Проблемы и перспективы военно-транспортной авиации России

АвторСергей ГРОМОВ  

В последние годы в Вооруженных силах России заметно увеличилась доля нового, современного или модернизированного вооружения и техники. Однако до радикального обновления военно-транспортной авиации (ВТА) пока дело не дошло. Можно назвать несколько причин такого положения дел.

 

Срок службы самолетов ВТА изначально довольно высок – отдельные самолеты могут оставаться на службе несколько десятилетий. Впрочем, рано или поздно замены потребует любая техника. Кроме того, обновление парка ВТА само по себе дорогое удовольствие.

После распада СССР практически прекратилось финансирование новых проектов и новых закупок, а многие предприятия оказались вне территории России. 

И речь не только о поставщиках комплектующих, но в первую очередь о конструкторском бюро Антонова и Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Это обстоятельство, даже при наличии должного финансирования, увязывало проектирование и серийное производство новых самолетов, а также продолжение производства имеющихся моделей с экономическим состоянием соседних государств, а также с политикой и межгосударственными отношениями.

То, что этот риск – не преувеличение, было наглядно продемонстрировано судьбой Ан-70 (на фото). Уже практически готовый к серийному производству проект был фактически свернут, после того как Украина объявила о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией и наложила запрет на поставку в Россию продукции военного и двойного назначения.

В свете вышесказанного прекращение производства самолетов Ил-76 в Ташкенте и начало производства в Ульяновске новой модификации Ил-76МД-90А, несмотря на затраты, выглядит вполне обоснованно в долгосрочной перспективе. Но начало производства Ил-76МД-90А в России не снимает всех проблем. В парке нашей ВТА сегодня числятся легкие Ан-26, Ан-72, средние Ан-12, тяжелые Ил-76, Ан-22 и сверхтяжелые Ан-124, а также некоторое количество других самолетов. Абсолютное большинство всех этих машин было произведено в СССР, и ресурс многих из них практически исчерпан.

Если в сегменте тяжелых самолетов имеется поставленный на производство Ил-76МД-90А (хотя темпы производства, даже в случае ежегодного наращивания, не позволяют в ближайшем будущем обновить парк Ил-76), то в остальных нишах замена пока не готова, а она нужна была еще вчера. Особенно критично выглядит состояние легких и средних самолетов как наиболее часто эксплуатируемых, да к тому же и самих старых (самому молодому Ан-26 – 30 лет, Ан-12 – 43 года, Ан-22 – 40 лет). А увеличившаяся за последние годы интенсивность эксплуатации еще быстрее «съедает» имеющийся ресурс.

Таким образом, есть вполне реальный риск резкого сокращения парка ВТА России. Между тем, он имеет критическое значение для Вооруженных сил как в плане снабжения, так и для быстрой переброски войск. Например, после гибели российского бомбардировщика Су-24 в Сирии именно ВТА обеспечила быстрое усиление ПВО российской авиабазы. ВТА обеспечивает также снабжение российской 102-й военной базы в Армении, где из-за существующих проблем в российско-грузинских и в армяно-азербайджанских отношениях других возможностей снабжения просто нет.

Перспективы 

К сожалению, быстрых (пусть даже временных) решений накопившихся проблем не существует. Например, нельзя быстро пополнить парк ВТА старыми гражданскими самолетами, как это было сделано в ВМФ, когда для нужд «Сирийского экспресса» были приобретены старые гражданские сухогрузы.

Единственно возможное решение – это капитальный ремонт и модернизация имеющихся самолетов и параллельное начало производства новых самолетов для замены старых. Для замены легких и средних транспортников рассматривались Ил-112В и Ил-214 (МТС), или Ан-178 соответственно. Ан-178 по известным причинам исключается. Таким образом, будущее российских легких и средних транспортников естественным образом остается за «илюшинскими» проектами. Что касается сверхтяжелых самолетов, рассматривается возможность возобновления производства Ан-124 «Руслан» на территории России. Напомним, что Ан-124 – крупнейший в мире серийный грузовой самолет, обладатель многочисленных мировых рекордов по грузоподъемности, дальности и высоте полета.

При этом как в проектах новых транспортных самолетов, так и в проектах модернизации имеющегося парка необходимо учитывать, что в российской армии появляются новые образцы вооружения, в частности – бронетехника нового поколения, которая создается в рамках программ «Курганец-25», «Армата» и «Бумеранг».

Гражданские и специальные самолеты 

Обсуждая будущее военно-транспортной авиации, нельзя обойти гражданскую авиацию. Во-первых, транспортные самолеты, которые находятся у гражданских авиакомпаний, при необходимости могут быть использованы и для военных перевозок. Таким образом, гражданские самолеты играют роль резерва для ВТА. Во-вторых, привлекательность самолета для гражданских перевозчиков в целом увеличивает шансы проекта на успех.

Однако гражданский рынок грузоперевозок имеет свои нюансы. В частности, для гражданских транспортников жесткие требования, которые предъявляются для военных самолетов, часто бывают избыточным. В этом плане перспективными могут быть и машины, созданные на базе пассажирских самолетов. В качестве примера можно рассмотреть Ил-114Т с грузоподъемностью 7 т, созданный на базе пассажирского Ил-114. Такой подход, благодаря унификации с пассажирскими моделями, позволяет минимизировать расходы и практикуется крупными авиастроительными компаниями, в том числе «Боингом» и «Эйрбасом».

Ну и, наконец, новые поколения транспортных самолетов, безусловно, послужат также базой для создания огромного количества специальных моделей как гражданского, так и военного назначения: это топливозаправщики, ДРЛО, противолодочные, пожарные, самолеты-госпитали и т.д. Очевидно, что российская авиация остро нуждается в серьезном обновлении парка ВТА как путем ремонта и модернизации старых самолетов, так и, прежде всего, посредством производства новых. И существующие проекты, при правильном подходе производителя и государства, позволяют решить эту задачу.

2017г., июль    
"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры