«Контроль в сфере государственного оборонного заказа» - тема пресс-конференции Санкт-Петербургского УФАС России, которая проходила 14 декабря в пресс-центре ТАСС северной столицы .
Фактически, год 2016-й стал первым периодом работы отдела ГОЗ УФАС в штатном режиме, поскольку, после формирования данной структуры в марте 2015, потребовалось время на «освоение теории». Всё же Петербург – весьма не рядовой субъект с точки зрения объемов оборонного заказа.
На вопросы журналистов в пресс-центре отвечали руководитель СПб УФАС России Вадим Владимиров, заместитель руководителя, начальник отдела контроля ГОЗ Олег Заика и заместитель начальника отдела контроля ГОЗ Юлия Лютак.
Вопросов, впрочем, было немного, благодаря весьма информативным выступлениям организаторов. Они сообщили, что с начала 2016 года проведено 13 плановых и внеплановых проверок в составе совместных инспекций с сотрудниками центрального аппарата ФАС России, и 6 проверок силами петербургского управления. По итогам открыто 18 административных дел. Рассмотрено 54 жалобы на действия госзаказчика при размещении ГОЗ, 49 из них признаны необоснованными. Открыт реестр недобросовестных поставщиков, куда в уходящем году внесены 12 организаций.
Сумма наложенных штрафов составила 3 млн. 43 тыс. рублей, из них взыскано 1 млн. 330 тысяч.
Вадим Владимиров отметил, что большинство претензий УФАС по отношению к исполнителям ГОЗ, последние оспаривают через суд. «Мы живём в судах», - грустно пошутил Вадим Валерьевич.
При этом руководитель УФАС в очередной раз отметил, что его организация отнюдь не злоупотребляет карательными функциями. Напротив, сотрудники отдела контроля ГОЗ вдумчиво вникают во все непростые особенности работы предприятий-исполнителей, охотно дают конструктивные советы и рекомендации.
Анализ причин несоблюдения исполнителями условий контрактов выявляет пять основных:
- взаимозависимость работ на этапе НИОКР, когда отставание на одном частном этапе выбивает из графика исполнение всего контракта;
- внесение существенных изменений в техническое задание уже в процессе исполнения;
- неадекватная оценка победителями закупок своих возможностей по поставке некоторых товаров в должных объёмах и в срок;
- несбалансированность интересов заказчика и исполнителя, что особенно распространено в сфере капитального строительства;
- ценовая неопределённость на рынке товаров и комплектующих иностранного производства.
Последний пункт актуализирует проблему импортозамещения в сфере ГОЗ, где известны эпизоды фальсификации данных о происхождении товаров.
Отдельно организаторы пресс-конференции остановились на итогах проверки ремонта крейсера «Аврора» на Кронштадтском морском заводе. Здесь были выявлены признаки нарушения норм нескольких законов, что требует дальнейшего анализа, возможно, с привлечением правоохранительных органов.
В целом, руководитель УФАС и отдела контроля ГОЗ подтвердили свою открытость для экспертного и медийного сообщаства, предположив провести ещё одно мероприятие для подведения итогов ближе к концу года.