Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Рэнкинг предприятий оборонно-промышленного комплекса России в 2008 году

Центр анализа стратегий и технологий подводит итог своего очередного ежегодного исследования «Рэнкинг предприятий оборонно-промышленного комплекса России». Его цель – мониторинг финансово-экономической динамики лидирующих субъектов ОПК.

Источники информации

Основным источником информации для составления рэнкинга являются данные официальных годовых отчетов и пресс-релизов предприятий, а также сообщения ведущих новостных изданий. Кроме того, в рэнкинге используются данные, которые в инициативном порядке предоставили сами предприятия, без официальной просьбы об этом со стороны Центра АСТ. Наконец, в ряде случаев Центр АСТ приводит свои оценки.

Структура рэнкинга включает информацию о деятельности предприятий по следующим позициям:

 – выручка от реализации (объем продаж);

 – объем чистой прибыли (убытков);

 – доля экспорта в общем объеме продаж;

 – доля гражданской продукции в общем объеме продаж;

 – среднесписочная численность сотрудников;

 – сектор деятельности: авиационная техника (АТ), морская техника (МТ), космическая техника (КТ), сухопутная техника (СТ), приборы, оборудование и электроника (Пр), артиллерия (Ар), легкое стрелковое оружие (ЛСО), средства поражения (СП), двигатели (Д), системы противоздушной обороны (ПВО);

 – тип собственности: частные (Ч – АО с госдолей менее 25%), преимущественно частные (ПЧ – АО с госдолей более 25%, но менее 50%), преимущественно государственные (ПГ – АО с госдолей более 50%, но менее 75%) и государственные (Г – ФГУП/ГУП и АО с госдолей более 75%).

В рэнкинг не включаются предприятия:

 – целиком работающие в интересах сил ядерного сдерживания или космических войск;

 – по которым отсутствует информация, если при этом невозможно корректно оценить недостающие данные;

 – с долей гражданской выручки более 80%.

Транспарентность и репрезентативность

В этом году Центр АСТ отказался от практики рассылки предприятиям ОПК писем с просьбой раскрыть свои финансово-экономические показатели. Помимо данных, размещенных в открытом доступе, использовалась только информация, которую предприятия ОПК предоставили в инициативном порядке. Понятно, что таких было немного – это традиционные участники рэнкинга концерн ПВО «Алмаз-Антей», АХК «Сухой», НПК «Иркут», НПО «Сатурн», а также новичок – холдинг «Вертолеты России».

Изменение подхода, обусловленное ужесточением режима секретности в российском ОПК, сузило не только количество потенциальных участников рэнкинга, но и увеличило долю оценочных данных. Очевидно, что это негативно сказалось на репрезентативности исследования. Можно говорить о том, что текущий рэнкинг является наименее репрезентативным из всех публикуемых за последние годы. Представляется, что адекватно реальную ситуацию в нем отражает только первая пятерка компаний (как по общей, так и по военной выручке). Состав же первой десятки (обычно правильный) в этот раз, скорее всего, некорректен. В десятку могли бы войти некоторые из следующих предприятий: «Адмиралтейские верфи», ЦС «Звездочка», ММПП «Салют» и корпорация «Аэрокосмическое оборудование», но данные по ним отсутствуют. В связи с этим текущий рэнкинг правильнее было бы назвать не рэнкингом крупнейших предприятий ОПК РФ, а рэнкингом крупнейших и наиболее открытых из них. По всей видимости, такая формулировка будет уместна и в будущие годы.

Можно предположить, что повышенная секретность предприятий российского ОПК (по сравнению с западными компаниями) связана с узкой специализацией многих из них. Зная их объем выручки, можно довольно точно оценить, какие работы на них ведутся, чего не скажешь про крупные зарубежные корпорации. Профиль их деятельности столь многообразен, что о характере их военного производства в том или ином году можно только догадываться.

В связи с этим стоит надеяться, что транспарентность в ОПК РФ увеличится в ходе окончательного формирования так называемых объединенных корпораций. Качество рэнкинга должно особенно улучшить появление «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Напомним, что российские верфи даже в лучшие времена попадали в рэнкинг довольно редко (только после сдачи очередного корабля и его учета в выручке), что объяснялось особенностями российского бухучета. Вполне возможно, что ОСК если и не перейдет быстро на отчетность согласно МСФО, то будет на регулярной основе публиковать объем производства своих предприятий.

Отметим также, что в 2008 году из холдинговых структур в рэнкинг попали только «Вертолеты России». «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) мы начнем включать в рэнкинг с 2009 года, хотя она уже второй год подряд публикует свою годовую консолидированную выручку. Это связано с тем, что в рамках корпорации лишь в 2009 году были сделаны первые шаги по реальной интеграции активов в дивизионы боевой и транспортной авиации, а также значительно усилилась координация в секторе производства гражданских лайнеров. Кроме того, произошла деактуализация конкуренции двух полюсов российского авиапрома – АХК «Сухой» и «Иркутского альянса». Отчасти объединение сторон продемонстрировало назначение в ноябре 2008 года главы АХК «Сухой» Михаила Погосяна на должность гендиректора корпорации «МиГ», которая ранее находилась в поле «иркутского» влияния. В свою очередь, формирование ОСК и «Объединенной двигателестроительной корпорации» пока находится в зачаточном состоянии, ибо данных об их деятельности еще нет.

Основные особенности

1. Продолжился рост продаж большинства российских оборонно-промышленных предприятий, которые традиционно занимают лидирующие позиции в рэнкинге по объемам производства. Причем у некоторых холдинговых компаний, таких, например, как концерн ПВО «Алмаз-Антей» или «Вертолеты России», этот рост был весьма значителен и составил десятки процентов. Данный рост стал результатом как увеличения объема экспортных поставок, так и государственного оборонного заказа (ГОЗ). Похоже, что начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис пока не успел отразиться на деятельности этих компаний.

2. Несколько снизилась зависимость российской оборонной промышленности от экспорта. Высокие показатели большинства лидеров рэнкинга, особенно АХК «Сухой», НПК «Иркут», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», Тульского КБ приборостроения, Уфимского МПО обеспечены все еще благодаря большим объемам поставок за рубеж. В то же время влияние роста ГОЗ ощущается в показателях таких компаний, как концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Вертолеты России» и особенно «Севмашпредприятия», которое за исключением работ по модернизации авианесущего крейсера Vikramaditya (бывший «Адмирал Горшков») работает преимущественно в интересах ВМФ РФ.

3. Российский ОПК остается слабо вовлеченным в гражданское производство. Исключение среди компаний – лидеров рэнкинга представляет «Уралвагонзавод», где доля гражданской превышает 60%. Кроме того, половина объемов реализации приходится на гражданскую продукцию у «Вертолетов России», однако специфика вертолетов как по определению продукции двойного назначения делает это соотношение весьма условным. В будущем можно ожидать, что по мере формирования больших общенациональных корпораций (авиастроительной и судостроительной) уровень диверсификации по линии военно-гражданское производство значительно возрастет. В авиастроении, например, доля гражданского производства существенно увеличится после начала серийного производства регионального самолета SSJ100 и начала полномасштабных НИОКР по среднемагистральному МС-21.

4. В рэнкинге сильно увеличился вес госпредприятий. Главным образом, это связано с национализацией в 2008 году ряда крупных компаний (НПО «Сатурн», УМПО), а также выкупом ОАК доли частных акционеров в НПК «Иркут». Кроме того, имеет место незначительная методологическая «коррекция»: в этому году мы рассматриваем всех вертолетчиков как государственных (в составе «Вертолетов России»), хотя ранее полагали, что все еще «преимущественно частный» «Роствертол» является отдельной компанией.

Отраслевой анализ по общей выручке

Совокупная общая выручка предприятий Топ-20 в 2008 году составила 418,26 млрд руб. (см. табл. 1), что обеспечило прирост в 23,2% по сравнению с предыдущим годом. При этом, по данным Федеральной службы статистики РФ, в промышленности в 2008 году наблюдалась дефляция в 7% (в 2007 г. – прирост выручки составил 15,9% при инфляции в 25,1%) . Очевидно, основное падение рубля и рост цен пришлись на 2009 год.

Доля внутреннего рынка в совокупной выручке увеличилась на 7,5 п.п. до 48,5%, доля гражданской выручки – на 1,6 п.п. до 20,5%, доля выручки госпредприятий – на 29 п.п. до 91%.

В 2008 году выручка предприятий самолетостроения выросла с 78,54 до 85,24 млрд руб. (см. рис. 2), что обусловлено высоким уровнем экспорта истребителей семейства Су-27/30. Однако отметим важный момент. По оценочным данным, в 2008 году было поставлено за рубеж 40 истребителей Су-27/30, в то время как в 2007 году – рекордное количество в 49 машин. Учитывая, что в 2008 году в промышленности наблюдалась дефляция (вместо обычной инфляции) уместно предположить, что выручка самолетостроителей завышена. Скорее всего, компания «Сухой», являющаяся по многим «самолетным» контрактам головным исполнителем, учла в своей выручке также поставки истребителей Су-27/30 иркутского производства. Иными словами, возможно, имеет место двойной счет.

В то же время довольно позитивные итоги наблюдаются в вертолетостроении. За последние несколько лет предприятия отрасли существенно увеличили объем выручки. В 2008 году прирост составил почти 40%. Хотя отчасти этот прирост связан с включением в объем продаж «Вертолетов России» выручек смежников (Ступинского НПП, ММЗ «Вперед» и т.д.), эффект от консолидации заводов все же имеется. Это видно на росте объемов производства. В 2007 году всего было простроено около 120 вертолетов , в 2008 году – уже 169 (из них 114 семейства Ми-8/17), в том числе 55 на Казанском вертолетном заводе, 44 на «Роствертоле», 59 на УУАЗе и 11 на КумАПП. Планы на 2009 год – 230 машин . Среди известных получателей вертолетов в 2008 году к крупнейшим относятся Венесуэла (получила 16 транспортных вертолетов серии Ми-17) и Индонезия (6 транспортных Ми-17В-5 и, возможно, 6 боевых Ми-35М) . Падение выручки двигателестроительных компаний (с 38,62 до 29,72 млрд руб.), очевидно, объясняется отсутствием в этом году данных по ММПП «Салют». В то же время это может служить предвестником снижения в будущем трансфертов истребителей (и соответственно выручки самолетостроителей), что также подтверждается графиком выполнения известных контрактов. Так, в 2009 году будут завершены почти все (кроме индийских) контракты на поставку истребителей Су-27/30. Реализация соглашений по истребителям семейства МиГ-29 (прежде всего на модернизацию 64 МиГ-29 ВВС Индии) вряд ли восполнит этот пробел. Изменение выручки судостроителей с 4,07 до 18,3 млрд руб. главным образом отражает рост объема продаж «Севмашпредприятия». По всей видимости, речь идет о ремонтных работах на кораблях ВМФ РФ. Так, известно, что в 2008 году «Севмаш» передал флоту прошедшую средний ремонт АПЛ пр. 971 «Пантера» . В свою очередь, «Северная верфь», также попавшая в рэнкинг в этом году, передала ВМФ РФ головной корвет пр. 20 380 «Стерегущий». Наконец, в этот раз мы добавили отрасль бронетанкостроения, которая с 2006 года демонстрирует впечатляющий рост. Это связано как с увеличивающимся производством танков Т-90 на «Уралвагонзаводе» (на экспорт и для Минобороны РФ) , так и с ростом закупок Вооруженными силами РФ легкой бронетехники производства Курганского и Арзамасского заводов.

Топ-5 по военной выручке

Совокупная «военная» выручка предприятий Топ-20 в 2007 году составила 333,37 млрд руб. (см. табл. 2), что обеспечило номинальный прирост в 15% по сравнению с предыдущим годом (в 2006 году прирост составил 25,5%).

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» с объемом военной выручки в 107,9 млрд руб. сохранил в 2008 году свое лидерство. В структуре продаж концерна обращает на себя внимание относительно низкая доля экспорта (порядка 50%, что для крупнейших российских компаний в области ОПК довольно нетипично). В сочетании с традиционно низкой долей производства гражданской продукции это может означать наличие крупного ГОЗ. Вероятнее всего, речь идет о производстве новейших ЗРС С-400 в интересах российских вооруженных сил, а также о большом объеме НИОКР по всем видам систем ПВО – от малой до сверхбольшой дальности включительно. Что касается работ в интересах инозаказчиков, то, по всей видимости, в финансово-экономической статистике нашли свое отражение производство С-300ПМУ-2 для Алжира и, возможно, для Ирана. Кроме того, могут существовать и другие, неизвестные контракты на поставку ЗРК средней дальности. АХК «Сухой» с объемом реализации продукции военного назначения в 50,76 млрд руб. сохраняет вторую позицию в рэнкинге, повторимся, за счет по-прежнему больших объемов экспортных поставок истребителей семейства Су-30МК. В 2008 году непосредственно с базовой производственной площадки «Сухого» в Комсомольск-на-Амуре (КнААПО) в Венесуэлу были переданы 8 истребителей Су-30МК2, еще две машины этого типа были поставлены в Индонезию. Кроме того, «Сухой» является головным исполнителем контрактов с Малайзией и Алжиром. Велись также активные работы в интересах ВВС РФ, которые получили фронтовой бомбардировщик Су-34 и 8 модернизированных истребителей Су-27СМ, а также 14 модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2. В поставках истребителей Су-30МК была также задействована корпорация «Иркут», занявшая четвертое место в рэнкинге с объемом продаж ПВН на сумму 28,63 млрд руб. В прошлом году корпорация изготовила предположительно 2 истребителя Су-30МКИ для Индии, 6 Су-30МКМ для Малайзии, 8 Су-30МКИ(А) для Алжира и предположительно 14 технологических комплектов Су-30МКИ в рамках программы лицензионного производства 140 этих машин на заводах индийской корпорации HAL.

Передачи большого количества истребителей Су-30МК и их технологических комплектов потянули за собой и значительные поставки авиационных средств поражения, что обеспечило корпорации «Тактическое ракетное вооружение» третье место в рэнкинге по объему продаж продукции военного назначения. Возможно также, что значительный вклад в производство корпорации внесли поставки на экспорт противокорабельных ракетных комплексов «Уран-Э».

Наконец, пятое место в рэнкинге занимает ОАО «Вертолеты России», которое динамично наращивает ежегодное производство как транспортно-десантных, так и боевых вертолетов, причем не только на экспорт, но и в интересах Вооруженных сил РФ. Так, ударный вертолет Ми-28Н является, по всей видимости, одной из немногих (наряду с учебно-тренировочным самолетом Як-130 и фронтовым бомбардировщиком Су-34) тактических систем вооружения, которые предполагаются к поставкам в войска в относительно значительных количествах и на закупку которых уже существуют формализованные контракты Министерства обороны.