Бомбардировщики Ту-22М3 получат обновлённый “главный калибр”

Как стало известно, Министерство Обороны решило вернуть на вооружение "главный калибр" дальних бомбардировщиков Ту-22М3 - сверхзвуковые крылатые ракеты Х-22Н.

Формально, крылатые ракеты Х-22 были сняты с вооружения в начале двухтысячных годов, однако фактически до сих пор входят в состав вооружения бомбардировщиков Ту-22М3.

 

Вновь официально возвращаемые на вооружение ракеты планируется существенно модернизировать, что позволит, как полагают некоторые эксперты, приблизить их боевые возможности к новейшим сверхзвуковым крылатым ракетам Х-32.    

Сверхзвуковые крылатые ракеты семейства Х-22 практически 50 лет находятся в строю - первая модификация данной ракеты была принята на вооружение в конце 1968 года. Данная ракета создавалась как основное ударное вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и предназначалась в первую очередь для поражения авианосцев и крупных надводных кораблей вероятного противника. Существовало несколько вариантов данной ракеты.

"Основным" был вариант ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), предназначенной для поражения надводных и крупных радиоконтрастных наземных целей. Также существовал вариант ракеты с "автономной", инерциальной системой наведения для поражения площадных целей, которые в следствие очень низкой точности наведения на цель оснащались только ядерными боевыми частями.

Создавались и другие варианты ракеты, в частности с пассивной радиолокационной головкой самонаведения, наводившихся на излучение наземных или корабельных корабельных РЛС, однако в силу целого ряда причин так и не были "доведены" до конца.

Ракета Х-22 обладала очень впечатляющими даже по современным меркам лётными характеристиками - на маршевом участке полёта скорость Х-22 составляет порядка 1 километра в секунду, большую часть полёта ракета летит на высоте 22,5 км, а дальность пуска ракеты составляет свыше 300 километров. Высочайшие лётные характеристики ракеты, делали её практически неуязвимой для корабельных средств ПВО вплоть до конца 1980-х годов.

Вместе с тем, ракета имела и ряд очень серьёзных недостатков, заключавшихся в способе наведения на цель и низкой помехозащищённости головки самонаведения. Подготовка к пуску и наведение на цель осуществлялись следующим образом. Самолёт-носитель (Ту-22) при помощи бортовой РЛС "ПН" обнаруживал цель, после чего по её целеуказанию цель захватывалась головкой самонаведения "ПГ" (ГСН являлась аналогом бортовой РЛС бомбардировщика) ракеты Х-22 ещё на подвеске. После пуска (пуск осуществлялся с высот в 10 и более километров) ракета падала на несколько сотен метров вниз и запускала разгонный двигатель, разгоняющий её до маршевой скорости "поднимающий" её на заданную высоту полёта (22,5 км), где включался уже маршевый двигатель.

Наведение ракеты по курсу на маршевом участке осуществлялось по данным углов отклонения антенны ГСН в горизонтальной плоскости от линии визирования "ракета-цель". По достижении угла отклонения антенны ГСН в 30 градусов в вертикальной плоскости (что соответствовало наклонной дальности до цели в 45 км), автопилот переводил ракету в пологое пикирование на цель. Таким образом, для точного попадания в цель требовалось обеспечение захвата цели ГСН ракеты на подвеске носителя и её устойчивая работа на всех участках полёта. В беспомеховой обстановке ГСН Х-22 могла обнаружить крупный корабль (крейсер или авианосец) на дальности 300-350 км, а устойчивых захват обеспечивался на дальности 250-270 километров.

Однако в условиях активных помех, выставляемых мощными корабельными станциями РЭБ дальность обнаружения и захвата цели существенно снижалась, что требовало более близкого сближения с целью для осуществления пуска, что в свою очередь сильно увеличивало уязвимость бомбардировщиков-ракетоносцев. Кроме того, помехозащищённость ГСН ракеты Х-22 осуществлялась лишь путём переключения на несколько фиксированных частот, что позволяло достаточно просто подавить ГСН на участке полёта ракеты. 

В дальнейшем, после появления на вооружении советской Дальней и Морской Ракетоносной авиации бомбардировщиков Ту-22М были созданы более совершенные варианты ракеты Х-22. В 1976 году для оснащения бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3 на вооружение была принята ракета Х-22Н, которая по прежнему является "главным калибром" уже российских Ту-22М3. Х-22Н получила усовершенствованную систему наведения. Благодаря оснащению Х-22Н новой инерциальной системой управления с высокой точностью выдерживания траектории, ракета могла совершать автономный полёт на маршевом участке траектории в район нахождения цели, по координатам, заданным перед пуском, а включение ГСН происходило уже на конечном участке полёта, что многократно повышало устойчивость к помехам. Впрочем, вероятность попадания в цель при таком режиме наведения несколько снижалась. Кроме того, так и не была решена проблема низкой помехозащищённости ГСН, которая по прежнему работала на нескольких фиксированных частотах.

К середине 1990-х годов ожидалось поступление на вооружение радикально модернизированной версии это ракеты - Х-32, однако данные планы реализовать не удалось из-за распада СССР и последовавшего за ним тяжелейшим кризисом. Вновь к работам по Х-32 вернулись уже в двухтысячных годов, а на вооружение Дальней Авиации новая ракета была принята в 2016 году. Тем не менее, ракеты Х-22Н по прежнему остаются "главным калибром" бомбардировщиков Ту-22М3, несмотря на то, что в начале 2000-х годов формально были сняты с вооружения. Судя по имеющимся данным, Х-32 только недавно начала поступление в строевые части. Как заявил в интервью ТАСС источник в военно-промышленном комплексе, на боевое дежурство первые самолёты, оснащённые этой ракетой встанут в октябре 2020 года.  Оснащение её Дальней Авиации в достаточных количествах произойдёт не ранее 2020 года, когда завершится запланированный капитальный ремонт и модернизация парка бомбардировщиков Ту-22М3. 

На текущий момент, ракеты Х-22Н уже не могут эффективно применяться против современных корабельных ударных группировок, учитывая развитие корабельных средств как активного радиоэлектронного противодействия, так и существенного совершенствования систем постановки пассивных помех за последние десятилетия.

Как стало известно, несмотря на производство ракет Х-32, принято решение модернизировать и существующие ракеты Х-22Н, запасы которых до сих пор большие, или по меньшей мере их часть. Как заявили в Министерстве Обороны, на текущий момент запланирована модернизация 32 ракет Х-22 в течении трёх лет. Стоимость модернизации одной ракеты составит порядка 10 млн. рублей. 

Как предполагается, модернизированные ракеты Х-22 приблизятся по своим характеристикам к Х-32, которые в свою очередь созданы на основе Х-22 и представляют её современный вариант с радикально увеличенными характеристиками. Сообщается, что на модернизированных Х-22 будет полностью заменено всё бортовое оборудование на новое, выполненное на современной элементной базе. Ракета будет оснащаться современной инерциальной системой наведения с возможностью радиокоррекции траектории и новую помехозащищённую активную головку самонаведения.

Новая ГСН, очевидно, будет иметь возможность перестройки частоты от импульса к импульсу по случайному закону и все прочие существующие программные и радиотехнические способы помехозащиты, применяемые в современных ГСН, а также возможность наведения на источник помех, как все современные ГСН ПКР. Более подробные сведения пока не известны. Можно предположить, что новая ГСН ракеты будет иметь и возможность наведения на источники радиолокационного излучения кораблей. Стоит заметить, такой режим наведения появился ещё на советской ПКР "Гранит", и используется в современных российских ПКР, в частности в ПКР "Оникс".  

Также на данных ракетах будет установлен более мощный двигатель и за счёт снижения массы боевой части увеличен объём топливных баков. Как заявляется, это позволит довести дальность полёта ракеты до 1000 километров. При этом неизвестными остаются скоростные характеристики новой ракеты и её высота полёта. На Х-32 высочайшие скоростные характеристики (скорость около 5400 кмч) достигаются использованием нового, более мощного маршевого двигателя и полётом на огромной высоте, в 35-40 километров. При этом дальность пуска, по различным оценкам, составляет 500-600 километров. Ранее, для Х-32 назывались цифры дальности полёта в 800-1000 километров, однако они едва ли соответствуют действительности, либо достигаются при баллистической конфигурации траектории.

Трудно сказать насколько указанная для модернизированной Х-22 дальность полёта соответствует истине. Однако вполне вероятно, она может быть достигнута при сохранении существующей скорости полёта в 3М, за счёт, как было сказано выше, увеличения объёма топливных баков, путём снижения массы боевой части, и, вероятно, уменьшения массо-габаритных параметров различных устройств системы наведения.   

Неясным вопросом и остаётся и возможность маневрирования ракеты на маршевом иили конечном участке траектории. Из данных в открытых источниках это установить невозможно, т.к. в разных источниках на этот счёт имеются совершенно противоположные мнения.

Однако совершенно точно можно сказать, что модернизация части ракет Х-22 позволит:

  • Существенно увеличить рубежи атаки кораблей и корабельных группировок противника, находясь не только за пределами досягаемости даже самых дальнобойных корабельных ЗРК, но и за пределами эффективного рубежа ПВО, обеспечиваемого палубными истребителями, в случае атаки авианосной ударной группы, либо с минимальным заходом в данную зону. 
  • Обеспечить возможность эффективного поражения не только крупных надводных кораблей, таких как авианосец, крупный транспорт и т.д., но и кораблей класса "фрегат" и "эсминец".
  • Минимизировать воздействие корабельных средств РЭБ. ГСН с высокой помехозащищённостью в совокупностью с до сих пор впечатляющими скоростными характеристиками, существенно усложняющими работу даже современных ЗРК, позволяют с высокой вероятностью преодолевать оборону корабельных соединений. 
  • Возможность пуска ракеты даже при очень "грубом" первоначальном целеуказании за счёт мощной ГСН и возможности радиокоррекции траектории.   

Модернизация Х-22 позволит вновь вернуть ей статус высокоэффективной крылатой ракеты, способной действовать в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Оснащение российских дальних бомбардировщиков ракетами Х-23 и модернизированными Х-22 позволит не только эффективно противостоять авианосным ударным группам, но и эффективно поражать стратегически важные цели, находящиеся в глубине территории потенциального противника.

 

Павел Румянцев 
"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры