ВВС супермаркет

Отечественные Военно-воздушные силы обновляются ударными темпами, наверстывая почти двадцатилетний перерыв. В первую очередь идет перевооружение «первой линии» – тактической авиации. Темпы производства непосредственно боевых самолетов, вероятно, самые высокие в мире. Так, последние два года количество переданных войскам машин приближается к сотне в год – согласно оценкам, сделанным по открытым источникам, в 2014 году – 81 борт (считая дюжину Су-35С, которую планировали сдать в 2013 г.), в 2015 году – 77–80. Причем в это число не входят учебные Як-130.

 

Автор: Александр Ермаков, независимый военный эксперт

Из стран «коллективного запада» близкие показатели имеют США, но там сейчас период некоторого спада – производство истребителей четвертого поколения для своих нужд практически свернуто (выпускается в относительно небольших количествах только палубный F/A-18E/F «Супер Хорнет»), последний серийный F-22A «Раптор» покинул ворота сборочного цеха в декабре 2011 года. Выпуск истребителей F-35 «Лайтнинг II» пока только набирает обороты, хотя в минувшем году Пентагону и было передано довольно значительное количество машин этого семейства – 43.

Солидный ассортимент

Существенным отличием отечественных закупок является высочайшее по нынешним меркам многообразие самолетов. К перевооружению в лучшие годы были подключены все имеющиеся мощности. Одновременно закупаются Су-30М2 и Су-35С ведущего авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, часто употребляют старое название КнААПО), Су-30СМ Иркутского авиазавода (там же производятся Як-130), Су-34 Новосибирского авиазавода, а также МиГ-29СМТ/УБ и палубные МиГ-29К/КУБ, производимые на мощностях РСК «МиГ» в Нижнем Новгороде (авиазавод «Сокол»), в подмосковных Луховицах («Производственный комплекс №1») и московском «Производственном комплексе №2». В этом ворохе индексов непрофессионалу легко запутаться, поэтому стоит разобраться внимательнее с их происхождением, различиями, местом, которое они занимают в гособоронаказе, и перспективами.

Проще всего, вероятно, с Су-34. Еще до распада СССР стартовала работа над фронтовым бомбардировщиком для замены Су-24/24М на базе платформы Т-10 (заводское обозначение семейства Су-27). Первый полет прототипа под индексом Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года, но испытания и освоение в производстве заняло в трудный исторический период два десятилетия. Несомненно, Су-34 имеют огромную важность для отечественных ВВС – это наиболее мощный из находящихся в производстве (да и перспективных) тактических ударных авиационных комплексов. Еще большая, чем у прародителя, дальность и боевая нагрузка позволяют служить частичной заменой «снизу» даже дальних бомбардировщиков Ту-22М3, которые в обозримом будущем придется списывать. Заменой «сверху» для Ту-22М3 должен стать перспективный стратегический бомбардировщик ПАК ФА. Учитывая, что до сих пор нет в серии отечественного прицельно-навигационного контейнера, большое значение играет и тот факт, что Су-34 оснащен прицельной системой «Платан», позволяющей самостоятельно, без внешнего целеуказания, применять средства поражения с лазерными ГСН.

Поставки с опережением спроса

Производится Су-34 в последние годы не просто без задержек, а с опережением графиков, – так, в минувшем 2015 году было передано 18 машин при плане в 16. В общей сложности, считая опытные, выпущено на конец прошлого года 83 самолета, в том числе полностью выполнен в 2013 году первый крупносерийный контракт на 32 самолета и на почти наполовину второй, на 92 машины, рассчитанный до 2020 года. На новые машины уже перевооружены в полном составе два полка. Несмотря на известные экономические проблемы, важность Су-34 столь велика, что не стоит ожидать отказов от планов продолжения их закупок. Вероятно, следующий контракт на период до 2025 года будет на поставку уже модернизированных Су-34М. Существенную роль в формировании их будущего облика, несомненно, сыграет осмысление опыта боевого применения в Сирии. Су-34 были одновременно и «скальпелем», и «молотом» российской экспедиционной группировки в Сирии, так как им поручались удары по самым сложными целям высокоточным оружием, в том числе бомбами со спутниковым наведением, и они в то же время поднимали наибольшую боевую нагрузку.

Глобальная кооперация

Поучаствовали в заморской командировке и Су-30СМ. У этого самолета довольно необычная история – это модель для отечественных ВВС изначально экспортного самолета Су-30МКИ/МКМ (по имеющейся информации, он ближе именно к малазийскому Су-30МКМ). Подобное происхождение обеспечило целый ряд преимуществ – НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), испытания, освоение в производстве осуществлялись за счет иностранного заказчика, а отечественные ВВС получили готовый самолет, который может производиться сразу же крупными объемами. Заключенные в 2012 году два контракта на поставку ВВС России в общей сложности 60 самолетов сейчас приближаются к завершению. На период 2016–2018 годов подписан контракт еще на 36 машин для ВВС. Параллельно модернизируется состав береговой авиации ВМФ России. В частности, «морские» Су-30СМ поступают в Крым, на смену Су-24. В общей сложности флот планирует закупить к 2020 году порядка 50 самолетов. Судя по всему, Су-30СМ станет для ВМФ основной тактической машиной, заменив одновременно и Су-27, и Су-24/24М.

Кроме того, похоже, Су-30СМ делают основным истребителем ОДКБ – самолет уже закупает Казахстан, в перспективе ожидается поступление его на вооружение и в Армении, и в Республике Беларусь. Это видится совершенно оправданным, так как он сочетает относительно невысокую цену (благодаря «бесплатности» фазы создания и массовому производству) и высокие характеристики. Не исчерпан и модернизационный потенциал, по крайней мере, о глубокой модернизации индийских Су-30МКИ разговоры ведутся довольно давно. В первую очередь обсуждается оснащение их БРЛС (бортовой радиолокационной станцией) с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).

Цена-качество

Су-30СМ – единственный находящийся в данный момент в серии отечественный поистине многофункциональный истребитель поколения 4+, сочетающий высокие истребительные возможности с ударным потенциалом. Последний обеспечивается в том числе наличием второго члена экипажа, что особо важно в длительных полетах и/или включающих применение ВТО (высокоточного оружия), с самостоятельным поиском целей. По сути, это отечественный, пусть и несколько запоздалый, ответ на американский F-15E «Страйк Игл», удачность концепции которого проверена во множестве локальных конфликтов. Отечественные Су-30СМ уже прошли боевое крещение в Сирии, причем, судя по кадрам видеорепортажей, применялись и в качестве ударных.

Говоря о многочисленных достоинствах оптимального, по мнению автора, на сегодняшний день по соотношению «цена-качество» самолета для оснащения отечественных ВВС, нельзя не упомянуть и о негативной стороне. Несмотря на декларированную замену зарубежных компонентов на отечественные, как минимум до недавнего времени Су-30СМ производились с использованием ряда зарубежных комплектующих, в частности французских. Нет нужды пояснять, насколько это неудобно в наше время. Полностью лишены их будут, вероятно, уже только новые самолеты, которые станут производить по упомянутому выше трехгодичному контракту. По крайней мере, на авиасалоне в Сингапуре был представлен экспортный вариант Су-30СМЭ (довольно иронично, учитывая историю происхождения самого Су-30СМ), на котором окончательный отказ от французских компонентов подавался как отличие от Су-30МКИ/МКМ.

Еще одна модификация Су-30, используемая отечественными ВВС, – это Су-30М2 производства КнААЗ. В общей сложности закуплено 20 машин. Они уходят корнями также в экспортные машины, но уже «комсомольской», а не «иркутской» ветвей развития семейства, а именно в Су-30МК2, поставлявшиеся в такие страны, как Китай, Вьетнам, Венесуэла. Су-30МК2 – более простые и дешевые самолеты, чем Су-30МКИ/МКМ, они не оснащаются двигателями с управляемым вектором тяги, передним горизонтальным оперением, на них проще БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), в частности БРЛС. Визуально отличить их от Су-27УБ можно по более высокому вертикальному хвостовому оперению с прямой, а не скошенной назад верхней кромкой. Собственно, именно учебно-боевые спарки, расходующие ресурс более интенсивно, чем линейные машины, Су-30М2 и заменяет, работая вместе с прошедшими капитальный ремонт Су-27СМ. Несмотря на то, что Су-30М2, несомненно, окажутся полезны отечественным ВВС, само приобретение небольшого количества уступающих конкурирующим предложениям самолетов и несколько необычная их «пристройка», возможно, была формой финансовой поддержки КнААЗ, не совсем довольного условиями первого контракта на Су-35С. По крайней мере, такое мнение высказывают некоторые эксперты.

Сам Су-35С является гордостью отечественного авиапрома, истребителем «почти пятого» поколения и лучшим отечественным истребителем для завоевания господства в воздухе, сочетающим первоклассную маневренность и современный комплекс БРЭО, в частности мощнейшую БРЛС «Ирбис». Правда, наличие одного члена экипажа несколько ограничивает возможности в действии по наземным целям и длительности полетов. Впрочем, создатели обещают, что электронный «второй пилот» максимально компенсирует отсутствие живого напарника, как и на машинах пятого поколения.

Однако расплатой за продвинутую начинку стали сложности в освоении как производства, так и применения в войсках. Первая авиачасть, вооруженная Су-35С, вступила на боевое дежурство только в конце 2015 года. Хотя новейшие истребители и были направлены в Сирию, но сделано это значительно позже, чем развертывание основной группировки, – в последних числах февраля (в то время как звено Су-30СМ присутствовало там с начала кампании). Кроме того, в командировку отправились самолеты не из строевой эскадрильи, а свежепостроенные, после нескольких месяцев подготовки в Астраханском Центре боевого применения, оснащенные оборудованием и вооружением, ранее не наблюдавшимися на строевых бортах, а именно контейнерами РЭБ «Хибины-М» и ракетами РВВ-СД. Таким образом, южная командировка стала во многом продолжением испытаний.

Еще одна «расплата» за высокий потенциал – большая цена и, как следствие, меньшее число закупок по сравнению с теми же Су-30СМ. До недавнего времени наблюдались задержки в сдаче машин Министерству обороны, будем надеяться, преодоленные. Выпуск Су-35С по первому контракту на 48 машин завершен, подписан и реализуется второй, еще на 50 самолетов. Таким образом, к концу десятилетия количество Су-35С в отечественных ВВС приблизится к сотне. Сомнительно, чтобы крупные закупки продолжись после 2020 года, так как к тому времени основной задачей КнААЗ должен стать полномасштабный выпуск ПАК ФА.

Ловить ли миг?

Наибольшие вопросы вызывают закупки МиГов. Если с палубными МиГ-29К/КУБ все понятно – так уж получилось, что морская тематика «Сухих» развития не получила (хотя там и были такие интересные машины, как Су-27КУБ/33УБ) и МиГи – единственный вариант обновления авиакрыла «Кузнецова». Но вот с «сухопутными» истребителями РСК «МиГ» всё менее однозначно. В 2014–2015 годах были заключены контракты на поставку 16 одноместных МиГ-29СМТ и четырех учебно-боевых МиГ-29УБ. Закупка такого небольшого количества однозначно трактуется как финансовая поддержка фирмы. Много лет ведутся (и постоянно откладываются) переговоры о подписании контракта на поставку отечественным ВВС МиГ-35. Сейчас закупки планируются «после 2018 года» в количестве «не менее 30 самолетов».

Облик перспективного МиГа менялся столь часто и столь не определен, что порой возникает вопрос: существует ли МиГ-35 как конкретный проект или это универсальный ярлык, который вешают на глубоко модернизированный МиГ-29. Учитывая, что как минимум первые серийные «МиГ-35» не будут оснащаться обещанной еще десятилетие назад на индийский конкурс MMRCA БРЛС с АФАР, не будет сильным преувеличением сказать, что отечественным ВВС под новым индексом предлагают МиГ-29М/М2, близкие по конструкции к нынешним МиГ-29К/КУБ. Разворачивать в конце текущего десятилетия производство крепкого середнячка поколения 4+ – занятие довольно странное: с учетом времени на освоение в войсках он будет поступать практически одновременно с истребителями пятого поколения – F-35 в странах НАТО и ПАК ФА у нас.

Небольшие по объему контракты на МиГи явно не способствуют и осторожному курсу на унификацию традиционно разношерстного парка – конечно, Су-30, Су-34 и Су-35 самолеты очень разные по конструкции и комплектующим, но они имеют хоть какое-то родство, по крайней мере, облегчающее обучение летного и наземного персонала. Выпуск же небольшого количества новых МиГов для замены практически выведенных из эксплуатации МиГ-29 старых выпусков (проблемы с ресурсом которых привели к отказу от масштабной модернизации их по подобию Су-27СМ) «заморозит» проблему разнотипия.

Еще важнее вопрос распыления средств на фоне сложной экономической ситуации. Цена закупки и обслуживания малосерийных МиГов, да еще с оплачиваемыми за наш счет НИОКР и доработкой, не может быть более привлекательной, чем крупносерийных «Сухих». При этом по боевым возможностям более легкие МиГи, очевидно, уступают даже поступающим уже на вооружение Су-30СМ и Су-35С, не говоря о том, что в перспективе они будут развиваться. Разумно ли в данном случае распылять не бесконечные даже в лучшие годы средства, отвлекая их от более важных программ?

 

На фото:
Су-30СМ – единственный находящийся в данный момент в серии отечественный поистине многофункциональный истребитель поколения 4+, сочетающий высокие истребительные возможности с ударным потенциалом.

 

VVS_supermarket_01

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры