Корветы ближние и дальние
ВМФ России увеличивает заказ на перспективные корветы (по старой классификации – сторожевые корабли) проекта 22160 как минимум до 12 единиц, сообщает «Лента.ру» со ссылкой на «источники в оборонно-промышленном комплексе». Корабли нового поколения будут служить на Северном и Черноморском флотах, а строить их будет зеленодольский судостроительный завод (Татарстан), где уже в феврале 2014 года был заложен головной корабль проекта.
Официально причиной увеличения заказа на новые корветы стала «острая нехватка современных кораблей дальней морской зоны» в составе ВМФ РФ. «Строящиеся сегодня корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» и их модернизированного варианта 20385 имеют недостаточную дальность плавания и автономность. При избыточном для кораблей данного класса вооружении и количестве нового оборудования это удорожает проект и затягивает его освоение»,– отмечает источник.
Стоит отдельно отметить, что тем самым петербургские судоверфи продолжают терять заказы – ведь именно здесь ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» строил корветы серии. Кроме того, строить корабли данной серии, как для нужд ВМФ России, так и на экспорт, может и расположенное тут же ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». Напомним, что корветы типа «Стерегущий» предназначены не только для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, но и для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и на базах. Могут они также патрулировать зоны ответственности, например с целью блокады.
По всей видимости, злую шутку с петербургскими верфями сыграли не только лоббисты ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» (входящего в Холдинговую компанию «Ак Барс»), но также некоторые изменения в военной доктрине и концепция применения военно-морских сил РФ. Впрочем, о «региональном лоббизме» в чистом виде говорить, конечно, не приходится. Так, разработчиком проекта 22160 является петербургское же ОАО «Северное ПКБ» (проекты 20380 и 20385 разработаны на петербургском ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»).
Новые корветы зеленодольской постройки предназначены для операций в дальней морской и океанской зонах, дальность их плавания – около 6000 миль, автономность по запасам – 60 суток против 3500 миль и 15 суток у корвета проекта 20380. Предположительно, новый корвет в стандартной комплектации будет оснащён 57-мм пушкой, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), позволяющим применять ракеты «Калибр» и «Оникс».
Кто выйдет в открытое море?
Пожалуй, самым сложным вопросом современного российского ВМФ остаётся создание корабельных группировок, способных действовать в океанской зоне. Как уже говорилось, сейчас даже количество кораблей, которые могут решать боевые задачи в «дальней морской» зоне, невелико, не говоря уже о тех, что реально способны действовать на значительном удалении от своих баз. Специалисты считают, что из имеющихся надводных кораблей в океанской зоне сегодня могут работать только авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», три ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант» («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») и девять больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 11551 «Фрегат».
Причём стоит подчеркнуть, что новые авианосцы Россия строить пока не собирается, а существующему предстоят капитальный ремонт и модернизация. Собирается в док завода «Севмаш» и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 «Орлан», в настоящее время он уже выведен из боевого состава флота. Работы должны завершиться в 2018 году, и сразу же на модернизацию встанет его «близнец» «Пётр Великий».
Большие надежды в вопросе «освоения» океанской зоны возлагаются руководством ВМФ на программу «Лидер», в рамках которой планируется строительство перспективных эсминцев, оснащённых современным радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Впрочем, по экспертным оценкам, строительство головного эсминца проекта стартует не ранее 2016–2017 года, а в состав ВМФ он войдёт лишь в начале 2020-х.
А как развивается ситуация с подводным флотом? «В период до 2020 года для российского ВМФ должно быть модернизировано свыше десяти АПЛ проектов 971, 945, 949»,– сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова. В частности, срок службы атомных многоцелевых подводных лодок проектов 971 «Леопард» и 945 «Карп» будет увеличен «почти вдвое». Увы, специалисты довольно скептически относятся к такому увеличению срока службы этой АПЛ, поскольку «Карп» был заложен еще в 1979-м, и в 2017 году ему исполнится ни много ни мало 33 года. Под вопросом остаётся и серийное производство многоцелевых подводных лодок проекта 885 «Ясень»: головной «Северодвинск» строился 19 лет и в результате был принят лишь в опытовую эксплуатацию.
Вместо Балтики – в Крым
Неожиданные для большинства (включая командование ВМФ) геополитические перемены вызвали лихорадочную перетасовку кораблей по флотам. Так, только что спущенный на воду на Ярославском судостроительном заводе десантный корабль проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков» может быть направлен для несения боевого дежурства в Крым. Напомним, что ранее его планировалось ввести в состав Балтийского флота. Всего было заказано три таких корабля: первый («Денис Давыдов») вошёл в состав Каспийской флотилии, последний («Мичман Лермонтов») также уйдёт на Чёрное море, сообщает РБК со ссылкой на «источник в штабе ВМФ».
Десантные катера проекта 21820 не имеют аналогов в мире, они предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье личного состава, колёсной и гусеничной боевой техники. Высокая скорость (до 90 км/ч) обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями. Корабли могут эффективно использоваться в шторм (при высоте волны до 3,5 м).
Также в конце марта 2014 года Минобороны РФ приняло решение о создании в Севастополе базы подводного флота: новые АПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» будут базироваться не в Новороссийске, как предполагалось ранее, а в Крыму. Стоит отметить, что такие корабли только в составе российского ВМФ новинка, а на экспорт они поставлялись уже довольно давно. Первые две АПЛ, «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», спустят на воду в мае – июне 2014 года, а «Старый Оскол» и «Краснодар» – чуть позже.
Сердце и мозг корабля
В рамках импортозамещения рыбинское НПО «Сатурн» получило заказ на изготовление газотурбинных установок для кораблей ВМФ России. Как сообщает «Интерфакс», со ссылкой на генерального конструктора предприятия Юрия Шмотина, речь идёт о турбинных установках М70 и М75. Они предназначены как для кораблей военно-морского флота, так и для гражданских судов, морских и приморских нефтегазовых объектов.
Итак, в настоящее время специалисты НПО «Сатурн» совместно с КБ «Алмаз» активно работают по тематике двигателей для десантных кораблей на воздушной подушке, а также по другим направлениям. Дело в том, что до крымской кампании газотурбинные двигатели для кораблей российского флота серийно производились только на Украине.
Вообще, крымская кампания и связанные с ней международные санкции обнажили ряд серьёзнейших проблем в системе безопасности и обороноспособности России. Впрочем, специалисты говорили об этих «скользких вопросах» давно – и только сейчас их слова услышали. И дело тут в зарубежном производстве не только двигателей – «сердца корабля», но, в первую очередь, «мозга корабля» – сложной электроники, входящей в состав навигационного оборудования и средств связи, систем наведения и т. д. Да что говорить: даже на 100% российская спутниковая система ГЛОНАСС, как показала практика, попросту не может функционировать автономно от американской GPS.
Подобные вопросы обсуждались и в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления», состоявшейся 7–11 апреля 2014 года в Красной поляне (Сочи).
Напомним, что конференция была посвящена робототехнике, мультиагентным системам, высокоточным системам управления, навигации и обработки информации. Разумеется, рассматривались и возможности подобных разработок в интересах вооружения, военной и специальной техники, продукции двойного назначения, решения задач обеспечения правопорядка и общественной безопасности, борьбы с терроризмом, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На конференции были также представлены два доклада, посвящённые созданию морских глайдеров. Это новый тип автономных необитаемых подводных аппаратов (робототехнических систем), перемещающихся с минимальным потреблением энергии, в основном посредством управления плавучестью. Скорость перемещения этих объектов мала, но зато глайдер способен перемещаться на большие расстояния и при этом обладает низким уровнем шума и вообще минимальной заметностью. Большое внимание специалисты уделяют также универсальным и многофункциональным комплексам (благодаря их модульной компоновке).
Подобные проекты важны, в первую очередь, своей инновационностью. Ведь, в конечном счёте, выигрывают гонку вооружений не те, кто производит в большом количестве традиционное оружие, а страны, имеющие высокий научно-технический потенциал и способные воплотить его в конкретных разработках.
Владимир Смирнов