимость изменений регламента была обусловлена его несовершенством. Существенные недочёты осложняли работы по проектированию противопожарных мероприятий для объектов самого разного назначения.

Дорожная карта

Внесение изменений в технический регламент о требованиях пожарной безопасности повлекло за собой необходимость переработки сопутствующих ему и ранее утверждённых сводов правил. Такая работа по изменению правовой нормативно-технической базы противопожарного проектирования в строительстве требовала много времени. И сейчас дело пошло.

Помимо реализуемых изменений в нормативной противопожарной практике, инвесторов, проектировщиков и строителей ждут и другие нововведения. В августе прошлого года правительство распоряжением № 1487-р утвердило план мероприятий «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» под кодовым названием «дорожная карта». Дорожная карта предусматривает поэтапную отмену обязательности экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. Исключение будут составлять особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Такие решительные меры намечены с целью упрощения процедур согласования и сокращения административных барьеров. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов по-прежнему обязательной остается экспериза, проводимая ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами.

В соответствии с дорожной картой разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Этот законопроект предусматривает внедрение в практику «Декларации о соответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий», которая подписывается и утверждается исполнительными лицами, несущими ответственность по закону. Для усиления материальной ответственности законопроект предусматривает механизм обязательного страхования. Для объективной оценки рисков страховые компании будут обращаться к соответствующим экспертным организациям, которым будет делегирована часть ответственности.

все изменилось

Новая редакция закона установила требования к созданию подразделений пожарной безопасности на объектах с пожароопасными и взрывоопасными технологическими процессами производств, а также на объектах, критически важных для национальной безопасности РФ.

В ходе переработки технического регламента были уточнены: применение расчётов пожарного риска, порядок разработки декларации пожарной безопасности и требование к оборудованию с обращением пожароопасных и взрывоопасных технологических сред. В новой редакции регламента был расширен перечень норм пожарной безопасности, применяемых на добровольной основе, что в перспективе позволит архитекторам расширить диапазон архитектурных замыслов, а проектировщикам – воплотить их в реально безопасные планировочные решения.

В целом изменения положительные, так как новая редакция Федерального закона позволит конкретизировать область применения технического регламента, исключить излишнюю детализацию и двоякое толкование его положений. Правильное понимание требований положений Федерального закона является основой качественного проектирования противопожарных мероприятий.

Как там «у них»?

Иностранные застройщики, выходящие на российский строительный рынок, недоумевают по поводу постоянных изменений в нашем законодательстве. Иностранные инвесторы, привыкшие к определённым стандартам в области безопасности строительства (в Европе разработаны так называемые еврокоды), сталкиваются с нестабильностью противопожарных норм в РФ.

Внедрение еврокодов различными странами предполагает разработку национальных приложений к ним, которые должны учитывать особенности местной нормативной базы. Лишь после этого допускается параллельное использование еврокодов и национальной системы технических стандартов. При этом определение уровней безопасности строительства остаётся в компетенции государства, внедряющего еврокоды. За последние несколько лет была проведена большая работа по внедрению еврокодов в систему технического регулирования строительной отрасли РФ.

Вступление России в ВТО активизировало сближение отечественных стандартов безопасности с их зарубежными аналогами. Один их плюсов введения еврокодов в России – работа с передовыми технологиями в строительной отрасли. Проводимая в настоящее время работа по актуализации существующих СНиПов идёт в русле сближения с еврокодами. Отечественные нормы имеют многолетнюю давность и требуют обновления в условиях применения новых строительных технологий.

К примеру, поставщики импортных строительных материалов и технологий должны оформлять как европейские, так и российские сертификаты, что значительно повышает стоимость поставляемой продукции. Если говорить о нормах в строительной области, то из 700 российских стандартов только каждый третий гармонизирован с европейскими международными стандартами ИСО.

Необходимо отметить, что существует разница подходов в европейской и отечественной системах обеспечения пожарной безопасности. Разница состоит в том, что в Европе противопожарные требования нацелены на сохранность зданий и сооружений. В России на первом месте стоит обеспечение безопасности людей, и это является приоритетным во всех отечественных противопожарных нормах. Отсюда следует, что слепое копирование зарубежных стандартов безопасности нам не подходит. Основная задача реформы, нацеленной на сближение с зарубежными нормами, состоит в том, чтобы взять из европейских стандартов безопасности всё лучшее. Работа это кропотливая и не должна носить авральный характер. Здесь уместно вспомнить, что Европа переходит на еврокоды с 1975 года, а Германия и Испания, к примеру, так и не перешли на них до сих пор. Конечно, отечественная система стандартизации не стоит на месте, и в ней уже введены понятия и требования, действующие в странах ЕС, а многие методики противопожарных испытаний материалов уже приближены к европейским. К сожалению, пока это касается только материалов, применяемых в строительстве, но не архитектурных и объёмно-планировочных решений. Кроме этого, наши противопожарные нормы предусматривают завышенные, по сравнению с иностранными, требования к огнестойкости конструкций зданий, хотя более двух часов нигде в мире этот показатель не закладывается. Ярким примером может служить 90-этажное здание башни «Федерация» (Москва), огнестойкость конструкции которого была принята с показателем в 4 часа, хотя расчёт времени эвакуации людей оказался равным 53 минутам. В целом еврокоды отличаются от отечественных норм более общими требованиями. Для проектировщиков это предполагает большую свободу, но и возлагает на них не менее серьёзную ответственность.

Евронормы и наказания

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом ужесточена степень наказания за нарушение отечественных требований пожарной безопасности, размеры штрафов для юридических лиц выросли практически в 10 раз. Как эти штрафы будут соотноситься с требованиями европейских противопожарных норм, если они будут внедрены в практику, пока совершенно непонятно.

Применение менее жёстких противопожарных требований, связанных с внедрением еврокодов, сопряжено с большим числом непредвиденных сложностей, в том числе носящих технический характер. Так, методика расчёта индивидуального пожарного риска рассчитана на отечественные нормы и вряд ли будет «выдавать» необходимые показатели в случае, если здание будет спроектировано по требованиям еврокодов.

После вступления России в ВТО ведётся активная работа по приведению российских норм проектирования в соответствие западным требованиям. Сейчас на архитектурно-проектировочном рынке существует опасность вытеснения с этого рынка отечественных фирм. Дело в том, что в Госдуме на финальной стадии рассмотрения находится проект закона № 598619-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в котором предусмотрено проектирование и строительство в России объектов на основании зарубежной проектной документации повторного применения. При этом применение подобной документации не относится к объектам, являющимся особо опасными, технически сложными и уникальными.

Смогут ли проектировщики российской строительной отрасли, оказавшись в конкурентных условиях с развитыми странами, остаться на плаву – покажет время. Однако сегодня совершенно ясно, что гармонизация отечественных норм в области обеспечения пожарной безопасности с еврокодами и другими нормами Евросоюза является задачей первостепенной важности.

Владимир Поляков, технический директор Северо-Западного экспертного совета по проблемам пожарной безопасности в строительстве