Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Пульс боевого сердца

«Под лепестками вертолёта» – так называлось написанное полвека назад романтическое стихотворение Евгения Долматовского. Эта метафора – словно признание в любви к мощным и совершенным машинам, которые гарантируют безопасность страны и всех граждан, работают в мирном небе, перевозят пассажиров и грузы.

Вертолётная тематика давно стала «визитной карточкой» запорожского моторостроительного предприятия «Мотор Сич». А начиналась «вертолётная традиция» моторостроителей из Запорожья еще в 1940-е годы, когда мотор АИ-26 ГР был установлен на вертолёте Г-4. Этот мотор стал первым советским двигателем, предназначенным специально для установки на вертолёт. Он имел особый редуктор, передававший вращение вверх, к несущему винту, и в сторону, на синхронный вал.

После военной кампании во Вьетнаме (1965–1968) авиаконструкторы и военные во всех странах мира убедились в несомненных преимуществах вертолётной авиации в боевых действиях и при транспортировке грузов в условиях тропических джунглей и гористой местности. Не имея современных боевых вертолётов, Советский Союз был обречён на поражение в случае предполагаемого вооружённого конфликта.

Как известно, создание нового класса вертолётов начинается с нового двигателя. Поэтому Ленинградскому опытно-конструкторскому бюро во главе с С. П. Изотовым, которое проектировало моторы для вертолётов Миля и Камова, было поручено приступить к разработке газотурбинных двигателей для боевых вертолётов. В 1972 г. государственные испытания прошёл созданный ленинградцами двигатель ТВЗ-117, который был запущен в серийное производство на запорожском объединении «Моторостроитель» (ныне ОАО «Мотор Сич»). Решение о серийном производстве принял генеральный директор объединения Василий Иванович Омельченко.

По сей день двигатели ТВЗ-117 по своим параметрам, экономичности, удачным конструкторским решениям и техническим качествам безусловно лидируют среди двигателей своего класса.

Различные модификации двигателя устанавливались на созданный в конце 1960х годов в ОКБ имени М. Л. Миля транспортно-боевой вертолёт Ми-24, имевший неофициальное название «Крокодил». Этот вертолёт применялся для переброски десанта, огневой поддержки, поражения живой силы, бронетехники и огневых точек противника, эвакуации раненых и перевозки грузов. Также двигатель ТВЗ-117 устанавливался на другие вертолёты, разработанные в ОКБ Миля,– Ми-14, Ми17, Ми-8МТ, Ми-28, Ми-35, Ми-172.

В 1976 г. свой первый полёт совершил новый корабельный транспортно-боевой вертолёт Ка-29, оснащённый двигателями ТВ3-117ВК. Эти вертолёты базировались на десантных кораблях проекта 1174.

В 1998–2000 гг. коллектив конструкторов под руководством Александра Александровича Саркисова разработал форсированную модификацию ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ), предназначенную для вертолётов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50 и др. В мае 2000 г. на «Роствертоле» начались лётные испытания вертолёта Ми-24 с двигателями ВК-2500.

В 2010 г. на базе авиационного двигателя самолёта Ан-140 на «Мотор Сич» создаётся более прогрессивный вертолётный двигатель. На счету нового двигателя, который сегодня принят на вооружение министерством обороны Украины, уже есть один мировой рекорд: в 2010 г. оснащённый этим двигателем вертолёт Ми-8 МТВ поднялся с аэродрома Конотопского авиаремонтного завода на высоту 8100 м за 13 минут. Высокие показатели заинтересовали МО РФ, и было принято решение о проведении аттестации нового двигателя для последующего применения для ремоторизации имеющегося вертолётного парка и оснащения перспективных летательных аппаратов. Площадкой для проведения испытаний был выбран «218 Авиа­ремонтный завод», расположенный в городе Гатчине под Санкт-Петербургом. 17 февраля начались государственные стендовые испытания двигателя ТВ3117ВМА-СБМ1В для нужд российских Военно-воздушных сил.

Подарили запорожские моторостроители «сердце» и самому мощному отечественному вертолёту Ми-26, который оснащался турбовальным двигателем Д-136. Этот двигатель был разработан запорожским конструкторским бюро «Прогресс» под руководством Фёдора Михайловича Муравченко на базе самолётного двигателя Д-36. Стендовые испытания Д-136 начались в 1977 г., а его серийное производство началось в 1982 г. на объединении «Моторостроитель».

Вертолёт Ми-26 предназначался для выполнения как военных, так и гражданских задач, для проведения поисково-спасательных операций. Он прошёл все военные кампании и «горячие точки» последнего времени, включая войну в Афганистане, Карабахский конфликт и Чеченскую войну. Трудились Ми-26 и при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.

Сегодня вертолётную авиацию мира невозможно представить без вклада запорожских моторостроителей. Созданные на «Мотор Сич» двигатели показали свою исключительную надёжность и во время боевых действий, и в гражданском применении. Они служат укреплению обороноспособности и помогают в экономическом развитии России и Украины в новом ХХI столетии.

Александр Беззубцев-Кондаков
Фото Андрея Артамонова