Авиация. ГПВ 2011–2020

Автор Андрей Фролов

Государственная программа вооружений (ГПВ) – это основной документ, задающий планку технологических решений на долгосрочную перспективу, которые надо реализовывать в промышленности для сохранения способности производить ВиВТ, а также определяющий количество закупаемых и модернизируемых вооружений, финансирование разработок новых типов оружия на длительный срок, обеспечивающих решение задач Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями.

Государственная программа вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020) была принята 31 декабря 2010 года, исполнение ее началось с 1 января 2011 года. Объем финансирования ГПВ по линии Министерства обороны России составил 19 трлн руб. в ценах 2010 года. На ВВС предполагалось выделить 4,7 трлн руб., или 24% от ГПВ-2020.

На сегодня известны цифры только по планируемым закупкам авиационной техники и средств ПВО. По словам тогда еще премьер-министра Владимира Путина, в рамках ГПВ-2020 для Вооруженных сил России должно быть закуплено 1500 новых самолетов и вертолетов и 200 новых систем ПВО. В итоге доля современной авиатехники должна составить в ВВС 80%, а в ПВО – 75%. Отметим, что согласно ГПВ-2015 планировалось закупить 1000 «боевых комплексов фронтовой и тактической авиации». С учетом закупленных в 2007–2009 годах самолетов и вертолетов, а также планов на 2010 год, уже понятно, что не менее половины новой авиатехники, которая будет закуплена в рамках ГПВ-2020, составит «переходящий остаток» от ГПВ-2015.

Отметим, что с учетом закрытости самого документа данные оценки основаны на высказываниях представителей Министерства обороны России, ОПК России, руководителей страны. Также следует отметить, что ГПВ-2020 оказалась в реальности весьма «гибкой» в части реализации, что было вызвано комплексом причин – как технических, так и политико-экономических. Например, к первым можно отнести «сдвиг вправо» закупок истребителя Су-57 (Т-50), ко вторым – смену руководства Министерства обороны, введение санкций 2014 года, наступление финансово-экономического кризиса в России и начало боевых действий в Сирии. Это повлекло к отказу от программы закупки военно-транспортного самолета Ан-70 и фактическому сворачиванию производства самолетов Ан-148 и Ан-140 или возобновлению программы создания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Кроме того, часть программ были включены в ГПВ-2020 явно уже после ее утверждения, но определить это достоверно не представляется возможным. Также определенную сложность вызывает и задержка в принятии новой ГПВ (изначально должна была действовать с 2016 на период до 2025 года, в итоге принята только в текущем году до 2027 года). Поэтому затруднительно отнести тот или иной контракт к конкретной ГПВ – многие оценки в период 2010–2015 годов были сделаны исходя из срока принятия новой ГПВ-2025 до начала 2016 года, но затем это четкое деление явно усложнилось. Здесь мы будем рассматривать только технику нового производства для ВКС России без учета иных силовых ведомств, кроме того, не включаем в рассмотрение БЛА и модернизированные образцы.

Соответственно, известны следующие планы по закупке авиационной техники для ВВС по конкретным типам самолетов:

-​ 74 истребителя 5-го поколения Су-57 (из них 14 в установочной партии в 2013–2015 годах)

-​ 96 истребителей Су-35С

-​ 60 истребителей Су-30СМ (были включены в ГПВ-2020 чуть ли не в последний момент

- 4 истребителя Су-30М2

-​ 12 истребителей Су-27СМ

-​ 72 истребителя МиГ-35

-​ 129 фронтовых бомбардировщиков Су-34 (до 2015 года)

-​ 12 штурмовиков Су-25УБМ

-​ 65 учебно-боевых самолетов Як-130

Из самолетов военно-транспортной авиации не исключается поставка ВВС 20 тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124, 50 средних ВТС Ил-476 (в это число включены и самолеты-заправщики), 60 средних ВТС Ан-70. Кроме того, предполагалось закупить 30 пассажирских самолетов L-410UVP, 20 самолетов Ан-148-100, 10 Ан-140-100, два Бе-200ЧС и четыре Бе-200ПС. Также озвучивались планы по закупке нескольких самолетов специального назначения на базе гражданского лайнера Ту-214. Наконец, к истории ГПВ-2020 можно отнести и такую экзотику, как закупка на Украине сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 (рассматривался вариант выкупа единственного Ан-225 у ГП «Антонов» или же достройка второго планера), а также выкуп у ГП «Антонов» самолета Ан-70 и развертывание производства тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» в рамках ОКР «Колосс».

Планы и результаты закупок представлены в табл. 1.

Таблица 1. Планы закупок и фактические поставки самолетов в ВКС России в 2011–2017 гг.

Тип летательного аппарата

План ГПВ 2011–2020

Поставлено в 2011–2017 гг.

Примечания

Бомбардировщики и штурмовики

Су-34

129

98

 

Су-25УБМ

12

0

В рамках ГПВ-2020 осуществлялись поставки только модернизированных штурмовиков Су-25СМ3, доработанных из строевых машин

Истребители

Су-57

74

0

Речь идет о серийных и предсерийных машинах

Су-35С

96

68

 

Су-30СМ

60

87

 

Су-30М2

н/д

16

Вероятно, в ГПВ-2020 была предусмотрена поставка 16 Су-30М2

Су-27СМ3

н/д

8

Вероятно, в ГПВ-2020 была предусмотрена поставка только восьми Су-27СМ3, собираемых из задела. Кроме того, велась модернизация строевых истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ3

МиГ-35

72

0

Первый опытный МиГ-35 был поднят в воздух только в 2017 г.

МиГ-29СМТ

н/д

16

Закупка МиГ-29СМТ, судя по всему, была включена в ГПВ-2020 «явочным порядком» в целях поддержки промышленности вместо запланированной закупки истребителей МиГ-35

МиГ-29КР/КУБР

24

24

 

Учебно-боевые, пассажирские и транспортные самолеты

Як-130

65

91

Начиная с 2017 г., Як-130 поставлялись в рамках контракта 2016 г. на производство 30 Як-130 до конца 2018 г.

Ил-96-400ВПУ

1

1

Фактически это конвертация из транспортного самолета Ил-96-400Т

Ил-62М

1

1

Формально это был ремонтный Ил-62М, но с учетом использования для его производства фюзеляжа из задела он включен в новое производство

Ту-154М

н/д

3

Вероятно, столько закупаемых Ту-154М и было предусмотрено ГПВ-2020 исходя из имевшегося задела

Ан-148-100

20

12

 

Ан-140-100

10

9

 

L-410UVP

30

15

 

Ту-204ОН

2

2

 

Ту-214ПУ-СБУС

2

0

По состоянию на конец 2017 г. оба самолета проходили сдаточные испытания

Ту-214Р

2

2

Статус самолетов до сих пор неясен. Контракт на их производство был подписан в 2002 г.

Ан-70

70

0

Программа изначально запланирована как российско-украинская, но разработка самолета не была завершена, как и не были развернуты мощности для его серийного производства

Ил-76МД-90А

50

3

Министерство обороны получило только три предсерийных самолета, задействованных для испытаний и обучения

Бе-200ЧС/ПС

6

0

Контракт был подписан в 2013 г.

Планировалось также массово закупать и вертолеты различных типов. Так, Министерство обороны планировало приобрести 167 боевых вертолетов Mи-28Н, 180 Ka-52, 49 Mи-35М. В сегменте транспортных вертолетов предполагались закупки 60 тяжелых транспортных вертолетов Mи-26, 500 средних Ми-8МТВ-5 и Ми-8АМТШ, 500 вертолетов Ка-60, 36 легких Ka-226Т и 70 «Ансат-У», а также 100 легких вертолетов зарубежного производства (производства компании Airbus Helicopters). Планы и результаты закупок представлены в табл. 2.

Таблица 2. Планы закупок и фактические поставки вертолетов в ВКС России в 2011–2017 гг.

Тип вертолета

План ГПВ 2011–2020

Поставлено в 2011–2017 гг.

Примечания

Боевые вертолеты

Ми-28Н

167

91

 

Ка-52

180

106

 

Ми-35М

49

60

 

Многоцелевые вертолеты

Ми-38Т

н/д

0

Закупки Ми-38Т в рамках ГПВ-2020 предусматривались, однако первые два вертолета были заказаны только в 2017 г. и должны быть переданы Министерству обороны в 2018 г.

Ми-8МТВ-5/Ми-8АМТШ

500

320

Данные по поставленным вертолетам носят оценочный характер

Ка-60

100

0

Вертолет был прекращен разработкой. Вместо него предполагается закупать вертолет Ка-62, проходящий испытания

Легкие вертолеты

Ка-226Т

36

45

Вертолеты для ВКС России поставляются в варианте Ка-226.80

«Ансат-У»

70

50

 

Airbus Helicopters AS350B3E/ AS355NP

100

5

Поставки вертолетов прекратились из политических соображений. В частности, тендер на закупку 45 вертолетов (де-факто производство Airbus Helicopters), объявленный в феврале 2012 г., был отменен в марте того же года

Как видно из представленных таблиц, процент выполнения ГПВ-2020 по поставкам новой авиационной техники на начало 2018 года оказывается довольно высоким, хотя и зависит от типа самолетов. В конечном счете, в значительной степени поставки тех или иных типов летательных аппаратов зависели от исполнительности и возможностей завода-производителя. Например, у ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» происходил регулярный срыв графика поставок самолетов Ан-148-100, а АО «Авиастар-СП» испытывало серьезные трудности в производстве серийных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А (фактически выполнен только контракт на поставку трех предсерийных самолетов). В то же время Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, «разогнавшись» в производстве фронтовых бомбардировщиков Су-34, в последние годы регулярно перевыполняет план их сдачи Министерству обороны.

Также следует отметить, что основной объем финансирования в рамках ГПВ-2020 должен был прийтись на период после 2014–2015 годов, что выразилось бы в росте поставок авиационной техники, но данный фактор влияет и на общие показатели 2011–2017 годов.

Наконец, значительный объем фактических закупок в рамках ГПВ-2020 привел к несколько парадоксальной ситуации, когда ВКС России оказались насыщены новой техникой. Следствием этого стало снижение объема закупок по широкой номенклатуре летательных аппаратов в новой ГПВ-2027, за исключением стратегической и военно-транспортной авиации.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры