Морская авиация России получила очередную партию модернизированных палубных истребителей Су-33

Как стало известно, в состав авиации ВМФ России передана очередная партия модернизированных палубных истребителей Су-33. В результате модернизации Су-33 получили новейшую систему высокоточного бомбометания "Гефест".

В настоящий момент Су-33 является основным российским палубным истребителем. Все самолёты данного типа сконцентрированы в 279-й отдельном корабельном истребительном авиаполку, куда организационно сводится авиакрыло единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов".  Всего с 1994 по 1998-й годы полком от промышленности было получено 25 серийных истребителей Су-33.

Су-33 является самым большим в мире палубным истребителем и способен осуществлять длительное патрулирование и перехват воздушных целей противника на большом удалении от авианосца. С полным запасом топлива и полным боезапасом ракет "воздух-воздух" (на всех 12 точках подвески), радиус действия Су-33 может достигать 1,5 тысячи километров. Правда при эксплуатации с палубы "Адмирала Кузнецова" такое возможно только при взлёте с третьей стартовой позиции, при взлёте же с первой и второй стартовой позиций возможен полёт либо с меньшим запасом топлива, либо с меньшей боевой нагрузкой. Су-33, как и Су-27, на базе которого он и был создан, обладает отличными манёвренными характеристиками, превосходящими таковые у большинства современных истребителей.

Однако, несмотря на впечатляющие лётные и манёвренные характеристики, Су-33, созданный в конце 80-х, является "чистым" истребителем и практически лишён возможности эффективного боевого применения по наземным и морским целям. С целью поднятия боевых возможностей Су-33 в двухтысячных годах была разработана программа модернизации. Модернизированный вариант самолёта получил индекс Су-33М. 

Модернизация Су-33 проводится на авиационном заводе "Сухого" им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, а также силами 20-го авиаремонтного завода в городе Пушкине. Как правило, самолёты перегоняются на заводы небольшими партиями, по 2-4 машины. В рамках модернизации Су-33, производятся следующие работы:

  • Продление ресурса планера
  • Установка новых, более мощных двигателей АЛ-31Ф-М1. Данный двигатель имеет увеличенную до 13500 килограмм тягу в режиме форсажа. Для сравнение - "базовый" двигатель АЛ-31Ф 3-й серии, которыми оснащались Су-33 имели тягу в 12800 кг (при этом по сравнению с "обычным" АЛ-31Ф, которыми оснащались Су-27 двигатели Су-33 имели повышенную на 300 кг тягу).  АЛ-31Ф-М1 имеет увеличенный до 2000 часов общий ресурс и до 1000 часов - межремонтный, обладает более совершенной цифровой системой управления и меньшим, по сравнению с "базовым" двигателем расходом топлива. 
  • Замена станции предупреждения об облучении СПО-15 "Берёза" на современную, гораздо более совершенную станцию Л-150 "Пастель", которой оснащаются все новые и модернизированные самолёты и вертолёты ВВС России.
  • Замена приборного оборудования кабины.
  • Установка нового прицельно-навигационного комплекса с подсистемой высокоточного бомбометания СВП-24-33 "Гефест". Данная система обеспечивает возможность точного поражения целей свободнопадающими бомбами и прочими неуправляемыми авиационными боеприпасами с больших высот, позволяя самолёту не входить в зону поражения переносных зенитно-ракетных комплексов, зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности. СВП-24 обеспечивает для свободнопадающих бомб при сбросе с высоты в 5 километров круговое вероятностное отклонение (КВО) в 30-40 метров, что позволяет небольшой серией бомб достичь такого же эффекта, как и применение управляемых авиабомб.  
  • По неподтверждённым данным в ходе модернизации Су-33 получают возможность применения и управляемого ракетного оружия класса "воздух-поверхность".

Модернизированные истребители Су-33 продемонстрировали высокую эффективность в ходе боевого похода авианосца "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии в 2016 году. В ходе боевых действий у берегов Сирии палубные истребители Су-33 и МиГ-29К из его авиагруппы совершили 420 боевых вылетов, из них 117 - в ночных условиях и поразили 1252 цели. Действия российской палубной авиации, вместе с ударами крылатых ракет по позициям боевиков, стали одним из факторов, способствующих быстрому освобождению Алеппо ("вторая столица" Сирии) сирийскими войсками. 

Вероятнее всего, к 2020 году большинство имеющихся в строю Су-33 пройдёт положенный капитальный ремонт и модернизацию. Учитывая, что значительная часть данных самолётов имеет очень высокий остаточный ресурс планера, служить они будут ещё долгие годы и, вполне вероятно, и в дальнейшем будут составлять "ядро" авиагруппы уже "обновлённого" "Адмирала Кузнецова".

Павел Румянцев  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры