Российские MALE. Главные беспилотные надежды

Автор Денис Федутинов.  

В России с начала 2010-х помимо закупки готовых систем беспилотных летательных аппаратов (БЛА), главным образом относящихся к малому классу.т

Также реализуется несколько программ в области создании перспективных систем. В их числе системы тактического класса, средневысотные БЛА большой продолжительности полета, а также тяжелые разведывательно-ударные БЛА.

Оглядываясь на имеющийся мировой опыт, можно отметить, что одну из наиболее значимых ролей в современных военных конфликтах играют средневысотные БЛА большой продолжительности полета (MALE – Medium-altitude long-endurance). США активно применяли БЛА Predator в кампаниях в Ираке и Афганистане. На тех же театрах военных действий (ТВД) страны-союзники США нередко применяли БЛА Heron. Впоследствии США и Израиль, ставшие своеобразными мировыми лидерами в области беспилотных систем, в развитие упомянутых БЛА создали более тяжелые модели Predator B (Reaper) и Heron TP (Eitan) соответственно.

Продемонстрированная эффективность применения этих беспилотных систем, пусть и главным образом против слабо вооруженного противника, не обладающего современными средствами ПВО, сделала им неплохую рекламу во всем мире. В результате наличие в собственном распоряжении систем подобного класса стало одним из требований современных вооруженных сил многих стран. Некоторые государства приобрели системы БЛА в США или Израиле, другие самостоятельно открыли научно-исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР), направленные на создание собственных образцов подобной техники.

В итоге на настоящий момент в клубе обладателей собственных БЛА MALE-класса, помимо США и Израиля, также присутствуют КНР и Турция. В ряде стран ведутся работы по созданию таких систем. В их числе, в частности, страны Евросоюза, Корея, Индия, ЮАР и Россия. Что касается нашей страны, здесь в настоящее время продолжаются работы по двум проектам беспилотных авиационных систем, относящихся к классу MALE. Во-первых, это БЛА «Орион», создаваемый компанией «Кронштадт» (ранее «Транзас») в рамках темы «Иноходец». Во-вторых, это БЛА «Альтаир», разрабатываемый ОКБ им. М.П. Симонова (ранее ОКБ «Сокол») в рамках темы «Альтиус». 

«Орион» 

Конкурс на разработку БЛА, относимого российским Министерством обороны к комплексам средней дальности, под шифром «Иноходец» состоялся осенью 2011 года. Его выиграла компания «Транзас» из Санкт-Петербурга, которая предложила проект БЛА «Орион». Стоимость ОКР составила порядка 2 млрд руб. Конкурентами в конкурсе выступили входящая в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) компания «Туполев» и входящий в ГК «Ростех» концерн «Вега». Однако на фоне некоторых неудач, в том числе по теме «Проходчик», предшествовавшей «Иноходцу» и закрытой после аварии на испытаниях БЛА, было принято решение отдать предпочтение компании «Транзас», беспилотное подразделение которой, впоследствии переименованное в «Кронштадт», перешло под контроль АФК «Система».

БЛА «Орион» построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Аппарат, максимальная взлетная масса которого составляет порядка 1 т, имеет длину 8 м и размах крыла 16 м, оснащен трехстоечным убираемым колесным шасси. Двухлопастный толкающий винт АВ-115 компании «Аэросила» приводится в движение двигателем АПД-110/120, который создает компания «Агат». Это российский аналог известного двигателя Rotax 914 разработки одноименной австрийской компании, который применяется на некоторых зарубежных БЛА подобной размерности, включая БЛА Predator. Предполагается, что БЛА «Орион» способен выполнять полеты на высотах до 7500 м, продолжительностью до 24 часов, выполняя задачи на дистанциях до 250 км.

Аппарат может нести на борту до 200 кг полезной нагрузки. В качестве таковой «Орион» оснащается различными системами разведки и наблюдения.
Во-первых, это оптико-электронная система наблюдения, которая была создана Научно-производственной корпорацией «Системы прецизионного приборостроения» (НПК СПП), ранее более известной своими разработками для космических аппаратов. Размещаемая в носовой части БЛА многоканальная система включает телевизионные и тепловизионные камеры, а также лазерный дальномер/целеуказатель, установленные на гиростабилизированной платформе ArgosZ, поставляемой южноафриканской компанией HENSOLDT (ранее Airbus DS Optronics).   Во-вторых, в центральной части фюзеляжа может быть размещена радиолокационная станция (РЛС). Предполагается, что здесь будет использована совместная разработка компании «Фазотрон-НИИР» и Московского авиационного института (МАИ). Кроме того, возможно размещение и других систем разведки и наблюдения.

Насколько известно, компания «Кронштадт» в настоящее время продолжает летные испытания БЛА «Орион». Они начались в 2016 году на территории ЛИИ им. Громова в Жуковском, где аппарат выполнил серию пробежек и подлетов. Продолжились испытания на аэродроме Протасово в Рязанской области, материальная база которого была модернизирована для проведения соответствующих работ.

Впервые широкой общественности БЛА «Орион» в экспортном варианте был показан на авиасалоне МАКС 2017. При этом отдельный показ военного варианта в закрытом режиме был проведен для Президента России Владимира Путина. Можно предположить, что данный проект уже находится на финальной стадии и в недалеком будущем можно ожидать поставок комплексов в войска. Не исключено, что «Орион», равно как и другие перспективные системы вооружений и военной техники, будет апробирован и в Сирии. 

«Альтаир» 

Конкурс Министерства обороны России на создание второго, более крупного БЛА, также относящегося к MALE-классу, со взлетной массой порядка 5 т был выигран осенью 2011 году Опытно-конструкторским бюро (ОКБ) «Сокол» из Казани. В 2014 году компания «Сокол» была переименована в ОКБ имени М.П. Симонова (в честь авиационного конструктора Михаила Симонова, ранее возглавлявшего ОКБ спортивной авиации, на основе которого впоследствии было образовано это предприятие). По имеющимся данным, на выполнение соответствующей НИР, по итогам которой предполагалось создание летающего образца БЛА, было выделено порядка 1 млрд руб. В 2014 году после выполнения первого полета НИР были завершены, работа продолжилась в рамках новой ОКР с финансированием, по-видимому, превосходящим первоначально ассигнованную сумму.

БЛА «Альтаир» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехстоечное убираемое. Аппарат имеет длину порядка 12,5 м и размах крыла более 28 м. Под консолями крыла установлены два дизельных двигателя A03/V12 мощностью около 500 л.с., вращающих тянущие винты. Двигатели созданы германской компанией Red Aircraft, которой руководит эмигрант из России Владимир Райхлин.

В процессе создания БЛА аппарат существенно прибавил в весе относительно первоначально обозначенных параметров – по информации на 2017 год, его масса составляла 7 т, по сведениям на середину 2018 года – уже 7,5 т. По имеющимся данным, аппарат должен выполнять полеты на высотах до 12 тыс. м продолжительностью до 48 ч.

В прессе сообщалось, что аппарат может нести на борту до 2 т полезной нагрузки. Скорее всего, эти сведения не вполне корректны, и нагрузка включает в себя также топливо. Реальная нагрузка в виде различной целевой аппаратуры будет существенно ниже. Разведывательное оборудование «Альтаира» состоит из оптикоэлектронной станции наблюдения разрешением 0,1 м на расстоянии в 35 км, расположенной в носовой части аппарата, и РЛС бокового обзора с разрешением 1 м на расстоянии 125 км, расположенной под центральной частью фюзеляжа.

В настоящее время, по имеющимся данным, БЛА продолжает летные испытания. Демонстратор технологий для военной программы «Альтиус-М» совершил свой первый полет в Казани в середине июля 2016 года. Ожидалось, что БЛА будет показан Президенту России Владимиру Путнику зимой 2018 года в ходе его визита в Казань. Однако демонстрации, по-видимому, помещали погодные условия.

В прессе сообщалось, что 2019 год российские военные заказчики называли годом завершения работ по теме «Альтиус». Между тем, реальность указанных сроков вызывает некоторые сомнения. Во-первых, компания, очевидно, испытывала определенный дефицит ресурсов. Во-вторых, политика руководства компании привела к ситуации, когда к ОКБ одновременно имеются претензии как со стороны совладельцев и контрагентов, так и со стороны государственных органов, что, конечно, не лучшим образом отражается на судьбе проекта. 

Трудности 

Не секрет, что в течение почти 20 лет работы в области систем БЛА в России велись на минимальном уровне. Советский задел в области беспилотных систем за это время существенно девальвировался, а новые разработки практически не создавались, что в итоге обусловило значительное отставание России в этой области от ведущих технологически развитых стран мира.

Отставание имело место и в части подсистем для беспилотников, и в области соответствующих технологий их создания, да и кадров, способных проектировать системы БЛА, соответствующие современному мировому уровню, практически не хватало. По словам создателя «Ориона» Николая Долженкова, когда начались работы по проекту, оказалось, что необходимые подсистемы просто отсутствуют. Для их создания была сформирована широкая кооперация с другими предприятиями промышленности, получившими соответствующие технические задания на разработку.

При этом компании «Кронштадт» удалось разработать несколько ключевых технологий, отсутствовавших в России, которые нельзя было приобрести за рубежом. Так, компании удалось освоить технологию серийного производства несущих конструкций и элементов обшивки фюзеляжа из углепластиковых композиционных материалов с помощью метода вакуумной инфузии. Кроме того, была создана электроимпульсная противообледенительная система для углепластиковых элементов.

Нет сомнений, что с подобными же проблемами столкнулись и сотрудники ОКБ им. М.П. Симонова. Вероятно, серьезное утяжеление БЛА в полтора раза как раз может служить свидетельством наличия сложностей с конструкцией БЛА, в частности, с соответствующими материалами и технологиями.

Существенные трудности для реализации проекта БЛА «Альтаир» продолжает представлять ситуация с двигателем. В России наблюдается дефицит решений в этой категории двигателей. Выход в виде закупки начальной партии двигателей в Германии с последующим развертыванием производства полного цикла в России выглядел привлекательным решением – до обострения геополитической обстановки с введением экономических санкций и ограничениями на сотрудничество. Есть большие сомнения относительно того, что в этой ситуации при выборе между Германией и Россией господин Райхлин предпочтет Россию, даже несмотря на всю потенциальную выгоду от подобного сотрудничества.

Направления развития 

И «Орион», и «Альтаир» в настоящее время используют прямой канал связи «беспилотный аппарат – наземная станция управления» (БЛА-НСУ). Это обстоятельство ограничивает радиус действия БЛА при сохранении его контроля по радиоканалу. Одним из решений, позволяющих увеличить радиус действия, может стать использование второго БЛА в качестве ретранслятора. К примеру, у БЛА «Альтаир» применение подобного подхода может увеличить радиус действия до 800 км. Кроме того, есть перспективный способ увеличения радиуса действия БЛА, нередко используемый, в частности, на зарубежных беспилотниках: это применение спутникового канала связи. Такой подход позволяет ограничить радиус действия беспилотника лишь возможностями самого аппарата в части продолжительности полета. Представляется, что использование спутникового канала связи может быть реализовано на последующих версиях БЛА «Орион» и «Альтаир».

Опираясь на опыт зарубежных разработчиков, можно предположить, что кроме аппаратуры разведки и наблюдения оба БЛА в перспективе могут получить более широкой спектр систем полезной нагрузки, среди которых может оказаться как разведывательная аппаратура, так и вооружение. На салоне МАКС-2017 представители компании «Кронштадт» не исключили возможности создания вооруженной версии, не представив, однако, деталей.

Вероятно, здесь могут найти применение соответствующие изделия, которые в настоящее время еще находятся на различных этапах разработки. Можно предположить, что работы в этом направлении ведутся в компании КТРВ. Кроме того, данной тематикой занимаются также некоторые другие фирмы. К примеру, на выставках уже были показаны образцы управляемых бомб различного калибра, созданные в инициативном порядке ОКБ «Авиаавтоматика» из Курска. Нет сомнений, что список возможных поставщиков неполный, в части оружия для БЛА можно ожидать предложений как от известных в данной сфере компаний, так и от новичков.

Перспективы на рынке 

Основным заказчиком на разрабатываемые беспилотные системы MALE-класса в России является Министерство обороны, выступившее в качестве инициатора этих разработок. Между тем, компании-разработчики соответствующих систем совместно с органами государственной власти прорабатывают возможности расширения круга возможных потребителей. Предполагается, что это должно уменьшить издержки компаний, которые оказались выше расчетных, а также будет способствовать снижению стоимости самих комплексов БЛА при серийном производстве.

Представляя общественности БЛА «Орион» в ходе авиасалона МАКС-2017, руководство компании «Кронштадт», в частности, отметило, что компания подписала соглашение с «Рособоронэкспортом» относительно продвижения этой системы на экспорт. Результаты летных испытаний показали, что компания разработала аппарат, способный конкурировать не только с имеющимися БЛА, но также и с перспективными системами.

По словам руководства «Кронштадта», компания надеется занять существенную нишу на рынке тяжелых БЛА. По информации компании, основные регионы, в которых предвидится спрос на систему «Орион», это Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка – традиционные покупатели российских вооружений и военной техники. Эти же регионы мира представители ОКБ им. М.П. Симонова называют как основные возможные рынки сбыта.

Любопытно, что ОКБ им. М.П. Симонова предлагает развивать проект БЛА «Альтаир», в том числе в направлении конверсии, адаптировав его под гражданские задачи. Так, компания предложила создать гражданскую версию аппарата «Альтаир», которую можно было бы использовать для доставки грузов в отдаленные районы, в том числе на крайнем Севере, для наблюдения за транспортной нефтегазовой инфраструктурой, мониторинга погоды и экологической обстановки.

Выгода от подобного использования БЛА вместо традиционно применяемых для упомянутых целей пилотируемых авиационных средств или спутников может составлять до нескольких раз по стоимости соответствующих затрат.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
2018, август 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры