Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новая жизнь всемирно известного вертолёта…

В прошлом году на ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» (предприятии холдинга «Вертолёты России») начали глубокую модернизацию вертолёта Ми-8. Ставка делается на базовую машину Ми-171, которая в модернизированной версии получила рабочее название Ми-171М, а после её сертификации – Ми-171А2. Первый опытный образец Ми-171М будет изготовлен на Улан-Уденском авиационном заводе.

Модернизация вертолётов типа Ми-8 имеет обозначение Ми171М. Настал момент, когда потребовалось качественно поднять характеристики вертолёта, так как любая техника должна отвечать современным тенденциям. В новом вертолёте будут применяться самые передовые конструкторские решения, опробованные на вертолётах Ми-28Н и Ми-38. Модернизация вертолёта типа Ми-8 направлена на улучшение технических и экономических характеристик, а также на расширение сфер и условий эксплуатации. На машине планируется внедрить более 80 нововведений.

Модернизация Ми-8 касается несущей системы вертолёта – главного редуктора, автомата перекоса, втулки несущего винта, трансмиссии. У вертолёта появятся лопасти из композитных материалов и Х-образный рулевой винт. На модернизированной машине будут установлены более мощные двигатели ВК-2500. Фюзеляж и авиационное оборудование также претерпят изменения. Планируются увеличение полезного объёма грузовой кабины и возможность конвертации грузовой кабины в пассажирский салон. Внедрение цифрового пилотажного комплекса ПКВ-171 и многофункциональной авионики – новшества оборудования, которые будут отвечать самым современным стандартам.

Диапазон эксплуатационных температур от –50 до +50 °С позволит вертолёту работать в различных климатических зонах. Модернизированный вертолёт будет оборудован метеорадаром, обзорной станцией и системой ночного видения. Гражданская версия вертолёта Ми-171М, которая может заинтересовать и силовые структуры, в частности МЧС России, также предполагается с новой аппаратурой. Если машина заинтересует Министерство обороны РФ, то будет доработана в соответствии с пожеланиями и финансовыми возможностями военных.

Ещё одним преимуществом модернизированной версии будет сокращение времени планирования полёта, снижение нагрузки на экипаж в полёте, в том числе за счёт автоматического контроля параметров работы бортовых систем. Автоматизация контроля, современные средства навигации и связи позволяют уменьшить количество членов экипажа до двух человек. Вертолётом Ми171М будут управлять два пилота. Бортинженер останется на борту, но уже не будет участвовать в контуре управления летательным аппаратом.

«Стеклянная кабина» – такое название получилось по причине использования жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ) различной информации для лётчиков, которые можно сравнить с экраном компьютера. Такой вид индикации даёт огромные возможности по размещению любой необходимой информации – графики, видео и т. д. ЖКИ не только надёжны и имеют практически неограниченный ресурс, но и значительно легче, чем электромеханические приборы.

Фюзеляж модернизированной версии будет удлинён для транспортировки большего количества пассажиров, а топливные баки увеличены для повышения дальности до 1200 км. Хвостовая часть фюзеляжа будет трансформируемой – более округлой или плоской, в зависимости от задач, решаемых заказчиком.  Для любого летательного аппарата требуется разумное сочетание веса конструкции, обеспечение её прочности для лётного ресурса. Искусство конструктора заключается в том, чтобы оптимизировать эти показатели. Но ничего не получится, если не использовать новые материалы, новые способы расчётов, новые конструктивные решения. Время диктует свои правила. Сегодня одним из приоритетов при создании техники является использование композитных материалов, и на Московском вертолётном­ заводе им. М. Л. Миля в полной мере работают с подобными инновациями. Это относится к лопастям несущего винта, элементам планера и системам вертолёта. Доля композитных материалов (КМ), включая лопасти и винт, составит в модернизированной версии вертолёта Ми-171М ориентировочно 25–30 % в общем объёме.

Алексей Самусенко, генеральный конструктор ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля»