Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Оборонно-промышленный комплекс России в 2008 году

В 2008 году в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России произошли следующие значимые события :

• в условиях экономического кризиса многие предприятия ОПК обратились за помощью к государству. Проблема обеспечения их ГОЗ стала как никогда актуальной;

• в обмен на господдержку акционеры НПО «Сатурн» согласились уступить государству контроль над своей компанией. Таким образом государство устранило основное препятствие на пути создания «Объединенной двигателестроительной корпорации»;

• продолжилось строительство других оборонных холдингов: госкорпорации «Ростехнологии», «Вертолетов России», судостроительной и авиастроительной корпораций, а также бронетанкового холдинга.

ОПК надеется на ГОЗ

Экономический кризис скорректировал планы многих предприятий. Забыты масштабные инвестиционные проекты, компании выстроились в очередь за государственной помощью. Применительно к ОПК активнее всего пресса обсуждала проблемы групп «ГАЗ» и «КамАЗ».

Резкое падение спроса на их основную продукцию (дорожно-строительную технику), вынудило эти компании приостановить конвейеры, сократить штаты и отправить часть людей в неоплачиваемые отпуска. Также из открытой печати стало известно о трудностях госкорпорации «Ростехнологии», концерна «Тракторные заводы», НПО «Сатурн», УМПО, ММП им. Чернышева, Хабаровского судостроительного завода, ЦС «Звездочка», Северной верфи и Ленинградского оптико-механического объединения.

Очевидно, что список далеко неполный и, как представляется, кризис в разной степени затронул все предприятия оборонной промышленности. Однако можно предположить, что ОПК пострадал от кризиса значительно меньше, чем гражданская промышленность. Это возможно потому, что многие оборонные компании и без кризиса все еще находятся в тяжелом экономическом положении. Среди них, например, РСК «МиГ» и предприятия самарского комплекса двигателестроения – СНТК им. Кузнецова и «Моторостроитель». Таким компаниям хуже уже не будет. Напротив, у них появился шанс быстрее догнать ослабевших лидеров, если, конечно, эффективно воспользуются госпомощью.

В чем же заключается эта помощь? Государство предлагает несколько инструментов: льготное кредитование, инвестиции в уставный капитал, реструктуризация или списание налоговой задолженности, снижение выплат дивидендов по госпакетам акций, изменение таможенно-тарифной политики и другие. Всего в бюджете 2009 года на эти цели заложено 625 млрд руб., при этом понятно, что государство также понесет косвенные издержки в виде сокращения поступлений в бюджет. Их оценка в открытой печати не приводилась.

Из отмеченной суммы для оборонных предприятий зарезервировано 50 млрд руб. на цели повышения капитализации и еще 100 млрд руб. – на госгарантии по кредитам. Сумма явно небольшая, даже учитывая, что помощь «Ростехнологиям» наверняка пройдет отдельной строкой. Только на повышение уставного капитала РСК «МиГ» уже выделено 15 млрд руб.

В этих условиях главная «антикризисная» надежда для ОПК – это гособоронзаказ (ГОЗ). Государство признает, что если сегодня уменьшить ГОЗ, «может остановиться целый ряд предприятий». Поэтому ГОЗ решено увеличивать. Официально его сумма не оглашалась, однако известно, что военный бюджет на 2009-2011 годы составит около 4 трлн руб., или примерно на 20% больше, чем ранее планировалось.

В принципе ГОЗ является основой финансового благополучия ОПК в любые времена, и его фактическое отсутствие почти весь постсоветский период привело отечественную оборонную промышленность к тому плачевному состоянию, в котором она сейчас находится. Текущий кризис еще раз обнажил эту проблему, придав ей особую окраску. Ведь сегодня ГОЗ важен для ОПК как никогда – он поможет не только проблемным предприятиям, но и позволит сохранить результаты тем, кто уже чего-то успел достичь. Среди последних, например, производители легкой бронетехники – машиностроительные заводы в Кургане и Арзамасе.

Очевидно, что ресурсы на преодоления кризиса у государства имеются. Проблема явно не в деньгах, а в их эффективном использовании, и здесь уже успели наломать дров. Как заявил один чиновник, «помогли тем, у кого возникли проблемы в первую очередь, а они возникли как раз у тех, кто вел свой бизнес не совсем эффективно». Для повышения эффективности государству, видимо, стоит определиться с конкретной «антикризисной» целью. Иными словами, ему нужно понять, какой оно хочет видеть свою промышленность по выходу из рецессии. В обратном случае любых денег может оказаться мало, а вливание новых средств только разгонит инфляцию.

«Сатурн» теперь государственный

Похоже, что кризис – лучшее время для национализации. В тяжелые времена в обмен на экономическую помощь частные собственники охотнее идут на уступки государству. При этом вхождение государства в капитал крупных предприятий, по мнению премьер-министра РФ Владимира Путина, необходимо для того, «чтобы государственные деньги дошли до получателей».

В ОПК первыми национализации подверглись предприятия двигателестроения – НПО «Сатурн» и, как следствие, подконтрольное ему Уфимское МПО. В декабре они перешли в собственность «Оборонпрома», государственного агента по созданию отраслевого холдинга в двигателестроении. Частники продали «Оборонпрому» 48,8% акций «Сатурна» и 58,7% УМПО. В итоге он смог аккумулировать в этих предприятиях 85,8% и 87,5% акций соответственно. Взамен «Сатурну» не дали обанкротиться – ВТБ объявил об открытии компании кредитной линии в 11,5 млрд руб., а «Газпром» сильно увеличил планы закупок «сатурновского» оборудования (в частности в 2009 году – с 870 млн до 1,8 млрд руб.).

Таким образом, после нескольких лет борьбы с Юрием Ласточкиным, мажоритарным акционером «Сатурна», «Оборонпром» взял верх. Теперь у него все готово для интеграции предприятия в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК), которая также объединит пермские и самарские компании. В начале декабря Правительство РФ приняло соответствующее решение. Ласточкину же обещана руководящая должность по тематике «Сатурна».

Между тем столь долгое сопротивление Ласточкина безусловно вызывает интерес. Очевидно, оно говорит не только о характере этого человека, но и об относительно малом политическом весе Дениса Мантурова, прежде гендиректора «Оборонпрома», а с конца 2007 года – заместителя министра промышленности РФ, курирующего ОПК и гражданское машиностроение. Если бы за дело взялся Сергей Чемезов, «основатель» и президент госкорпорации «Ростехнологии», проблема, скорее всего, решилась бы гораздо быстрее.

Теперь на пути создания ОДК серьезных препятствий нет, дело осталось за юридическими процедурами. Сколько они займут, покажет время. По состоянию на конец 2008 года Распоряжениями Правительства РФ было создано ОАО «Управляющая компания «ОДК» (100% акций принадлежит «Оборонпрому»), а в уставный капитал «Оборонпрома» в обмен на его допэмиссию были переданы госпакеты акций во всех моторостроительных компаниях РФ.

Задача по созданию ОДК поручена Василию Лапотько, заместителю гендиректора «Оборонпрома». До этого он курировал проект санации самарских предприятий. В этой области в 2008 году ему удалось полностью реструктурировать долг СНТК им. Кузнецова (около 1,7 млрд руб.), а для «Моторостроителя» добиться выделения правительственной субсидии в 1,27 млрд руб.

В Самаре Лапотько сменил Николай Никитин, заместитель гендиректора УК «Пермский моторостроительный комплекс» и некогда гендиректор РСК «МиГ».

Строительство других холдингов

В 2008 году продолжилось строительство других оборонных холдингов. В связи с этим их экономическая деятельность, похоже, была парализована, во всяком случае, о ее результатах почти ничего не сообщалось.

Созданная в 2007 году на базе «Рособоронэкспорта» и его промышленных активов госкорпорация «Ростехнологии» по итогам года сформировала свой уставный капитал. Соответствующий президентский указ был подписан в июле, а Постановление Правительства РФ – в ноябре. В корпорацию вошли 180 ФГУПов и госдоли в 246 акционерных обществах. Среди крупных активов – КамАЗ, корпорация «ВСМПО-Ависма», «Оборонпром» и другие. Предполагается, что передача акций произойдет к весне 2009 года, а интеграция унитарных предприятий займет – 1,5– 2 года. Государство также внесло в уставный капитал корпорации 1,5 млрд руб. Кредиторскую задолженность полученных в свое ведение предприятий «Ростехнологии» оценили в 800 млрд руб. и намерены получить эти деньги из госбюджета.

Второй год также идет формирование холдингов в судостроении и бронетанкостроении. В первом случае важным событием стало назначение в мае вице-премьера Игоря Сечина председателем совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). По неофициальной информации, назначение состоялось спонтанно и имело целью ускорение темпов создания ОСК. В течение года были акционированы ФГУП «ЦС «Звездочка» и ФГУП «Адмиралтейские верфи». Также два дочерних предприятия ОСК – ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» и ОАО «Западный центр судостроения» – провели допэмиссии. Их акции были размещены в пользу материнской компании в обмен на соответствующие судостроительные активы. При этом Сечина, видимо, не устроили эти результаты, и в октябре он написал письмо Президенту РФ, где указал, что в торможении процесса создания ОСК виновато Министерство обороны. По его мнению, оно препятствует акционированию подведомственных ему судоремонтных заводов. О развитии конфликта не сообщалось.

Благодаря Сечину на пост президента ОСК был назначен первый заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Владимир Пахомов. Он сменил на этом посту Юрия Ярова, который до прихода в ОСК возглавлял Северное ПКБ. Предполагалось, что с втягиванием отрасли в сферу интересов РОЭ активизируются усилия по национализации частных судостроительных активов, прежде всего Балтийского завода, Северной верфи и Амурского судостроительного завода. Однако этого не произошло, вероятно, в силу того что Чемезов больше занят формированием «Ростехнологий». В области формирования бронетанкового холдинга стало известно о регистрации в марте головного ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

В октябре его гендиректором был избран Николай Малых, с 1997 года возглавлявший ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», на базе которого и создается холдинг.

 «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и «Вертолеты России» (100-процентное дочернее предприятие «Оборонпрома») формируются уже третий год. В 2008 году стало известно о новой оценке справедливой стоимости ОАК. По мнению аналитиков Ernst & Young, она составляет 110,03 млрд руб., что не сильно отличается от первой оценки в 96,7 млрд руб., сделанной Deloitte & Touche в 2006 году. Правда, в этот раз информация о стоимости каждого предприятия ОАК не оглашалась.

Благодаря допэмиссии ОАК доля государства в капитале корпорации увеличилась до 91,3%. Сама же ОАК в ходе обязательной оферты увеличила свою долю в НПК «Иркут» до 92,8% (свои 10% акций «Иркута» также продал европейский концерн EADS, сохранив при этом своего представителя Вадима Власова, руководителя московского офиса EADS, в совете директоров этой компании). Между тем все еще неизвестно, когда в ОАК будут интегрированы РСК «МиГ», КАПО им. Горбунова и Ташкентское АПО им. Чкалова. Похоже, что тяжелое экономическое состояние «МиГа» – главный камень преткновения на пути создания корпорации.

ОАО «Вертолеты России» в 2008 году было утверждено единоличным исполнительным органом МВЗ им. Миля, ОАО «Камов», ММЗ «Вперед», Ступинского МПП, Улан-Удэнского авиационного завода, ААК «Прогресс» и Кумертауского АПП. На очереди  – «Роствертол» и Казанский вертолетный завод. В первом случае пока недостаточен пакет акций в собственности (вместе с Росимуществом «Оборонпром» контролирует только 26,6% акций завода, остальные у частников), во втором – затянулись переговоры с властями Татарстана.

Дмитрий Васильев, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»