Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Оборудование авиационного поиска и спасания

В настоящее время наиболее эффективным спасательным транспортным средством, позволяющим своевременно оказывать помощь людям, терпящим бедствие на суше или на воде, являются вертолёты. По данным журнала «Safety at Sea», во всём мире уже больше 2 млн человек, терпящих бедствие на море, спасено вертолётами.

Первый опыт применения вертолётов для поиска и спасания потерпевшего бедствие лётного состава приобрели французы в ходе боевых действий за удержание колониального господства в Индокитае в 1945–1954 гг. Используя лёгкие вертолёты фирмы «Хиллер», они успешно провели несколько операций по спасанию потерпевших бедствие лётчиков. В период с 16 апреля 1950 г. по 31 июля 1954 г. было спасено 38 пилотов самолётов. В начале 1960-х гг. аналогичный опыт спасания лётного состава приобрели и американские военные специалисты. Практически с самого начала войны в Корее (с января 1951 г.) для эвакуации потерпевшего бедствие лётного состава они стали успешно применять лёгкие (фирм «Белл Геликоптер», «Хиллер») и средние (фирмы «Сикорский») вертолёты. Однако вертолёты не имели ни вооружения, ни специального спасательного оборудования, поэтому подъём потерпевшего бедствие лётного состава на борт вертолёта производился только после его посадки.

Полученный французами и американцами опыт показал, что вертолёт является единственным транспортным средством, обеспечивающим своевременное и успешное решение задач по эвакуации потерпевшего бедствие лётного состава непосредственно с поля боя, с небольшой глубины территории противника, из горных районов, лесных массивов (включая джунгли), а также с водной поверхности, где ранее судьбой и жизнью потерпевших бедствие лётчиков распоряжались только провидение и противник.

В дальнейшем этот опыт был успешно использован американцами во время войны во Вьетнаме (1964–1973 гг.), где вертолёты стали главным средством эвакуации. Применение вертолётов для эвакуации потерпевших в ходе боевых действий бедствие лётчиков показало, что для успешного решения этой задачи вертолёты должны быть соответствующим образом оборудованы. В первую очередь, специальными поисково-спасательными средствами, позволяющими осуществлять радиотехнический поиск потерпевшего бедствие лётного состава и его подъём на борт вертолёта без выполнения посадки (в режиме висения).

Главным требованием, которое предъявляется в настоящее время к поисково-спасательным средствам, устанавливаемым на поисково-спасательные вертолёты, является возможность действия в широком диапазоне климатических, географических и погодных условий. Этому требованию полностью соответствует комплекс специализированного оборудования авиационного поиска и спасания (КСО АП), разработанный ОАО «НТЦ «Завод Ленинец».

Комплекс предназначен для:

– инструментального поиска места авиационного происшествия воздушных судов, спускаемых аппаратов транспортных космических кораблей на этапе парашютного спуска и в месте приземления, места нахождения экипажа объекта поиска (с автоматическим определением координат и документированием результатов поиска);

– обеспечения радиосвязью оператора КСО АП с командным пунктом поисково-спасательных работ, со спасаемым экипажем и другими участниками поисково-спасательных работ;

– десантирования (в т. ч. беспарашютного) спасательной па-рашютно-десантной группы со специализированным комплексом средств для эвакуации космонавтов из спускаемого аппарата, членов экипажа и пассажиров воздушного судна, потерпевшего бедствие, оказания им доврачебной помощи непосредственно на месте посадки (бедствия) и обеспечения информацией координационного центра поиска и спасания или пункта управления поисково-спасательными работами и поисково-спасательных подразделений;

– эвакуации тяжелораненых (в положении лёжа), средне- и легкораненых (в положении сидя);

– наведения наземных поисково-спасательных команд на объекты поиска и спасания.

Комплекс обеспечивает проведение поисково-спасательных операций в различных климатогеографических и метеорологических условиях над сушей и водной поверхностью в любое время суток.

Состав комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания:

– автоматизированное рабочее место оператора поиска для сбора, обработки и отображения информации, необходимой для эффективной организации поисково-спасательных работ;

– бортовая цифровая вычислительная машина для организации взаимодействия подсистем комплекса, формирования сигналов управления и видеокадров отображения;

– многофункциональная бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой для обзора наземной (надводной) поверхности, формирования радиолокационного изображения местности, обнаружения неподвижных наземных (подвижных и неподвижных надводных) радиолокационно-контрастных объектов и определения их координат;

– круглосуточная широкоугольная обзорно-поисковая система для обзора закабинного пространства передней полусферы, поиска и дистанционного наблюдения с воздуха на фоне земной или водной поверхности места авиационного происшествия, места посадки спускаемых аппаратов космических кораблей, места нахождения экипажа и пассажиров;

– оптико-электронная станция поиска и обнаружения для круглосуточного поиска, обнаружения и распознавания наземных, морских и воздушных объектов в видимом и инфракрасном диапазонах, а также для измерения дальности до объекта или подстилающей поверхности при помощи лазерного дальномера;

– комплекс технических средств связи и передачи данных для обеспечения радиосвязи между наземными пунктами управления, экипажами воздушных, наземных и морских транспортных средств, участвующих в поисково-спасательной операции, спасательными парашютно-десантными группами и экипажами объектов поиска и спасания;

– бортовая навигационная система для автоматического определения географических координат местоположения объектов поиска по измеренным обзорно-поисковой системой либо бортовой радиолокационной станцией относительным координатам их местоположения;

– система видеорегистрации для регистрации видеоинформации, поступающей от круглосуточной широкоугольной обзорно-поисковой системы или оптико-электронной станции поиска и обнаружения, и наложения дополнительной информации, поступающей с бортовой цифровой вычислительной машины;

– генератор цифровых карт для формирования изображения цифровой карты местности и передачи её в систему электронной индикации комплекса в формате телевизионного сигнала, а также для формирования и редактирования полётного задания;

– комплекс бортового оборудования поисково-спасательного вертолёта для высадки или десантирования спасателей парашютным или беспарашютным способом при помощи спускового устройства или лебёдки.

Аппаратура комплекса соответствует требованиям безопасности при эксплуатации и обслуживании, предъявляемым к авиационной технике специального назначения.

ОАО «НТЦ «Завод Ленинец»
196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 9
Тел.: +7 (812) 327-90-99
Факс: +7 (812) 324-61-00
E-mail: info@onegroup.ru
http://www.leninetz-zavod.ru