Медиа группа Mil.Press отмечает 20-летие своей работы

Сергей Сочеванов, главный редактор Mil.Press

"За участие в гособоронзаказе предприятиям нужно бороться. Но многие до сих пор не признают или не хотят признавать этого факта" 

 

 

В этом году  медиа группа Mil.Press отмечает 20-летие своей работы. У истоков ее создания стояли флотские офицеры. Бывший штурман К-407 Сергей Лютов при поддержке компании Futures Telecom 20 января 1998 года дал старт объединению всей флотской информации на площадке Navy.ru. В редакции до сих пор хранится копия страницы сайта того времени: "Администрация сервера приглашает научные и образовательные учреждения ВМФ, предприятия промышленности, музеи и общественные организации, а также энтузиастов, собирающих материалы о Российском Флоте, разместить на сервере свои страницы".  


Накануне юбилейной даты главный редактор Mil.Press  Сергей Сочеванов дал эксклюзивное интервью для сайта «Новый оборонный заказ. Стратегии». 

 

 

«Новый оборонный заказ. Стратегии»:  Сергей Валерьевич, как развивалась медиа группа с момента своего создания? 

Сергей Сочеванов: В 2006 году руководство порталом принял военный программист Антон Сотнийчук, до сих пор выступающий издателем Mil.Press. К тому времени у него уже был опыт запуска IT-проектов. Navy.ru сменил дизайн и начал наполняться новостным контентом. Для сайта сформировали  первую штатную редакцию. В День Подводника 2007 года состоялся торжественный перезапуск проекта. Два года спустя основным доменом для Центрального военно-морского портала вместо Navy.ru стал FLOT.com. В дальнейшем редакция ежегодно брала новые высоты: в 2010-м запустила проект о кораблестроении FlotProm.ru, в 2011-м взяла интервью у главкома ВМС США, в 2012 году провела свое первое расследование о поставках на корабли российского флота английской мебели. Еще через год редакция писала о проблемах создания глубоководного спасательного комплекса, заказанного сразу после трагедии “Курска”. Журналисты портала тогда входили в состав Межведомственной комиссии Минобороны, участвовали в урегулировании разногласий между заказчиками  и исполнителями контракта.

Лично я присоединился к команде Mil.Press в 2014 году. Уже тогда стало понятно, что редакции тесно в рамках исключительно флотской тематики. Когда мы работали в Крыму, освещая сопутствующие референдуму процессы, писать о них на FLOT.com еще было уместно. Темы Крыма и Черноморского флота связаны неразрывно. Но события Донбасса требовали отдельной площадки. Так появилось Военное.РФ. С помощью волонтеров мы сформировали сеть из 120 политически нейтральных к сторонам конфликта источников на местах. На основании их информации ежедневно отслеживали динамику боевых действий. Штатный состав редакции параллельно развивал деловую составляющую информагентства. Общались с разработчиками вооружений, анализировали тендеры и отчетность предприятий, писали об этом новости.

Сейчас у нас почти 3 млн читателей ежегодно. Все новости готовит штатный состав редакции без привлечения сторонних авторов, что позволяет нам строго следить за качеством и достоверностью публикуемых фактов.

«НОЗС»:  К материалам Mil.Press регулярно обращаются федеральные СМИ. Является ли высокий индекс цитирования вашего издания одной из задач вашей работы? Какой ценой она решается? 

С. Сочеванов: В погоне за цитируемостью легко скатить в популизм. Я приведу пример. Наиболее цитируемый наш материал - фоторепортаж с учений морской авиации под Калининградом. Для нас было важно рассказать, что впервые за 20 лет летчики отработали бомбометание с самолетов Ан-26. А зарубежные журналисты усмотрели в материале провокацию – на фотографиях обнаружились учебные бомбы с надписью “На Берлин”. Репортаж стал темой дня, в том числе и для российских федеральных СМИ. Его просмотрели больше 115000 раз.

И с другой стороны. В тот же год на страницах Военное.РФ вышел материал “Может ли Центр управления обороной заглянуть под воду?”, посвященный серьезным проблемам с освещением подводной обстановки на морских границах страны. Статья, включающая интервью с офицерами, отрывки научных публикаций и книг по теме, судебные документы, прошла мимо внимания прессы.

Если бы мы руководствовались критерием цитируемости в федеральных СМИ, из этих примеров следовало  бы заключить, что надо готовить скандальные репортажи вместо глубокой аналитики. Для Mil.Press важнее услышать не то, что нас перепечатало информагентство с громким именем, а что та или иная статья обсуждалась на совещании в военном ведомстве.

«НОЗС»: В разделе «О нас» на вашем сайте написано, что материалы Mil.Press не раз становились основанием для принятия или корректировки решений должностных лиц Минобороны и ВПК. Приведите, пожалуйста, примеры. 

 С. Сочеванов: Мы отслеживали строительство военных городков на архипелагах в Арктике. Практически синхронно негативные сигналы начали поступать с острова Котельный (Новосибирские острова), острова Врангеля и мыса Шмидта. Строители сообщали о задержках зарплат, невозможности вернуться на Большую землю после завершения вахты, проблемах с продовольствием и водой. Ситуация была на грани забастовки, полной заморозки строительства важной инфраструктуры. После серии публикаций на место вылетел замминистра обороны. Начальник ответственного за Арктику предприятия “Спецстроя” сообщил редакции, что взял ситуацию с вывозом строителей на личный контроль. До тех пор, пока ситуация не стабилизировалась, мы постоянно находились в контакте со “Спецстроем”, его подрядчиками, надзорными ведомствами. Помогали выстраивать диалог между сторонами, конструктивно урегулировать взаимные претензии. В итоге сегодня мы с гордостью можем наблюдать, как, несмотря на все неурядицы, военные объекты в Арктике введены в строй и служат обороноспособности России.

«НОЗС»: Какое из интервью вы считаете самой большой победой редакционной команды Mil.Press? 

С. Сочеванов: Слово “победа” к жанру делового интервью, которого мы придерживаемся, не вполне применимо. Гордость вызывают две серии интервью, которые сделала наша команда. В 2015 году поговорили с руководителями основных судостроительных предприятий страны, в 2017 году ездили на встречи к генеральным директорам и главным конструкторам проектантов морской техники. Задавали примерно одни и те же вопросы, что позволило наглядно показать разницу в подходах к управлению предприятиями, личную заинтересованность руководителей в строительстве флота.

Из последних публикаций запомнилось интервью с Павлом Плавником – главой дизелестроительного завода “Звезда”. Приятно, когда спикер готов открыто говорить не только об успехах, но и о проблемах своего предприятия. Именно в этом я вижу смысл существования отраслевых СМИ – не бояться выставлять на повестку дня болезненные вопросы, выстраивать диалог между заказчиком и исполнителем гособоронзаказа. Победой я смогу считать возможность побеседовать в таком же ключе, без цензурирования острых тем, с ведущими менеджерами отрасли: Александром Михеевым, Сергеем Чемезовым, Алексеем Рахмановым.

«НОЗС»: Какие из журналистских расследований оказались самыми сложными или даже опасными? Есть ли результат? 

 С. Сочеванов: Опасных с точки зрения возможных угроз со стороны героев расследований не припомню. Много приключений произошло с командой, которая разбиралась с последствиями испытаний боевых радиоактивных веществ на островах Ладожского озера. Там были и шторма, и ядовитые змеи, и пятна сохранившегося заражения.

Но самое важное для наших Вооруженных сил расследование сделал мой предшественник на посту главного редактора Mil.Press Валерий Береснев с командой журналистов. “Курск 2.0” – большая история о судьбе спасательного судна для эвакуации подводников с аварийных лодок. Она продолжается и по сей день. Головной спасатель - “Игорь Белоусов” - построен. Но он всего один и находится на Тихоокеанском флоте. А на что рассчитывать подводникам на Севере? Нужно серийное строительство.

За 2017 год серия публикаций по этой теме привлекла внимание членов Совета Федерации, депутатов Госдумы. В декабре я получил письмо от замминистра обороны Юрия Борисова о том, что серийные спасатели вошли в ГПВ-2027. Получается, что поставить точку в расследовании “Курск 2.0” мы сможем только через 10 лет. Надеюсь, что поставим, будучи уверенными, что наших подводников есть кому и чем спасать.

«НОЗС»: На ваш взгляд, необходимо ли предприятиям российской оборонки заниматься продвижением своей продукции? Как это делать в условиях выполнения гособоронзаказа, например? 

 С. Сочеванов: “Продвижение” – это одна из граней маркетинга продукции военного назначения, которому действительно нужно уделять повышенное внимание. Это комплекс мероприятий: изучение рынка, прогнозирование ТТХ товара, который сможет удовлетворить спрос, создание добавленной ценности, планирование сбыта, наконец, воздействие на рынок.

Я вижу лишь единичные примеры некоторых крупных корпораций, которые решают задачи маркетинга продукции военного назначения комплексно. Но даже в этих случаях речь идет о стратегии  на уровне головной организации, все попытки дочерних предприятий заявить о себе сталкиваются с непониманием.

Почти все оборонщики участвуют в профильных выставках на территории России: МВМС, МАКС, “Армия”. Мы во время этих мероприятий буквально живем в павильонах, за несколько дней успевая пообщаться со всеми экспонентами и опубликовать  более сотни новостных материалов. Мы знаем, что на выставках действует "правило одной трети". Только 1/3 целевой аудитории предприятия приедет на выставку, из которой только 1/3 дойдет до стенда. Увеличить конверсию помогает освещение выставочной деятельности в профильной прессе.

Через СМИ решаются не только вопросы продвижения продукции. Это может стать одним из каналов привлечения на предприятие сотрудников в условиях кадрового голода в отрасли. Мы стараемся удовлетворить и эту потребность, предлагая свежие форматы публикаций. К примеру, с одним из петербургских заводов ведем переговоры о серии материалов “Дневник молодого рабочего”, в рамках которой наш журналист проведет несколько недель за станком и расскажет о жизни на предприятии изнутри.

«НОЗС»: Каковы, по-вашему, особенности работы российского ВПК в контексте рыночных отношений? Какие вы дали бы советы (рекомендации) руководителям оборонных компаний? 

 С. Сочеванов: За участие в гособоронзаказе предприятиям теперь нужно бороться. Но многие до сих пор не признают или не хотят признавать этого факта. Уникальный профиль компании, конструкторская школа и другие ретроспективные преимущества уже не заставят Минобороны заключить контракт. Один из моих собеседников, успешно работающий в отрасли, сказал: «Военные хотят приходить на рынок ВПК как в супермаркет». Это утрированное суждение, но оно верно передает тенденцию.

Другой важный момент – ценообразование. Мы знаем случаи, когда предприятие получало заказ по одной цене, а в процессе исполнения раз за разом обращалось за дофинансированием. Стоимость вырастала почти вдвое. Это не рыночный подход. Вместо этого предприятие может получать дополнительные деньги за счет увеличения ценности продукта. Предложить военным не покупку, а контракт жизненного цикла. Или как минимум снабдить технику документацией в современном цифровом формате.

«НОЗС»: Назовите топ-5 актуальных проблем военно-промышленной отрасли страны? Известны ли вам пути решения? 

 С. Сочеванов: Проблема номер один  – шаткая структура кооперации в отрасли. Прочные связи между предприятиями существовали в условиях плановой экономики СССР. И сейчас в некоторых сферах ВПК мы видим не устремления к эффективной рыночной кооперации, а попытки восстановить советский статус-кво. Не обязательно загонять все производство в периметр одной страны под лозунгами импортозамещения, но предприятие должно иметь параллельные договоренности с несколькими поставщиками однотипной продукции. Если одни срывают поставку, другие должны на лету подхватить падающее знамя, предложить свою продукцию и заработать денег на ошибках конкурентов.

На второе место я бы поставил существование неэффективных компаний, выполняющих  роль единственных поставщиков. Пользуясь эксклюзивным положением на рынке, они могут навязывать свои цены и, что хуже, сроки поставок. В итоге головное предприятие должно подстраивать весь график производства под проблемного поставщика комплектующих. Их деятельность и ценообразование сейчас регулируют законодательно, но это всего лишь один из путей решения проблемы, требующий раздувания штата как самой компании для работы с многочисленными документами, так и штата контролирующих органов. Другой путь – стимуляция появления конкурентов для компаний-монополистов. Конкурентный рынок способен к саморегуляции. 

Третье слабое звено – организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Еще в 2015 году Дмитрий Рогозин высказывал верную мысль о необходимости создания комиссии по НИОКР, которая должна следить, что получает оборонная отрасль за потраченные на перспективные разработки деньги. Руководители предприятий часто приводят такой пример. В проект заложена деталь, разработанная по ОКР несколько лет назад. При попытке закупить партию комплектующих у исполнителя профинансированной государством работы выясняется, что в серийное производство деталь даже не ставили. Получается, что деньги налогоплательщиков вылетели в трубу.

Четвертая проблема – отсутствие прозрачных механизмов входа на военный рынок новых компаний. Для инновационных стартапов путь открыт через Фонд перспективных исследований. Но куда податься компании, которая хочет предложить военным качественную продукцию “сегодняшнего дня”? Множество предприятий, выпускающих товары двойного назначения и уже зарекомендовавшие себя на гражданском рынке, начинают свой путь к гособоронзаказу с поиска отраслевых лоббистов. Это подход, который, к сожалению, стимулирует только коррупцию.

Пятая – затягивание процесса акционирования предприятий ВПК. Еще в октябре 2014 года Владимир Путин заявил, что допускает выход оборонных компаний на IPO. Прошло чуть больше трех лет, и сегодня об этом как будто забыли. В “Ростехе”, например, прямо говорят, что госкорпорации денег хватает. Но вот тому же судостроению точно не хватает. У нас почти все верфи, способные строить корабли I ранга, требуют модернизации. Но смущает еще и другой факт. Почему я, воспользовавшись услугами своего брокера, могу прямо с экрана телефона купить акции какой-либо зарубежной компании, но не могу вложить деньги в рост Объединенной судостроительной корпорации или холдинга  “Швабе”?

«НОЗС»: С 2015 годы вы запустили англоязычное издание Mil.Today про российские Вооруженные силы и ресурс Mil.Estate про военную ипотеку. Чем вызвано появление новых форматов? 

С. Сочеванов: Это планомерная работа по адаптации контента для целевой аудитории, которая продолжается до сих пор. Когда-то сайт FLOT.com освещал весь спектр тем, связанных с военно-морским флотом. На одной площадке были и новости судостроения, и исторические статьи, и документы по морскому праву, военно-морской фольклор и клуб юных моряков. В 2010 году новости морского ВПК переехали на свою площадку – FlotProm.ru. Специалисты отрасли, а в первую очередь мы ориентируемся на руководителей судостроительных предприятий, получили ежедневный узкотематический новостной дайджест.

Далее мы сделали обзор рынка военных СМИ и увидели те направления, в которых мы дублируем другие издания, а в каких действительно уникальны. Отказались, например, от материалов по истории флота. Мы знаем, что “Морское наследие” напишет об этом лучше. Как и в любом бизнесе, редакции военного СМИ нужно делать твердый выбор: чем мы занимаемся, а самое главное – чем не занимаемся.

А вот  специализированного издания о военной ипотеке на 2015 год в России не существовало. Тогда наблюдался  пик ажиотажа вокруг программы, к концу года военнослужащие заключили уже 140 тысяч сделок. Требовалось удовлетворить информационный голод и военнослужащих, и застройщиков, и банкиров. Выстроить диалог между потребителем и всей цепочкой поставщиков услуги, начиная с “Росвоенипотеки”.

Что касается Mil.Today, то решение о его запуске принято по итогам наблюдения за статистикой географии наших читателей. Пятая часть аудитории находится за пределами России: 13% приходится на страны бывшего СССР, 7% – на другие государства, среди которых доминируют импортеры российских вооружений. Логично преподносить им новости на доступном языке.

«НОЗС»: Каковы особенности работы с иностранной аудиторией? Отличаются ли темы, подбор экспертов и т.п.? 

С. Сочеванов: На английский мы переводим только эксклюзивные новости наших журналистов. Проще говоря – на Mil.Today читатели получают информацию, которой нет в других СМИ. Некоторые новости публикуются только на английском языке, на русскоязычных порталах Mil.Press они не выходят. Мы ориентируемся на покупателей российского оружия. Как текущих, так и потенциальных. Рассказываем о той продукции, которая доступна зарубежным партнерам. О состоянии предприятий, поставляющих ВиВТ на экспорт. О российском рынке вооружений завтрашнего дня – перспективах и инновациях.

«НОЗС»: Кто поддерживает (финансово и т.п.) Mil.Press? Существует ли в вашей работе такое понятие как «госзаказ»? И какие у вас отношения с Минобороны РФ? 

С. Сочеванов: Со дня основания первого сайта медиа группа существует исключительно на собственные деньги. До 2014 года финансирование обеспечивалось средствами нашего издателя, после этого мы запустили процесс выхода на самоокупаемость и прибыль. Эта цель успешно достигнута.

Госзаказа у нас нет. Мы работаем с двумя принципиально разными рекламодателями: застройщиками по военной ипотеке и предприятиями ВПК. Первым предоставляем доступ к аудитории военнослужащих-контрактников, вторым помогаем продвигать свою продукцию в российскую армию и на экспорт. Понятно, что часть наших клиентов – предприятия с государственным участием, но к госзаказу мы это не относим. И никогда не меняем редакционную политику после заключения контракта. Если предприятие поставляет некачественную продукцию военным, мы напишем об этом.

Взаимодействие с Министерством обороны РФ вызывает двойственные ощущения. После публикации материалов об отраслевых проблемах с нами связываются офицеры профильных департаментов, мы обмениваемся информацией. Постоянно находимся в контакте с военнослужащими разного уровня на местах. Видим практически моментальную реакцию на публикуемые сведения со стороны высшего командования Минобороны. При этом попытки действовать через департамент информационного обеспечения сталкиваются с большой инертностью этого подразделения. Можно пересчитать по пальцам случаи, когда мы получали запрошенную информацию в тот же день. Это тормозит построенные в редакции ритмичные рабочие процессы. 

«НОЗС»: Что вы думаете о независимой журналистике вообще и в вашей тематической нише в частности? 

 С. Сочеванов: Независимой журналистике, ориентированной на широкую аудиторию, сегодня очень тяжело. Доходы от рекламы падают: за деньги рекламодателей одновременно борются десятки СМИ, поисковые системы, Youtube и соцмедиа. Компании считают конверсию: какой результат получат за каждый вложенный рубль?

В то же время аудитория отраслевой прессы – не важно, пишущей о вооружениях или сельском хозяйстве – изначально стоит очень дорого. И донести до нее информацию какими-то иными способами, кроме публикации на страницах тематического СМИ, либо невозможно, либо стоит несоразмерных денег. Но это не отменяет того факта, что независимому СМИ приходится быть на шаг впереди своих дотационных конкурентов по эффективности. Например, я знаю, что на любом отраслевом мероприятии журналисты Mil.Press опубликуют новость на 5-10 минут раньше своих коллег из других изданий и зададут наиболее предметные вопросы спикерам. По посещаемости мы конкурируем только с зарубежными военными СМИ. На 2018 год ставим себе задачу обойти Janes.com – сейчас в международном рейтинге Alexa они занимают шестое место, наш FLOT.com – седьмое. 

«НОЗС»: А что для вас значит понятие «патриотизм»? 

С. Сочеванов: Лауреат трех Пулитцеровских премий Арчибальд Маклиш как-то сказал: “A poem should not mean. But be”. Также и патриотизм. Он не может что-то значить, он просто есть. Для меня это понятие находится на грани чувств. Когда знаешь свою страну изнутри, видел ее простор и стоял на ее границах. Наблюдал за работой могучих машиностроительных предприятий. Заглядывал в горящие глаза конструкторов-изобретателей, отдающих себя полностью ради блага Родины. И уж точно патриотизм не имеет никакого отношения к политике.

 

Беседовала Ирина Новикова 
«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
19 января 2018г., Санкт-Петербург

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры