Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Первый будущий эсминец класса «Лидер» получил свое название

Как стало известно, головной корабль будущей серии супер-эсминцев российского флота класса «Лидер» получил название «Орлов-Чесменский», в честь графа Алексея Орлова, известнейшего российского флотоводца Екатерининской эпохи, одержавшего в 1770 году грандиозную победу над турецким флотом в Чесменской бухте.

 

 

Перспективные эсминцы класса «Лидер» являются, пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых и "ожидаемый" проектов кораблей российского флота, который сможет в будущем поднять мощь ВМФ России на качественно новый уровень. Наиболее значимые дискуссии разворачиваются в СМИ и интернет-пространстве вокруг самой концепции корабля, но самое главное - перспектив его строительства вообще.

При этом сам облик корабля, как и перспективы его строительства фактически не декларируются высшим военно-политическим руководством России, что зачастую вызывает скептическое отношение к данному проекту. В частности, нередко в различных СМИ можно встретить скептическое отношение к самой возможности данного проекта. Это обосновывается следующими аргументами:

  • Заявлений о включении этих кораблей в будущую государственную программу вооружений на 2017—2025 годы. Впрочем, сама программа ещё не утверждена.
  • Эсминцам класса «Лидер» предстоит стать наиболее крупными кораблями за всю историю современного российского флота. В связи с этим, зачастую вызывает сомнения возможность самой их постройки в адекватный временной промежуток.
  • Если даже эсминцы и будут заложены, то они превратятся в «долгострой» и будут строится огромный срок.
  • Подвергается сомнению сама возможность строительства таких кораблей на существующих российских верфях.
  • Т. к. «Лидеры» будут иметь огромную стоимость, то высказываются сомнения в возможности изыскания средств на их постройку в текущей экономической ситуации. 

Действительно, эсминцы «Лидер» должны стать самыми крупными боевыми кораблями, построенными в истории современной России. При этом назвать их «эсминцами» можно с большим трудом. Фактически это настоящие тяжёлые ракетные крейсеры дальней океанской зоны - их водоизмещение составит по меньшей мере 14 тысяч тонн, а по своим боевым возможностям они будут существенно превосходить даже самый мощный на текущий момент корабль ВМФ России, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Скептическое мнение относительно постройки «Лидеров» вызвано и существующими темпами строительства фрегатов проекта 22350. Головной фрегат данного проекта, «Адмирал Горшков» был заложен в 2006 году, приступил к испытаниям в конце 2014 года, а в строй войдёт лишь в 2017 году. Однако столь длительные сроки строительства объясняются тем, что фрегаты проекта 22350 изначально создавались под перспективное вооружение, которое только предстояло создать, а также вызвало неизбежное в таком случае «затягивание» сроков его создания, которые в подобных случаях всегда превышают ожидаемые. 

Стоит заметить, что в настоящий момент ведётся тотальная реконструкция российских верфей и в частности «Северной верфи» с целью обеспечения постройки кораблей большого водоизмещения и реализации новейших технологий судостроения, позволяющих строить корабли со скоростью, намного превышающую существующую. Скорее всего столь радикальная и масштабная модернизация российских верфей производится и с целью обеспечения постройки в том числе и новейших эсминцев класса «Лидер». Об этом заявлял и глава российской Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК) — по его словам строительство «Лидеров» может быть начато после завершения реконструкции «Северной верфи».

Кроме того, косвенным признаком оценки самой возможности российских верфей строить корабли большого водоизмещения может быть следующий факт — в июне 2016 года был спущен на воду головной ледокол новейшего проекта 22220 «Арктика», водоизмещением в 33,5 тысячи тонн, при этом стапельный период строительства корабля занял лишь чуть более 2,5 лет («Арктика» была заложена в начале ноября 2013 года), а сдача корабля ожидается в декабре 2017 года. Конечно ледокол — это не боевой корабль, с огромной номенклатурой вооружения, но это и не «простой» гражданский корабль, а на порядок более сложный и технологичный. 

Таким образом, с огромной долей вероятности эсминцы «Лидер» будут заложены до 2020 года (в самом оптимистичном случае можно рассчитывать на закладку головного корабля в 2018 году), а то, что головной корабль получил название, пусть и «предварительное» по всей видимости, является лишним аргументом к тому, что «Лидеры» будут построены.

Эсминцы проекта 23560 «Лидер» скорее следует по классификации относить к крейсерам, судя по заявленным характеристикам это будут современные аналоги тяжёлых атомных ракетных крейсеров пр. 1144, но при этом по сравнению с ними будут иметь в несколько раз больший арсенал вооружения. Модель этого перспективного эсминца была представлена на выставке «Армия-2015». Однако стоит заметить, что данный облик эсминца отнюдь не окончательный и очевидно находится на стадии детальной проработке.

Тем не менее, данная модель позволяет примерно оценить как набор вооружения корабля, так и применяемые технически решения. Судя по представленной модели, «Лидер» будет иметь несколько РЛС различного назначения, размещённых на огромной пирамидальной мачте с целью расширения радиогоризонта (что критически важно для обнаружения низколетящих целей), из которых будет сразу несколько многофункциональных РЛС, предназначенных для управления процессом поражения воздушных целей.

Согласно представленной модели, предварительный проект эсминца предусматривал следующий комплекс вооружения: 64 ячейки универсальных корабельных стрельбовых комплекса (УКСК), в каждую из которых может быть помещена либо сверхзвуковая противокорабельная ракета «Оникс», либо одна из крылатых ракет семейства «Калибр», либо (по некоторым данным) даже «морская» версия стратегической авиационной крылатой ракеты Х-101.

Зенитно-ракетное вооружение, представленного «предварительного» проекта «Лидера» включает 56 ячеек морского варианта ЗРК С-400 и 16 ячеек ЗРК «Полимент-Редут». Причём каждый из вышеуказанных ЗРК будет работать, по всей вероятности, под управлением "своей" РЛС, а следовательно смогут работать «параллельно» друг другу, в результате чего количество обстреливаемых целей и наводимых ракет будет достигать огромных значений.

Также стоит заметить, что вышеуказанное вооружение вполне вероятно будет полностью готово к моменту завершения строительства, учитывая, что ввод в строй головного корабля едва ли стоит ожидать раньше 2025 года. ЗРК «Полимент-Редут» скорее всего в ближайшем будущем будет полностью «доведён», а «морской» вариант зенитно-ракетного комплекса С-400 будет установлен на модернизируемом крейсере проекта 11442 «Адмирал Нихимов».

Также судя по имеющимся сведениям успешно ведутся работы по созданию принципиально новой боевой информационно-управляющей системы (БИУС) для управления всей номенклатурой вооружения перспективных кораблей, которая обеспечивает создание на корабле «единого информационного пространства». К примеру, в начале текущего года Объединённая Приборостроительная корпорация заявила о создании некоего «бортового компьютера»з для модернизируемого «Адмирала Нахимов» и по всей видимости речь идёт о содании супер-компьютера, аналогичного устанавливаемым на корабли, оснащённых БИУС «Иджис», который будет «ядром» информационно-управляющей системы корабля.

Конечно, учитывая огромную стоимость и сложность будущих эсминцев «Лидер» едва ли может идти речь о строительстве какой-либо крупной серии. Скорее всего их едва ли будет построено более 4 единиц.

Однако строительство и ввод в строй данных эсминцев, позволит создать на Северном и Тихоокеанском флоте мощнейшие корабельные ударные группы (КУГ) в составе модернизированного крейсера проекта 1144, 1-2 эсминцев «Лидер» и «эскорта" из нескольких фрегатов проекта 22350. По сравнению с существующими корабельными группировками ВМФ России, такая КУГ будет обладать гигантскими боевыми возможностями, в разы превосходящие возможности существующих КУГ Северного и Тихоокеанского флота.

Павел Румянцев

По материалам «Известия»