Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Радиоэлектроника России: прошлое, настоящее, будущее?

 

Весной в Министерстве промышленности и торговли РФ состоялось расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности «Итоги работы радиоэлектронной промышленности в 2009 году и основные задачи на 2010 год». Выступая на совещании с отчётным докладом, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Владимир Минаев подробно остановился на вопросах научно-технической политики, итогах выполнения федеральных целевых программ и первоочередных задачах радиоэлектронной промышленности.

– Научно-техническая политика в отрасли направлена на создание и освоение электронных и радиоэлектронных технологий, соответствующих мировому техническому уровню. На базе этих технологий планируются разработка и выпуск широкого класса современных изделий:

• радиоаппаратуры цифрового телерадиовещания;

• аппаратуры широкополосного беспроводного доступа;

• систем и средств радиочастотной идентификации;

• навигационной аппаратуры пользователей системы ГЛОНАСС;

• силовой электроники;

• микроэлектроники;

• СВЧ-электроники;

• микросистемотехники;

• промышленной радиоэлектроники;

• бытовой радиоаппаратуры;

• медицинской радиоэлектронной аппаратуры.

– Владимир Николаевич, многие из федеральных целевых программ уже действуют. В двух словах, что происходит?

– В рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы разрабатываются базовые промышленные технологии и создается научно-технический задел по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированным узлам и блокам радиоэлектронной аппаратуры, вертикально-интегрированным системам автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов.

В рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» по подпрограмме «Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей» продолжаются работы по созданию технологий и разработке конечной аппаратуры пользователей ГЛОНАСС, основанной на использовании унифицированных электронных модулей (приёмно-измерительные модули, контроллеры, функциональные узлы, вторичные источники питания).

– Подводя итоги 2009 года, что бы Вы отметили особо?

– Было разработано 67 базовых технологий в области электронной компонентной базы, создано 2 базовых центра проектирования функционально сложной электронной компонентной базы, проведены реконструкция и техническое перевооружение 4 действующих радиоэлектронных производств.

Среди базовых технологий в области электронной компонентной базы, разработанных в 2009 году, можно отметить, например, следующие:

• базовая технология создания ряда радиационно-стойких изделий силовой электроники – ДМОП-транзисторов с напряжениями 30–800 В и рабочими токами до 100 А, IGBT до 1200 В и драйверов (ОАО «Ангстрем», Москва);

• базовая технология изготовления нитридных гетероструктур и теплопроводящих подложек AlN для приборного ряда СВЧ-транзисторов ППМ АФАР Х-диапазона (ОАО «Светлана», С.-Петербург);

• маршрут проектирования СФ-блоков с проектными нормами 0,13 мкм (ОАО «НИИ МЭ и „Микрон“», Москва);

• технология производства суперлинейных кремниевых сверхвысокочастотных транзисторов S- и L-диапазонов (ФГУП «НИИЭТ», Воронеж).

Важным инвестиционным проектом является реконструкция и перевооружение технической базы производства мощных, малошумящих СВЧ-транзисторов и МИС на основе широкозонных полупроводниковых материалов на базе ФГУП «НПП „Пульсар“».

Предполагаемые к выпуску СВЧ-субмодули имеют параметры, сравнимые с параметрами лучших образцов импортных СВЧ-субмодулей и вполне конкурентоспособны.

Предусмотрено также завершение работ по созданию межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов на базе ОАО «Российская электроника». Это позволит обеспечить значительное сокращение затрат, которые отдельные отрасли и предприятия-изготовители микросхем планируют при создании таких участков на своих предприятиях или заказах фотошаблонов у зарубежных изготовителей без гарантий сохранности информации по разрабатываемым проектам изделий микроэлектроники.

В 2009 г. несколько предприятий (ОАО «Концерн „Созвездие“», ФГУП «МКБ „Электрон“», ОАО «ЦНИТИ „Техномаш“», ОАО «Авангард», ФГУП «НПП „Пульсар“», ФГУП «КНИИТМУ», ФГУП «РНИИРС» и др.) выиграли конкурсы РФФИ и получили гранты на проведение фундаментальных исследований в области радиоэлектроники, являющихся начальным этапом любой разработки.

– Текущий год эксперты признают годом определения наиболее важных, приоритетных мероприятий по реализации Программы и обеспечения их выполнения. Конкретизируйте их, пожалуйста!

– Планируется разработать «Стратегию развития радиоэлектронной промышленности» до 2025 года, в которой на основе изучения мирового и отечественного рынков радиоэлектронной продукции и промышленных товаров будет сделан прогноз развития отечественной радиоэлектронной промышленности. Отдельной строкой заявлена организация и участие в отечественных и зарубежных выставках по тематике радиоэлектронной промышленности, как одно из необходимых мероприятий.

Кроме того, Департамент уже подготовил 6 дорожных карт. В их составе: цифровое телевидение, радиочастотная идентификация, навигационная аппаратура (ГЛОНАСС), медицинская техника, силовая электроника, телекоммуникационное оборудование. Данные дорожные карты позволяют увязать основные направления развития радиоэлектронного комплекса между собой и дать четкую картину по сохранению стратегических ориентиров.

– Перед отраслью радиоэлектронной промышленности тоже стоит кадровый вопрос?

– Увы. Проблема сохранения и обновления кадрового потенциала является в настоящее время одной из наиболее актуальных в обеспечении дальнейшего устойчивого развития радиоэлектронной промышленности. Сейчас средний возраст работников составляет 45,8 года, в то время как оптимальным является возраст 35–38 лет. В связи с этим первоочередная задача кадровой политики – осуществление мер по «омолаживанию» кадрового состава, прежде всего путем набора выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Кадровый потенциал необходимо восстанавливать, и для этого, по моему мнению, нужно сделать следующее:

• усилить привлекательность работы в радиоэлектронной промышленности за счёт дальнейшего роста заработной платы;

• продолжить дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

• воссоздать системы профессионально-технического обучения на базе ведущих предприятий.

– Можно ли охарактеризовать особенности отечественного рынка радиоэлектроники?

– Под влиянием мировой кризисной экономической ситуации происходят определённые системные преобразования, которые приводят к заметному сокращению объёма рынка и изменению его структуры.

Большинство секторов рынка переходит от модели регулярного серийного потребления продукции к модели нерегулярного потребления приборов с не повторяющейся функциональностью, т. е. фактически к проектному потреблению радиоэлектроники «под заказ». В связи с этим у российских производителей радиоэлектроники, которые изначально были и, в основном, остаются проектно-ориентированными компаниями, имеющими навык быстрой разработки и выпуска небольших серий приборов, появляется множество возможностей занять новые рыночные ниши, потеснив зарубежных конкурентов.

Политика отечественных предприятий на российском рынке электроники направлена на завоевание специализированных рынков. Большое значение мы намерены придавать таким способам продвижения отечественной продукции, как участие в выставочных мероприятиях. Уже в этом году, в рамках «Российской недели электроники», которая пройдет 26–28 октября в «Экспоцентре», организуется большая экспозиция Министерства промышленности и торговли РФ, представленная 60 предприятиями радиоэлектронной промышленности России.

Справочно:

«Российская неделя электроники» – конгрессно-выставочное мероприятие, включающее в себя 6 выставок и больше 20 конференций и семинаров по разработке, производству, поставке компонентов и модулей радиоэлектронной аппаратуры, подготовке инженерных кадров, продвижению продукции радиоэлектронного комплекса на отечественном и зарубежном рынках.