Бомбардировщики Су-34 получат новую станцию РЭБ групповой защиты “Тарантул”

     На одной недавних фотографий фронтового бомбардировщика Су-34, на аэродроме Бутурлиновка Воронежской области, была замечен контейнер с новейшей станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ) САП-14 "Тарантул". Су-34 с данного аэродрома принимали участие в недавних учениях, проходивших в Воронежской области. 

Появление контейнера групповой защиты под фюзеляжем строевого Су-34 красноречиво говорит о том, что наконец в ВКС России появился "полноценный" авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы. И именно такой комплекс ждали в российских ВКС очень долго.

Ещё начиная с времён Холодной войны советские самолёты РЭБ существенно уступали аналогичным самолётам НАТО. До конца 80-х годов основным тактическим самолётом РЭБ был Як-28ПП. По нескольку таких самолётов придавалось бомбардировочным авиаполкам. Однако станции РЭБ "Фасоль" и "Букет", которыми оснащались Як-28ПП, существенно уступали по своим возможностям американским станциям РЭБ AN/ALQ-99 и могли осуществлять подавление вражеских РЛС работающих в определённом диапазоне (например дециметровом). Для подавления группировки РЛС требовалось задействовать большое количество самолётов помехо-постановщиков, оснащённых разными станциями РЭБ. К концу 1980-х был создан самолёт РЭБ Су-24МП на базе разведчика Су-24МР (в свою очередь представлявший разведывательный вариант фронтового бомбардировщика Су-24). Предполагалось, что по несколько Су-24МП будут входить в состав каждого бомбардировочного авиаполка. Однако к моменту распада СССР удалось изготовить лишь 10-12 Су-24МП, 8 из которых достались Украине и "сгинули" по прошествии определённого времени. В 1990-х годах какие либо работы по созданию новых авиационных станций РЭБ прекратились, а российская авиация фактически лишилась самолётов РЭБ.

В начале 2000-х Министерство Обороны России в условиях улучшившейся экономической ситуации озадачилось созданием новых средств РЭБ для российской авиации. К 2008 году был создан комплекс РЭБ "Хибины", который проходил испытания уже в боевых условиях - во время войны в Южной Осетии к боевым действиям были привлечены два тогда ещё предсерийных Су-34, оснащённых данным комплексом. "Хибины" прекрасно себя показали в данном конфликте, а пара Су-34 сыграла одну из главных ролей в подавлении грузинской системы ПВО. В настоящий момент российские Су-34 оснащены достаточно большим количеством "Хибин". Однако "Хибины" - это комплекс РЭБ индивидуальной защиты. Он обеспечивает защиту отдельного самолёта от средств наведения и сопровождения цели ЗРК путём постановки имитирующих помех(станция РЭБ принимает сигнал станции наведения ЗРК, "изменяет" ряд его характеристик и многократно переизлучает, в результате чего вражеская РЛС наведения воспринимает множество ложных сигналов с "искажёнными" данными о цели).  Но российским ВКС требовался и комплекс РЭБ группровой защиты, способный мощными шумовыми помехами подавлять как РЛС обнаружения целей, так и РЛС сопровождения делая абсолютно невозможным выполнение их боевых задач или существенно снижая расстояние на котором цель может быть обнаружена.

Разработка новой станции РЭБ групповой защиты САП-14 "Тарантул" началась ещё в 2007 году в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте (КНИРТИ), однако в начале текущего десятилетия ход работ над комплексом застопорился на последнем этапе, предполагавшим "интеграцию" комплекса РЭБ с бортовым оборудованием самолёта, что стало причиной конфликта организации- разработчика с Министерством Обороны. Однако разногласия были успешно урегулированы, и как можно наблюдать, новый контейнер РЭБ групповой защиты уже находится на вооружении строевых бомбардировщиков Су-34.

Сколько именно комплектов станции РЭБ САП-14 "Тарантул" поступило и ещё поступит на вооружение неизвестно. Однако с огромной уверенностью можно говорить, что в каждом полку Су-34 можно будет без труда задействовать несколько самолётов с данными контейнерами в роли-помехопостановщиков. Один такой самолёт РЭБ может уверенно "скрыть" помехами целую ударную группу, на порядки снижая эффективность вражеских средств ПВО. Кроме того, в самолёт РЭБ в течении считанных минут может быть превращён любой Су-34.

Вполне возможно, в будущем Россия будет располагать даже большим количеством тактических самолётов РЭБ, чем США - самые современные американские самолёты РЭБ EA-18G "Гроулер" входят в состав авиакрыльев палубной авиации, базирующихся на авианосцах, а специализированный тактический самолёт РЭБ для ВВС США - EA-111 "Рэйвен" давно снят с вооружения.

За последние годы России фактически удалось преодолеть колоссальный разрыв в области авиационных средств РЭБ. И в случае боевых действий данные средства РЭБ обеспечат многократное снижение уровня возможных потерь российской авиации.

Павел Румянцев

По материалам "Сделано у нас"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры