Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Кораблестроение: сами и только у себя

Как отметил в Twitter вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, «свой флот будем строить сами и только у себя».

Именно сменой приоритетов в вопросе флотостроения можно объяснить равнодушие, с которым Россия смотрит на метания французской стороны, продавать ли вертолетоносец «Мистраль» или нет.

«Нас в принципе устроят оба варианта: или корабли, или деньги», – в начале декабря озвучил помощник президента России Юрий Ушаков реакцию нашей страны на невыполнение Францией обязательств по контракту.

Уточним, «Мистраль» – это универсальный десантный корабль (УДК), объединяющий функции вертолетоносца и корабля-дока. Без дополнительной модернизации корабль типа «Мистраль» способен принять на борт десант численностью до 450 человек (до 900 кратковременно). Вертолетная группа включает 16 машин, из них шесть может одновременно размещаться на взлетной палубе. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. А на грузовой палубе способны разместиться более 40 танков или 70 автомашин.

В России и СССР такие корабли никогда не сходили со стапелей. Легкие крейсеры-вертолетоносцы типа «Москва» прежде всего предназначались для выполнения противолодочных задач, тогда как специализация «Мистраля» – десантные операции и транспортировка.

Аналогом французского корабля можно было бы считать нереализованный советский проект УДК 11780. Этот корабль был способен транспортировать до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и до 4 кораблей на воздушной подушке. В свое время на судоверфях были заказаны два таких корабля, но развал СССР не дал проекту реализоваться.

Таким образом, определенный задел для создания собственного УДК у России есть. При этом во Франции «Мистраль» был спущен на воду в 2004 году, иначе говоря, новым проект уже не назовешь. Наконец, еще при рассмотрении вопроса о целесообразности закупки вертолетоносца звучали предостережения экспертов, что французский корабль без дополнительной дорогостоящей модернизации не годится для «работы» в ледовых условиях. Между тем, востребован УДК именно Северным и Тихоокеанским флотами.

Программа по созданию отечественного УДК может быть включена в план реализации заказов отечественного судостроения до 2025 года.

«В марте 2015 года мы должны сформировать объемный план реализации заказов для российского судостроения, рассчитанный по 2025 год, а вообще в перспективе – до 2030 года», – сообщил вице-премьер на итоговом заседании Морской коллегии 9 декабря 2014 года.

Заказ сформируют на строительство судов и морской техники для разработки шельфовых месторождений, организации пассажирских перевозок, научных исследований, освоения Севморпути и развития рыболовства, совместив его с загрузкой судостроительных предприятий гособоронзаказом в рамках исполнения новой Госпрограммы вооружения на 2016–2025 годы.

Ретроспектива вопроса

Впервые публично о возможности закупки иностранных боевых кораблей для ВМФ России было заявлено в июне 2009 года. На IV Международном военно-морском салоне (МВМС) в Петербурге главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий сообщил, что «не исключает» возможности такого развития событий. И 2 ноября первый заместитель командующего штабом военно-морского флота России, вице-адмирал Олег Бурцев уточнил: «Мы намерены приобрести во Франции один корабль типа «Мистраль», а также построить четыре корабля этого класса вертолетоносцев при технической поддержке и лицензии французской стороны». Правда, в дальнейшем условия контракта претерпели изминения.

Кстати, в том же году в конце ноября французский вертолетоносец с рабочим визитом прибыл в Петербург и ошвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта.

Сам контракт стоимостью 1,2 миллиарда евро на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» был заключен в июне 2011 года между «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS. Первый корабль должен был быть сдан 1 ноября 2014 года плюс 30 суток без наложения штрафных санкций.

Игорь Чубаха