Береговая система наблюдения ВМФ России. Рациональный подход

Автор: Олег Козаренко.

Когда мы говорим о флоте, то первое, что приходит на ум, это корабли и подводные лодки. Но носители вооружения – это лишь острие меча.

 

 

Военно-морской флот – это универсальный вид вооруженных сил и, пожалуй, самый сложный. В его составе присутствует не только морская составляющая, но и авиация, и сухопутная техника. А для того чтобы этот боевой организм эффективно работал, необходимо оперативно получать и передавать информацию об обстановке во всех средах.

Речь пойдет о береговой системе наблюдения, являющейся неотъемлемой частью информационного поля военно-морского флота.

История создания системы наблюдения и оповещения на море насчитывает не одну сотню лет. Первые наблюдательные посты были созданы Петром I на Балтике. В их задачи входило своевременное обнаружение кораблей и судов противника, а также оповещение о них командования и сил флота. В начале ХХ века в Российской империи сформулировали Положение о Береговой системе наблюдения, которое было утверждено Морским штабом 23 ноября 1909 года. Тогда она называлась Службой наблюдения и связи. Эта дата считается датой рождения новой структуры – береговой системы наблюдения.

За сотню лет своего существования БСН эволюционировала в сложное объединение сил и средств. Первым толчком, способствовавшим этому, было появления радиолокации. Вторым – развитие подводного флота. Сегодня технический прогресс снова заставляет нас пересмотреть видение касательно развития БСН ВМФ.

БСН состоит из воинских радиотехнических частей (районы наблюдения, отдельные радиолокационные узлы, радиолокационные комплексы, отдельные центры подводного наблюдения, гидроакустические комплексы) и воинских радиотехнических подразделений (главные береговые информационные посты центров обеспечения управления флотов, береговые информационные посты центров обеспечения управления объединений и соединений, отдельные радиотехнические роты, радиотехнические роты, взводы связи и радиотехнические, взводы связи и радиотехнические подвижные).

Основные задачи БСН:

  • поиск, обнаружение и выявление противника;
  • выработка данных целеуказания по ним для своих сил;
  • наблюдение и контроль действий своих сил;
  • анализ результатов разведки и наблюдения;
  • поиск, сбор и анализ информации о физико-географических, гидрометеорологических, навигационных и других условиях района наблюдения.

Формально БСН входит в единую автоматизированную радиолокационную систему (ЕАРЛС). Она была создана как межведомственная система двойного назначения в интересах ВС РФ и Министерства транспорта.

Данная система включает силы и средства радиолокации, автоматизации и связи:

  • радиотехнических сил и средств ВВС, войск ВКО;
  • радиотехнических соединений и частей ПВО сухопутных войск;
  • радиотехнических частей и подразделений ПВО ВМФ, береговой системы наблюдения ВМФ, надводных кораблей с функциями кораблей радиолокационного дозора;
  • радиолокационных позиций двойного назначения Министерства транспорта Российской Федерации.

По оценке специалистов, развитие ЕАРЛС является необходимым шагом в создании более глобальной разведывательно-информационной системы контроля воздушно-космического пространства, которая могла бы эффективно противостоять высокотехнологичному противнику в будущем.

В начале 2000-х произошло объединение ВВС и войск ПВО, что ускорило процесс интеграции их радиолокационных систем и положило начало формированию в масштабах объединений ВВС единой системы радиолокационной разведки и радиолокационного обеспечения.

Сейчас БСН ВМФ не интегрирована в единую автоматизированную радиолокационную систему, поскольку распад Советского Союза коренным образом повлиял на ее деградацию. Посты находятся в крайне плачевном состоянии либо совсем брошены.

До недавнего времени в число основных технических средств РТП входили радиолокационные станции, гидроакустические комплексы и средства связи. Но современные реалии вынуждают расширять функциональность РТП. К примеру, сейчас активно идет обновление гидрометеостанций на постах. Также есть резон устанавливать автоматические комплексы радиоэлектронного мониторинга. Это, на мой взгляд, одно из перспективных направлений в модернизации РТП.

Основная задача радиоэлектронного мониторинга (РЭМ) – обеспечение своевременной и достоверной информацией в быстро изменяющейся оперативно-тактической обстановке при наличии радиоизлучающих целей (угроз) с разных направлений. Говоря простым языком, комплекс позволит нам обнаружить излучение радиотехнических средств (РТС), проанализировать структуру излучения, распознать его носитель, определить степень опасности и автоматически выдать эту информацию. В перспективе можно будет произвести сопряжение оборудования РЭМ со средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), что даст нам возможность эффективно воздействовать помехами на навигационное оборудование воздушных целей противника и создавать сплошное помеховое поле, тем самым усложняя обнаружение наших передатчиков. На приграничных РТП можно монтировать приборы для принудительной посадки БПЛА, которые позволят: создавать помехи в канале управления, блокировать работу высотомера, блокировать и искажать сигналы глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.

Приблизительная зона охвата радиоэлектронного мониторинга при установке оборудования на одном из островов Финского залива

Приблизительная зона охвата радиоэлектронного мониторинга при установке оборудования на одном из островов Финского залива.

Расширить функциональность РТП можно, включив в его состав беспилотный вертолетный комплекс с малогабаритной РЛС.

Во-первых, это значительно увеличит дальность обнаружения цели. Во-вторых, позволит фиксировать потенциальную цель в различных диапазонах.

Радиолокационные станции (РЛС), впервые нашедшие применение в годы Второй Мировой войны, сегодня и в будущем останутся наиболее распространенным источником получения информации о воздушной, морской и метеорологической обстановке. В настоящее время радиолокационные средства широко используются в БСН.

 

kozarenko-oborudovanie-radiotehnicheskogo-posta-sevastopol-gospogransluzhby-ukrainy

Оборудование радиотехнического поста «Севастополь» Госпогранслужбы Украины, нейтрализованного в марте 2014 года. На отечественных постах используется аналогичное оборудование.

Наиболее «интересной» РЛС является «Подсолнух». Это загоризонтная коротковолновая радиолокационная станция ближнего действия. Предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей на расстоянии до 450 км и активно используется для применения в береговых системах контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны. Главной особенностью РЛС «Подсолнух» является ее загоризонтный обзор – она способна обнаруживать предметы, находящиеся не в прямой видимости, а за радиогоризонтом, что существенно повышает дальность их обнаружения.

На сегодняшний день развернуто три такие РЛС – одна на Каспийском море и две на Дальнем Востоке. В планах Министерства обороны развернуть эти станции на Северном и Черноморском флотах.

Объединив вышеперечисленные технические средства РТП при помощи современного программно-аппаратного комплекса, мы получаем один из важнейших элементов единой системы радиолокационной разведки и радиолокационного обеспечения.

Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации», поэтому финансовые средства на это направление в бюджет заложены. Итак, деньги есть, а вот времени совсем нет. Точнее, оно было… вчера.

Ранее руководством Министерства обороны был выбран классический путь развития радиотехнических постов (РТП). Это капитальное строительство, то есть возведение новых зданий. Если речь идет о создании РТП на береговой линии вблизи инфраструктуры, то такой путь приемлем. А если РТП придется создавать на удаленных островах и мысах? Сложно себе представить, какие расходы предстоят на логистику, развертывание строительного городка и его обеспечение.

На протяжении последних пяти лет модернизация постов БСН не ушла дальше проектно-изыскательных работ.

Это не считалось первостепенной задачей. Поэтому сегодня оказывается, что мы безнадежно упустили время.

В мае этого года на селекторном совещании с руководством Вооруженных сил министр обороны сделал акцент на том, чтобы при возведении объектов применять блочно-модульные конструкции. И действительно, а почему не выполнить РТП на основе модулей? У этого пути есть ряд преимуществ.

Во-первых, это высокая заводская готовность. Модули, изготовленные в заводских условиях на поточной линии, несоизмеримо выше по качеству, чем собранные в полевых условиях.

Во-вторых, это дает возможность унифицировать комплексы. Применение блочно-модульных конструкций устранит излишнее многообразие изделий и составных частей поста, что кардинально повлияет на уменьшение его цены.

В-третьих, это позволит гораздо проще интегрировать посты в БСН.

В-четвертых, это экономия времени и средств за счет простоты развертывания комплекса. Это очень важно в условиях боевых действий. В случае необходимости можно так же быстро «свернуться» и перебазироваться в другую точку.

Новый оборонный заказ-№3_2016

Десантный катер типа «Серна» вполне способен выгрузить модули РТП на необорудованное побережье.

В-пятых, это в целом сокращает сроки создания комплекса и экономит значительные средства. На создание РТП по линии капитального строительства необходимо 2,5–3 года. Половина этого срока уйдет на выполнение проектно-изыскательских работ. Важно отметить, что создание нового РТП – это выполнение нового проекта. И так будет происходить каждый раз. На разработку и изготовление головного РТП на основе модульных решений уйдет 1,5 года. В последующем, при переходе на серийное производство, это время будет сокращено до одного года.

В-шестых, у модульного комплекса очень высокий модернизационный потенциал. Например, сегодня на Каспийском море в составе РТП не используются гидроакустические комплексы. Но в случае обострения ситуации (например, переброски иранских диверсионных подводных лодок «Ghadir») этот боевой пост можно развернуть очень быстро. Используя модульный принцип, при необходимости можно в кратчайшие сроки трансформировать РТП в командный пункт управления или береговой узел связи.

Какой из этих двух путей является верным?

Думаю, оба. Они великолепно друг друга дополняют. Охватить всю инфраструктуру РТП, используя одни лишь модули, невозможно. Поэтому строительные работы неизбежны. Но вот существенно сократить финансовые расходы без потери функциональности БСН вполне реально.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры