Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Неатомный подводный флот России. Состояние и перспективы

Автор Дмитрий Болтенков 

В российском Военно-морском флоте принято использовать термин «подплав» («подводное плавание») для обозначения некой духовной общности формирований ВМФ, в которые входят подводные лодки.

Происхождение термина восходит к дате создания Российского подводного флота – 19 марта 1906 года. Есть «атомный подплав» – части и подразделения, служащие на атомных подводных лодках, и есть «дизельный подплав».

В связи с тем, что в настоящее время на дизель-электрических подводных лодках используется полное электродвижение, а также внедряются воздухонезависимые двигательные установки, их называют «неатомные подводные лодки».

Возрождение Черноморского подплава 

16 сентября 2015 года подводная лодка «Новороссийск» прошла через турецкие проливы и направилась к своей базе в городе-герое, в честь которого была названа. Удивительно, но этот факт подтвердил две философские истины, а именно: «история повторяется» и «лучшее враг хорошего». Лодка «Новороссийск» стала 59-й построенной подводной лодкой семейства 877–636 и первой лодкой этой серии, построенной для ВМФ России в постсоветское время.

Ввод кораблей стран НАТО в Черное море в августе 2008 года поставил новые задачи перед отечественным флотом. Для обновления Черноморского флота (ЧФ) было решено использовать хорошо отработанные экспортные проекты фрегата 11356 и подводной лодки проекта 636 в русифицированной версии.

В ходе заключения Договора о разделе Черноморского флота с Украиной в 1997 году Россия допустила серьезную стратегическую ошибку, не предусмотрев механизм замены устаревших кораблей и другой военной техники своего флота в тогда еще украинском городе Севастополе. В начале XXI века, когда президентом Украины был Кучма, дважды удалось произвести замену военной техники, однако при президентах Ющенко и Януковиче стало понятно, что Украина не заинтересована в поддержании боеспособных сил ЧФ, дислоцированных в Севастополе.

В ходе так называемых Харьковских переговоров 2010 года между президентами России и Украины было достигнуто соглашение о продлении базирования сил ЧФ в Крыму до 2042 года, однако Украина к тому времени уже проявила свою непредсказуемость. В связи с этим было активизировано строительство пункта базирования в Новороссийске. Новые подводные лодки планировалось размещать именно там. Лодки для ЧФ начали строить на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге в 2010 году.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.