Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Стратегические крылатые ракеты российской авиации

5 июля 2017 года вновь состоялось боевое применение стратегических крылатых ракет Х-101. Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС выполнили пуск нескольких ракет Х-101 по военным объектам террористической группировки ИГИЛ в Сирии, которые с ювелирной точностью уничтожили три склада боеприпасов и командный пункт террористов. Данный удар в очередной раз продемонстрировал огромные возможности и высокую эффективность российского оружия.

Современные стратегические авиационные крылатые ракеты являются основным оружием стратегических бомбардировщиков и обеспечивают им колоссальные боевые возможности в конфликтах любой интенсивности. Данный тип ракет появился ещё в конце 1950-х годов.

В начале 1950-х в СССР, США и Великобритании были созданы несколько типов реактивных стратегических бомбардировщиков - В-47 "Стратоджет" и В-52 "Стратофортресс" в США, Ту-95, 3М и Ту-16 в СССР и бомбардировщики V-серии -"Виктор", "Вэлиант" и "Вулкан" в Великобритании. В тот момент стратегические бомбардировщики были главным средством доставки ядерного оружия на территорию противника. К примеру, стратегические бомбардировщики В-52 и Ту-95, ставшие настоящими символами могущества СССР и США, могли доставить ядерную бомбу на другой континент, летя со скоростью свыше 800 кмч и на огромных высотах, что делало их малоуязвимыми для существовавших в тот момент истребителей. Однако уже в конце 1950-х годов на вооружении СССР и США появились первые зенитно-ракетные комплексы (С-75 в СССР и "Найк-Аякс" в США) и сверхзвуковые истребители-перехватчики с ракетами "воздух-воздух" и началось их массовое производство. Возможности прорыва к целям в глубине территории противника и сброса свободнопадающей ядерной бомбы на цель для стратегических бомбардировщиков сводилась к минимуму - зенитные ракеты легко могли "достать" бомбардировщик на большой высоте, а их возможностей вполне хватало для перехвата таких тяжёлых и маломанёвренных самолётов. Это потребовало обеспечить стратегическим бомбардировщикам возможность нанесения ядерного удара не входя в зону поражения ЗРК и радиус действия перехватчиков. Для решения данной проблемы и в СССР и США были созданы первые образцы стратегических крылатых ракет (КР) - AGM-28 "Хаунд Дог" и Х-20 в СССР. Производство этих ракет было начато в 1960 году. Американская "Хаунд Дог" весила 4.5 тонны и имела дальность полёта порядка 1100 километров, доставляя к цели ядерную боеголовку мощностью 1.45 мегатонн. Советская Х-20 имела вдвое больший вес и почти вдвое меньшую дальность полёта, но несла более мощную ядерную боевую часть в 3 мегатонны. Скорость обоих ракет была примерно одинаковой и составляла около 2М (М - число Маха, равное скорости звука на определённой высоте). Полёт совершался на высотах более 20 километров. 

Однако дальнейшее совершенствование средств ПВО и истребительной авиации уже не обеспечивало достаточной эффективности и самое главное - скрытности применения данных ракет. В начале 1970-х годов прогресс в области электроники и двигателестроения позволил приступить к созданию нового поколения стратегических авиационных крылатых ракет. В результате, в начале 1980-х годов в США была принята новая крылатая ракета для вооружения стратегических бомбардировщиков AGM-86 ALCM, а в СССР - ракета Х-55. Причём если для применения ALCM модернизировались уже существующие бомбардировщики В-52, произведённые в 1950-х годах, то в СССР в 1981-м году был принят на вооружение новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, специально созданный для применения ракет Х-55. Появление этих ракет позволило радикально повысить возможности стратегических бомбардировщиков и полностью  изменить тактику их применения. Новые стратегические авиационные крылатые ракеты имели по сравнению со своими предшественниками совершенно иные возможности. Так, ракета Х-55 имела массу всего 1185 килограмм, что позволяло разместить их на бомбардировщике в большом количестве. Ту-95МС имеют возможность разместить внутри фюзеляжа на специальной "барабанной" пусковой установке 6 ракет Х-55. На первой модификациях Ту-95МС - Ту-95МС-6 было возможно разместить ещё 4 таких ракеты на внешней подвеске под крылом, а на более поздней модификации Ту-95МС-16 - под крыльями возможна подвеска дополнительно 10 (!) ракет Х-55. Правда по договору о сокращении наступательных вооружений между СССР и США допускается применение Х-55 на Ту-95 только на внутрифюзеляжной пусковой установки. Таким образом, в настоящий момент Ту-95МС могут нести только 6 Х-55. Но даже в этом случае возможности ракетоносца впечатляют. Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 могут нести до 12 таких ракет на двух револьверных пусковых установках.

В отличии от предыдущего поколения стратегических крылатых ракет, возможности американских ALCM и советских Х-55 не шли с ними ни в какое сравнение. Радикально возросла дальность полёта. Для первых модификаций Х-55 она составляла 2500 километров. Более поздняя модификации - Х-55СМ имела дополнительные конформные топливные баки, что позволило довести дальность полёта до 3.5 тысяч километров. Самое главное - эти ракеты совершали полёт на предельно малой высоте, не более 10-15 метров над землёй, в режиме огибания рельефа местности, что обеспечивает максимально скрытный подход к цели, а обнаружение такой ракеты наземными РЛС и ЗРК возможно только в пределах радиогоризонта, который для такой высоты полёта не превышает 30 километров. Для обеспечения полёта на сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности была созданы специальные, сложнейшие автокорреляционные инерциальные навигационные системы (ИНС) управления. В США данная система известна под названием TERCOM и её оснащаются все образцы стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Аналогичная система была создана и для советских крылатых ракет. Перед пуском, в ЭВМ системы наведения и коррекции крылатой ракеты вводится цифровая карта местности (кстати, при создании данной системы и в СССР и США была проведена гигантская работа по составлению цифровых карт практически всей Земной поверхности) заданного района полёта и полётное задание. После пуска ракета выполняет снижение на предельно малую высоту. Корреляционная система, используя радиовысотомер, непрерывно "промереяет" высоту над уровнем поверхности и "сканирует" рельеф местности, сопоставляя полученные показания и показания барометрического высотомера (определяющего высоту полёта над уровнем моря) с цифровой картой местности с высочайшей точностью определяет своё положение и корректирует показания данных ИНС, что обеспечивает огромную точность попадания в цель. Единственный минут данного типа ракет - дозвуковая скорость полёта, составляющая приблизительно 250 мс. Однако, крайне малая высота полёта и малые размеры, а соответственно и эффективная отражающая поверхность делает возможным эффективную борьбу с такими ракетами только современными средствами ПВО. Именно работы по созданию таких крылатых ракет послужили одним из основных мотивов к созданию знаменитого ЗРК С-300.

Во время Холодной войны подобные КР служили исключительно средством доставки ядерного оружия. Лишь в самом конце 1980-х годов стали появляться варианты стратегических авиационных КР с обычными боевыми частями, пригодные для действий в локальных конфликтах. Правда, для американских КР это привело к уменьшению дальности полёта (для ALCM практически в 2 раза), т.к. фугасная боевая часть весит в несколько раз больше (к примеру, американская термоядерная БЧ W-80 весит всего 130 килограмм). Советские Х-55 имели ядерную БЧ мощностью в 200 килотонн.

Распад Советского Союза и последовавший за ним хаос не позволил в 90-х годах принять на вооружение варианты стратегических КР с обычными боевыми частями. На базе ракеты Х-55 была создана противокорабельная ракета Х-65 с дальностью полёта свыше 600 километров и активной головкой самонаведения, но на вооружение она, к сожалению, так и не была принята. Однако к середине 2000-х годов на вооружение поступила ракета Х-555, представляющая собой вариант Х-55СМ с обычной боевой частью и увеличенной точностью наведения.

Ещё к концу 1980-х были начаты первые работы по созданию перспективной стратегической авиационной крылатой ракеты. В начале двухтысячных годов в открытой печати появились первые сведения относительно этой ракеты, она получила индекс Х-101. Долгое время данная ракета оставалась одним из самым секретных образцов нового вооружения. Лишь в середине двухтысячных годов появились первые данные об "испытании" новой ракеты и всего несколько фотографий данных ракет под крылом бомбардировщика Ту-95. И практически ничего не было известно ни о принятии данной ракеты на вооружение, ни о её производстве и наличии в войсках. Однако все сомнения были рассеяны 17 ноября 2015 года, когда российские стратегические бомбардировщики Ту-160 нанесли ракетные удары по объектам ИГИЛ ракетами Х-555 и Х-101. Впервые была показана и сама ракета Х-101. Применение данных ракет в Сирии показало, что эти ракеты имеются в достаточных количествах на вооружении российской Дальней авиации и могут успешно применяться.

Характеристики Х-101 впечатляют - она имеет дальность полёта в 4.5-5.5. тысяч километров (по разным оценкам) и способна с ювелирной точностью доставить к цели боевую часть массой в 400 килограмм. Круговое вероятностное отклонение ракеты от заданной точки не превышает нескольких метров. Точность ракеты такова, что она может буквально "влететь в форточку". В отличии от других крылатых ракет Х-101 использует несколько иную систему коррекции траектории. Вместо радиовысотомера используется оптоэлектронная система коррекции и система лазерных дальномеров, осуществляющих контроль высоты полёта и "сканирование" рельефа местности. Это обеспечивает абсолютную устойчивость к средствам радиоэлектронного противодействия - лазерный дальномер физически невозможно подавить активными шумовыми помехами. На конечном участке полёта используется и телевизионная головка самонаведения. Существует и ракета Х-102 - вариант ракеты Х-101 с ядерной боевой частью. При этом, по всей видимости, дальность полёта Х-102 за счёт ядерной боевой части выше. Это существенно увеличивает возможности российской стратегической авиации как средства ядерного сдерживания, т.к. благодаря данной ракете появилась возможность доставить на другой континент ядерную БЧ, произведя пуск из зон, абсолютно не досягаемых для любых существующих истребителей-перехватчиков потенциального противника.

Дальность полёта Х-101 позволяет российским бомбардировщикам производить её пуски даже не покидая российское воздушное пространство и поражать цели находящиеся на гигантском удалении от точки пуска. К примеру, радиус действия Х-101 больше, чем протяжённость всей Европы с запада на восток. Таких дальнобойных крылатых ракет нет больше ни в одной стране мира. 

Если раньше российская стратегическая авиация рассматривалась как  исключительно "абстрактное" средство ядерного сдерживания, не применимое в локальных или региональных конфликтах, то её боевое применение в ходе операции ВКС России в Сирии наглядно продемонстрировало обратное, и убедительно доказав, что российская Дальняя авиация является средством, способным "достать" противника практически в любой точке Земного шара.

Павел Румянцев