Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2009 году

Определение

Государственный оборонный заказ (гособоронзаказ, ГОЗ) – общая сумма расходов федерального бюджета РФ на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники (ВВТ), на закупку новых ВВТ, а также на проведение НИОКР в интересах российских Вооружённых сил.

Общая ситуация

В отличие от предыдущих лет, в 2009 г. более-менее точная сумма государственного оборонного заказа России неизвестна. Официальные высказывания на этот счёт сильно разнятся, что, вероятно, объясняется постоянными корректировками бюджета в соответствии с антикризисной политикой государства (см. таблицу 1). По нашей оценке, сумма ГОЗ-2009 составила 500 млрд руб., что примерно соответствует среднему арифметическому всех публично названных цифр и наиболее близко к последним заявлениям официальных лиц. Учитывая, что общий военный бюджет РФ в 2009 г. составил оценочно 1,08 трлн руб.1, на перевооружение было потрачено 46 % всех военных расходов. Это на 14 п.п. больше, чем годом ранее, значит общее сокращение российского военного бюджета (до кризиса планировалось потратить 1,376 трлн руб.) затронуло в первую очередь расходы на содержание армии, но не ГОЗ2.

Распределение средств ГОЗ по направлениям использования озвучил вице-премьер РФ Сергей Иванов. Назвав общую сумму ГОЗ в 592 млрд руб., он сообщил, что на закупки новых ВВТ пойдет 332 млрд руб. (56 %), а на НИОКР – 160 млрд руб. (27 %)3. Можно вычислить, что на ремонт и модернизацию планировалось направить 100 млрд руб. (17 %). Хотя сумма в 592 млрд руб. представляется завышенной (похоже, это докризисный план), распределение отно­си­тельных долей, остающееся примерно одинаковым последние несколько лет, скорее всего, соответствует действительности. Таким образом, уместно предположить, что из оценочной суммы в 500 млрд руб. около 280 млрд руб. (56 %) было потрачено на новые закупки, до 135 млрд (27 %) – на НИОКР и до 85 млрд (17 %) – на ремонт и модернизацию (см. рисунок).

Также примерно известно распределение средств всего военного бюджета (не только ГОЗ) по видам вооружённых сил. Представитель Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Шевченко сообщил, что «сейчас» на стратегические ядерные силы и Космические войска расходуется больше 20 % бюджета, на Сухопутные войска и Воздушно-десантные войска – больше 40 %, на Военно-морской флот – около 15 % и на Военно-воздушные силы – больше 20 %4. При этом похоже, что применительно к ядерным силам в первую очередь финансируется морская составляющая. Так, Сергей Иванов заявлял, что на ВМФ в 2009 г. планируется потратить около 40 % всего военного бюджета5, главным образом на строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955, а также, видимо, на доводку баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Булава», которой будут вооружены эти РПКСН.

Традиционно при исполнении ГОЗ не обошлось без нарушений. По состоянию на август Федеральная служба по оборонному заказу выявила факты неэффективного расходования средств ГОЗ на сумму 6,5 млрд руб., неправомерного расходования – на сумму 1,3 млрд руб. и нецелевого использования – на сумму 98 млн руб.6

Сохранилась и проблема неритмичности финансирования. В первом квартале 2009 г. предприятиям ОПК было переведено 73,6 млрд руб. (63 % от плана)7, к сентябрю ситуация не изменилась – до исполнителей также дошло не больше 60 % средств8. При этом, несмотря на формальный переход в 2008 г. к системе трёхлетних контрактов, доля однолетних контрактов в структуре ГОЗ-2009 преобладала9.

Интересно отметить, что поставки ВВТ финансировались также за счёт бюджетов субъектов РФ и средств самих предприятий. Так, в августе на средства, выделенные правительством Республики Карелия, командование ВДВ закупило несколько беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Элерон», а производитель комплекса ЗАО «Эникс» предложило за свой счёт обучить офицеров ВДВ управлению этими БЛА10.

Основные особенности 2009 года

1. Одним из главных отличий ГОЗ-2009 стало заключение крупных контрактов на поставки Вооружённым Cилам РФ новых ВВТ, причём в основном систем, ранее не закупавшихся. На общем фоне резко выделяются масштабные контракты с ВВС на поставку истребителей «Сухого», которые повлекли за собой также закупку новых авиадвигателей и авиационных средств поражения.

2. Наряду с новыми контрактами ВВС в 2009 г. ввели в свой состав рекордное, по постсоветским меркам, количество новых самолётов. Однако в основном это были истребители МиГ-29СМТ, от которых ранее отказался Алжир. Таким образом, эта ситуация является уникальной и вряд ли повторится в будущем, и уже в 2010 г. будет наблюдаться проседание по количеству поставленных в ВВС новых платформ.

3. Обращает на себя внимание и рост новых заказов в интересах ВМФ, причём не только на вспомогательные суда, но и на боевые корабли основных классов. Здесь следует отметить знаковую (впервые с 1993 г.) закладку новой многоцелевой атомной подводной лодки (пр. 885), а также второго фрегата пр. 22350. В то же время в 2009 г. сократились расходы на ремонт корабельного состава.

4. Сухопутные войска продолжили перевооружение примерно теми же темпами, что и в предшествующие годы, резкого роста поставок не произошло, неизвестно и о новых крупных контрактах. Обращает на себя внимание только большое количество модернизированной техники.

Вооружение для РВСН

В 2009 г. впервые официально была объявлена сумма средств, выделяемая Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН). Она составила 4 % всех военных расходов11, или около 43 млрд руб. При этом соотношение между содержанием и развитием РВСН составило 35:6512, то есть ГОЗ для РВСН составил около 28 млрд руб.

В начале года планировалось, что количество закупаемых для РВСН комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Тополь-М» и «Ярс» превысит десять единиц13, однако в октябре число предполагаемых к поставке комплексов сократилось до девяти14, что, вероятно, и является итоговой для 2009 г. цифрой. Фактически известно о поставке РВСН трёх мобильных комплексов с МБР «Тополь-М»15 (в результате общее количество развёрнутых комплексов с МБР «Тополь-М» достигло 18 мобильных и 50 шахтных)16 и первых трёх комплексов с новой МБР РС-24 «Ярс» с разделяющейся головной частью, также в мобильном варианте17.

Космическая техника

В 2009 г. в интересах Министерства обороны РФ (МО) было выведено на заданные орбиты 11 космических аппаратов (см. таблицу 2). Для расширения возможностей наземного управления космическими аппаратами в Калининградской области был развёрнут подвижной наземный командно-измерительный пункт18. Продолжились лётные испытания ракеты-носителя «Союз-2-1б», разработка ракеты-носителя «Ангара», а также расширение и модернизация инфраструктуры космодрома Плесецк19.

Состоялась постановка на боевое дежурство двух радиолокационных станций (РЛС), входящих в национальную систему предупреждения о ракетном нападении. Первая – «Воронеж-М» – была введена в строй в пос. Лехтуси Ленинградской области, вторая – модернизированная «Воронеж-ДМ» – была поставлена на опытное боевое дежурство в г. Армавир Краснодарского края и сейчас проходит испытания20.

Авиационная техника. Новые закупки

Главным событием здесь стало заключение в августе контракта с АХК «Сухой» на поставку ВВС до 2015 г. 48 истребителей Су-35С, четырёх Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 млрд руб.21 Производство будет вестись на КнААПО им. Гагарина. Контракт повлек за собой загрузку смежных предприятий. Так, Уфимское МПО изготовит 96 двигателей «Изделие 117С» для истребителей Су-35С22. Помимо этого, корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) был выдан подряд стоимостью 6 млрд руб. на производство для новых самолётов авиационных ракет23. Ранее было известно, что в первом полугодии КТРВ поставила ВВС 12 противорадиолокационных ракет неназванного типа24.

В общей сложности в 2009 г. МО планировало поставить российским вооружённым силам 80 новых и модернизированных самолётов и вертолётов, причём не меньше половины из этого количества должны были составить самолёты25. Известно, что ВВС был передан 31 истребитель МиГ-29СМТ/УБТ, от которых ранее отказался Алжир. Также ВВС получили последние два фронтовых бомбардировщика Су-34 производства НАПО им. Чкалова (входит в АХК «Сухой») в рамках контракта 2006 г. на поставку пяти самолётов26.

Сдвинулось с места производство учебно-тренировочных самолётов Як-130. В 2009 г. НАЗ «Сокол» выпустил четыре Як-130 установочной партии, часть из которых (от одного до трёх)27 была передана ВВС. В то же время программа сталкивалась с различными трудностями, в частности, МО своевременно не оплачивало производство двигателей АИ-222-2528, также ощущался дефицит стекла для производства фонарей кабин самолётов29.

В 2009 г. МО приняло решение о возобновлении на Улан-Удэнском авиационном заводе производства учебно-боевых штурмовиков Су-25УБМ. В 2010 г. должны быть поставлены первые два самолёта30.

На КАПО им. Горбунова продолжились работы на первом самолёте Ту-214ОН, который строится в рамках международного договора по открытому небу. Генподрядчиком по программе выступает концерн радиостроения «Вега», который устанавливает на самолёты своё радиолокационное оборудование. В августе концерн получил от МО заказ на строительство второго Ту-214ОН. Сдача обоих самолётов предусмотрена на 2011 г.31

В части вертолётной техники главным событием стала передача в строевые полки ВВС первых десяти серийных боевых вертолётов Ми-28Н производства «Роствертола»32. Сам вертолёт был принят на вооружение 15 октября33.

Продолжились государственные испытания боевого вертолёта Ка-52А, их окончание запланировано на 2010 г.34 В 2009 г. ААК «Прогресс» им. Сазыкина изготовила шесть Ка-52А установочной партии, как минимум два из них были переданы заказчику35. Также предполагалась поставка в войска двух боевых вертолётов Ка-50, еще в 2008 г. прошедших цикл испытаний и являющихся последними произведенными Ка-5036.

Было закуплено порядка 10 многоцелевых вертолётов семейства Ми-837. Идентификации поддаются как минимум четыре произведённых на Улан-Удэнском авиационном заводе вертолёта Ми-8АМТШ на общую сумму 760 млн руб.38 Оставшиеся, вероятно, относятся к модификации Ми-8МТВ-5 производства Казанского вертолётного завода (КВЗ). В декабре КВЗ также передал ВВС установочную партию из шести лёгких учебных вертолётов «Ансат-У», оснащённых американскими двигателями Pratt & Whitney PW-207К39.

Кумертауское авиационное производственное предприятие получило в 2009 г. заказ от МО на один вертолёт радиолокационного дозора Ка-252РЛД, однако был ли он выполнен, неизвестно40. ЦНТУ «Динамика» передал Сызранскому высшему военному училищу лётчиков тренажёр вертолёта Ми-24П41.

В 2009 г. ВВС впервые закупили 12 новых двигателей РД-33 производства ММП им. Чернышева (до этого двигатели только ремонтировались), также был подписан контракт на ремонт 32 аналогичных двигателей и планировалось заказать ремонт еще 4042. Двигатели устанавливаются на истребители МиГ-29. В свою очередь, Уфимское МПО планировало изготовить в 2009 г. шесть новых двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27/30 и отремонтировать еще 60 двигателей разных типов, из которых не меньше 20 пришлось на АЛ-3143.

В 2009 г. МО приобрело 12 беспилотных летательных аппаратов (БЛА) производства израильской компании IAI, из них десять лёгких Bird-Eye 400 и I-View MK150 и два средних Searcher Mk II. Сумма контракта – $53 млн, поставки в войска ожидаются в 2010 г.44 В свою очередь, концерн радиостроения «Вега» должен был в 2009 г. выпустить первый серийный комплекс «Строй-ПД» с десятью БЛА «Пчела-1К». Стоимость комплекса составляет 300 млн руб., одного БЛА – 16 млн руб.45 ОАО «Туполев» вело разработку ударного варианта БЛА Ту-300 «Коршун»46.

Новые разработки

Основной программой здесь оставалось проектирование АХК «Сухой» истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В начале 2009 г. в постройке находились три экземпляра истребителя47. Летом был завершён планер нулевого экземпляра (Т50-0), который затем был перевезён для испытаний в ЦАГИ. До конца года была закончена сборка комплексного натурного стенда Т50-КНС, предназначенного для наземной отработки основных бортовых систем самолёта, а также первого лётного образца Т50-148. В декабре на заводском аэродроме КнААПО им. Гагарина были начаты наземные испытания Т50-КНС49.

ОАО «Туполев» получило контракт на проведение научно-исследовательской работы по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА). Эти работы начались ещё в 2008 г.50

Россия и Украина договорились восстановить работы по программе военно-транспортного самолёта Ан-70. В 2009 г. на этот проект российская сторона выделила 150 млн руб., украинская – 30 млн гривен ($3,8 млн)51.

На АК им. Ильюшина продолжилась разработка лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В52.

Также велось финансирование разработок новых вертолётов: модернизированного боевого Ми-28М, транспортно-боевого Ка-60 и «лёгкого многоцелевого военного вертолёта»53.

Системы ПВО

В 2009 г. в войска ПВО поступил второй дивизион зенитных ракетных систем С-400 и велось изготовление третьего54. В ходе производства концерн ПВО «Алмаз – Антей» столкнулся с нехваткой мощностей, в связи с чем даже не исключалось создание второго завода по производству С-40055. Кроме того, к июню в войска было поставлено четыре ЗРПК «Панцирь-С» и, видимо, единичные экземпляры ЗРС «Тор-М2»56.

В ноябре с Нижегородским машиностроительным заводом (входит в концерн ПВО «Алмаз – Антей») был заключен годичный контракт на сумму 1,22 млрд руб. на поставку комплектующих для систем ПВО57. На ОАО «Нител» финансировалось производство радиолокационных станций 55Ж6У «Небо-У»58. Также предполагалась поставка в войска комплексов средств автоматизации сбора радиолокационной информации «Фундамент» производства Кимовского радиоэлектромеханического завода59.

Военно-морская техника. Новые закупки

Основной программой ВМФ остается строительство на «Севмашпредприятии» ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955. В 2009 г. начались заводские испытания головного РПКСН «Юрий Долгорукий» пр. 955, совершившего в июне первый выход в море. Вероятно, велись работы и на двух других РПКСН серии модифицированного пр. 955А – «Александре Невском» и «Владимире Мономахе». Кроме того, предполагалось заложить четвёртый модернизированный уже по проекту 955У РПКСН с предварительным названием «Святитель Николай», но закладка была перенесена на 2010 г. Между тем, принятие на вооружение баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава» – основного оружия новых РПКСН – опять откладывается. В 2009 г. было проведено два испытательных пуска ракеты (из пяти запланированных)60, оба неудачные.

На «Адмиралтейских верфях» продолжились испытания головной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) пр. 677 «Санкт-Петербург», однако сдача ДЭПЛ была в очередной раз перенесена (изначально она планировалась ещё на 2007 г.)61. В то же время предприятие сдало ВМФ глубоководный аппарат пр. 16811 «Консул» (строился с 1992 г.) и продолжило строительство спасательного судна пр. 21300С «Игорь Белоусов»62.

На Северной верфи велось активное строительство головного фрегата пр. 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и состоялась закладка второго фрегата серии «Адмирал флота Касатонов»63. Сдача головного корабля планируется на 2011 г., второго – на 2012 г. В июле верфь передала 12 главному управлению МО катер связи пр. 21270 «Серафим Саровский»64.

На ПСЗ «Янтарь» наконец удалось завершить строительство одного из главных российских военно-морских «долгостроев» – сторожевого корабля пр. 11540 «Ярослав Мудрый». Строительство велось с 1986 г., было прервано и возобновлено в 2002 г., стоимость достройки корабля составила около 2 млрд руб.65 После проведения испытаний в июне корабль вошёл в состав ВМФ66. Завод также продолжил строительство головного большого десантного корабля пр. 11771 «Иван Грен» (к концу года был сформирован его корпус) и получил от ВМФ контракт стоимостью 7 млрд руб. на производство двух научно-исследовательских судов – опытового «Селигер» пр. 11982 (заложено в июле) и океанографического «Крюйс» пр. 2201067.

«Сокольская верфь» передала ВМФ десантный катер пр. 1176 стоимостью 40 млн руб.68, ЦС «Звёздочка» – морской транспорт вооружения «Звёздочка» пр. 2018069, Средне-Невский судостроительный завод, после длительных испытаний,– опытовый морской тральщик пр. 02668 «Вице-адмирал Захарьин» (строившийся с 1989 г.)70, судостроительный завод «Вымпел» – патрульный катер пр. 12150 «Мангуст»71, Благовещенский судостроительный завод им. Октябрьской революции – большой гидрографический катер БГК-797 пр. 1992072 и Зеленодольский судостроительный завод – головной противодиверсионный катер пр. 21980 «Грачонок»73. Хабаровский судостроительный завод продолжил строительство морского спасательного буксира «Охотск» пр. 2203074. Судостроительный завод «Волга» в июле спустил на воду и передал на испытания головной десантный катер на воздушной каверне пр. 21820 «Дюгонь»75.

Бронетехника, артиллерия и автомобили

В 2009 г. планировалось закупить 63 основных танка Т-90А и модернизировать около 40 танков Т-72Б до уровня Т-72БА76. Известно, что к июню было поставлено 30 танков Т-90А и 20 артиллерийских орудий77. Также планировалось закупить 304 (по другим данным 357) боевые бронированные машины, из которых к июню было поставлено 100 единиц78.

ВДВ получили 150 модернизированных боевых машин десанта БМД-2 (видимо, частично переделанных из БМД-1) и БМД-4 (из БМД-3) и десять самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С23 «Нона-СВК»79. Также для ВДВ велось мелкосерийное производство САУ 2С25 «Спрут-СД»80.

В войска планировалось поставить три пусковые установки и 13 ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер»81. Также ожидалась передача не меньше двух боевых машин огнемётчиков БМО-Т и двух транспортно-заряжающих машин тяжелой огнемётной системы ТОС-1 на общую сумму порядка 45 млн руб.82

Уральский автомобильный завод планировал поставить в 2009 г. порядка 2300 своих грузовых автомобилей в рамках трёхлетнего (2009–2011 гг.) контракта на сумму 20 млрд руб., а КамАЗ – не меньше 1000 грузовиков83. При этом части морской пехоты получили около 500 грузовиков «КамАЗ» и «Урал» и специальных автомобилей на их базе84. Ульяновский автомобильный завод передал вооружённым силам 1200 автомобилей УАЗ-315185.

В 2009 г. должен был быть осуществлён ремонт 36 САУ 2С3М(М1) «Акация», 25 САУ 2С19 «Мста-С», 6 САУ 2С1 «Гвоздика», 18 САУ 2С9(-1), а также капитальный ремонт 36 гаубиц 2А65 на общую сумму почти 2 млрд руб.86

Были произведены поставки различного имущества для инженерных войск на сумму не меньше 1,5 млрд руб.87 Войска радиоэлектронной борьбы получили мобильный радиоэлектронный комплекс по созданию помех производства НПО «Завод „Волна“» стоимостью 350 млн руб.88

Для береговых частей ВМФ предположительно был закуплен один дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион»89.

Андрей Фролов