Неатомный подводный флот России. Состояние и перспективы

Автор Дмитрий Болтенков 

В российском Военно-морском флоте принято использовать термин «подплав» («подводное плавание») для обозначения некой духовной общности формирований ВМФ, в которые входят подводные лодки. 

Происхождение термина восходит к дате создания Российского подводного флота – 19 марта 1906 года. Есть «атомный подплав» – части и подразделения, служащие на атомных подводных лодках, и есть «дизельный подплав».

В связи с тем, что в настоящее время на дизель-электрических подводных лодках используется полное электродвижение, а также внедряются воздухонезависимые двигательные установки, их называют «неатомные подводные лодки».

Возрождение Черноморского подплава 

16 сентября 2015 года подводная лодка «Новороссийск» прошла через турецкие проливы и направилась к своей базе в городе-герое, в честь которого была названа. Удивительно, но этот факт подтвердил две философские истины, а именно: «история повторяется» и «лучшее враг хорошего». Лодка «Новороссийск» стала 59-й построенной подводной лодкой семейства 877–636 и первой лодкой этой серии, построенной для ВМФ России в постсоветское время.

Ввод кораблей стран НАТО в Черное море в августе 2008 года поставил новые задачи перед отечественным флотом. Для обновления Черноморского флота (ЧФ) было решено использовать хорошо отработанные экспортные проекты фрегата 11356 и подводной лодки проекта 636 в русифицированной версии.

В ходе заключения Договора о разделе Черноморского флота с Украиной в 1997 году Россия допустила серьезную стратегическую ошибку, не предусмотрев механизм замены устаревших кораблей и другой военной техники своего флота в тогда еще украинском городе Севастополе. В начале XXI века, когда президентом Украины был Кучма, дважды удалось произвести замену военной техники, однако при президентах Ющенко и Януковиче стало понятно, что Украина не заинтересована в поддержании боеспособных сил ЧФ, дислоцированных в Севастополе.

В ходе так называемых Харьковских переговоров 2010 года между президентами России и Украины было достигнуто соглашение о продлении базирования сил ЧФ в Крыму до 2042 года, однако Украина к тому времени уже проявила свою непредсказуемость. В связи с этим было активизировано строительство пункта базирования в Новороссийске. Новые подводные лодки планировалось размещать именно там. Лодки для ЧФ начали строить на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге в 2010 году.

Подводная лодка «Ростов-на-Дону» 9 декабря 2015 года стала первой после Второй Мировой войны отечественной подводной лодкой, применившей свое оружие против реального врага. В тот день лодка атаковала крылатыми ракетами «Калибр» объекты запрещенной в России организации ИГИЛ на территории Сирии. В дальнейшем лодки «Краснодар», «Колпино» и «Великий Новгород» также проводили стрельбы по объектам ИГИЛ на территории Сирии.

Проект 877 «Варшавянка»

В 1970-е годы конструкторы ЦКБ «Рубин» создали подводную лодку третьего поколения – проект 877 («Варшавянка»), ставший очень успешным и получивший широкое экспортное распространение. С конца 1970-х годов лодки проекта 877 строились на трех заводах Советского Союза: «Ленинградское Адмиралтейское объединение» строило лодки на экспорт, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде – на экспорт и на флоты европейской части России, а судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре оснащал Тихоокеанский флот.

Эти лодки считаются одними из самых малошумных в мире, и получили прозвище «черная дыра». Корпус лодки этого проекта впервые в СССР выполнен в «дирижабельной» форме, лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию.

Для поставок на экспорт был создан проект 877ЭКМ, оптимизированный для службы в южных регионах земного шара. Со временем «Варшавянка» стала одним из брендов вооружений России, наряду с танком Т-72, истребителем Миг-29 и автоматом Калашникова.

Характеристики лодки проекта 877 «Варшавянка»:

Водоизмещение (надводное/подводное): 2350/3100 т

Размеры: длина – 73,8 м, ширина – 9,9 м

Осадка: 6,6 м

Скорость полного хода (надводная/подводная): 12/19,8 уз

Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов

Глубина погружения (рабочая/ предельная): 240/300 м

Экипаж: 60 чел.

Всего было построено 43 подводных лодки проекта 877, 20 из которых пошли на экспорт. Десять были поставлены в Индию, две в Алжир, три в Иран, по одной – в Польшу и Румынию. Три лодки были построены для Китая.

После распада СССР строительство лодок на экспорт продолжилось уже в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях», что помогло предприятию выжить в 1990-е годы. Строительство лодок для ВМФ России было остановлено.

В 1990-х годах лодки проекта 877 получили дальнейшее развитие в проекте 636. Новые лодки имели меньшую шумность, а также выросшую до 20 узлов скорость подводного хода, возможность использования крылатых ракет комплекса «Клаб». Лодки были оснащены новыми радиоэлектронными системами.

В 2000-е годы 10 таких лодок купил Китай (включая одну изначально строившуюся по проекту 877) и две Алжир. В 2009–2012 годы шесть лодок заказал Вьетнам и еще две Алжир.

В 2010 году шесть таких лодок было построено для отечественного ВМФ. Строились они быстро, все шесть были завершены в период 2010–2016 годов.

После ввода в строй новые подводные лодки перемещались на север, где отрабатывались ракетные стрельбы и проводились глубоководные испытания. После этого лодки переходили своим ходом через Атлантику и Средиземное море в Черное.

Неатомный подплав России после 1991 года

На момент распада Советского Союза в ВМФ насчитывалось более сотни дизель-электрических подводных лодок в составе трех эскадр, нескольких дивизий и бригад подводного флота. Однако основную массу этих сил составляли подводные лодки постройки 1950–1960-х годов. К началу 1990-х первое и второе послевоенные поколения (проекты 613, 633, 641) оказались уже устаревшими.

Одна из проблем советского ВМФ состояла в содержании в составе флота большого количества устаревших кораблей и подводных лодок. На их поддержание тратились ресурсы, которых не хватало на освоение новых кораблей. В результате после сокращения финансирования произошел массовый «обвал» корабельного состава.

К моменту распада СССР «Варшавянки» состояли в 161-й бригаде подводных лодок Северного флота (СФ) (7 единиц), 19-й и 182-й бригадах Тихоокеанского флота (ТОФ) (14 единиц). Две лодки, входившие в состав Балтийского флота (БФ), предназначались для обучения иностранных экипажей для поставляемых на экспорт субмарин. Одна лодка, на которой гребной винт был заменен на водомет, служила в составе Черноморского флота. К 2002 году из состава ВМФ были выведены все устаревшие лодки, кроме лодок проекта 877.

Четыре подводные лодки благодаря стараниям энтузиастов были превращены в музейные экспонаты. В Калининграде сохранена лодка Б-413 проекта 641, в Санкт-Петербурге – С-189 проекта 613, в Москве Б-396 проекта 641Б, а ее «сестра» Б-307 находится в Тольятти.

После распада Союза начался и процесс раздела Черноморского флота между Украиной и Россией. В 1997 году ЧФ, наконец, был разделен между этими странами. России отошла лодка Б-871 «Алроса» и 641Б Б-380. Украина получила лодку проекта 641 Б-435.

Может возникнуть вопрос, как в составе ВМФ появилась подводная лодка с именем «Алроса». Ведь «Алроса» – это название алмазодобывающей корпорации в Якутии. Несмотря на то, что Россия имеет огромные территории, расположенные далеко от морей и океанов, населяющие ее народы всегда с уважением относились к профессии военного моряка. И когда в 1990-е годы у государства не хватало средств на свой флот, шефскую помощь ВМФ стали оказывать города, регионы и крупные корпорации. В благодарность за это ВМФ России переименовывал свои корабли и подводные лодки в честь «шефов».

В конце 1990-х годов Индия озаботилась проведением средних ремонтов своих лодок проекта 877. Выбор ВМС этой страны пал на судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинске. Заказы от ВМС Индии отчасти помогли заводу «дожить» до поступления крупных заказов от ВМФ России. Кроме того, завод приобрел уникальный опыт восстановления подводных лодок и проведения на них средних ремонтов, что в дальнейшем было использовано при ремонте российских лодок проекта 877.

Завод «Звездочка» отремонтировал лодки «Калуга» в 2012 году и «Владикавказ» в 2015-м, но оборудование ракетного комплекса «Калибр» на эти лодки не устанавливалось. Срок службы лодок продлевался на 10 лет. Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод вернул флоту только одну отремонтированную лодку Б-187, переименованную в «Комсомольск-на-Амуре».

В 2012 году две лодки СФ – «Вологда» и «Новосибирск» – были выведены из состава флота. Правительство России попыталось реализовать их на рынке кораблей, бывших в употреблении, и предлагало их ряду стран Юго-Восточной Азии. Однако такие потенциальные покупатели, как Индонезия, Таиланд и Бангладеш, предпочли приобрести подводные лодки в других странах, в частности, в Китае или Южной Корее.

Украина, исходя из своих представлений о военно-морской мощи, потратила огромные средства на ремонт своей подводной лодки Б-435 «Запорожье», однако даже после окончания ремонта в 2012 году лодке настоятельно не рекомендовали погружаться. После событий «Крымской весны» 2014 года лодка Б-435 вернулась в состав ЧФ ВМС Украины, но забирать ее обратно украинцы не спешат. Четвертый год ненужное «Запорожье» скучает в Южной бухте Севастополя. Есть вполне разумное предложение отправить эту лодку Б-435 в качестве экспоната в музей ВМФ, созданный на базе старого судоремонтного завода в Балаклаве.

Российская лодка Б-380 уже много лет находится на вялотекущем ремонте. Поскольку Украина не разрешала проводить замену военных кораблей в Севастополе, командование ВМФ РФ старалось сохранить имеющийся в этом городе корабельный состав, невзирая на расходы. В настоящее время ценность этой лодки нулевая, и, как говорят злые языки, ее можно будет утилизировать вместе с доком, в котором она находится.

В 2010 году была принята программа срочного усиления сил ЧФ, а в 2014-м в Новороссийске создана 4-я бригада подводных лодок. В настоящее время в ее составе насчитывается шесть подводных лодок: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». После окончания ремонта состав бригады пополнит лодка «Алроса».

Несмотря на то, что основным пунктом базирования подводных сил ЧФ объявлен Новороссийск, располагаются они преимущественно в Южной бухте Севастополя.

С приходом этих лодок возросла интенсивность боевой подготовки ЧФ. Так, 6 октября 2017 года «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» стреляли ракетами «Калибр» по морским целям на акватории Черного моря. А страны НАТО совместно с Украиной в ходе учений «Морской бриз» стали отрабатывать противолодочные операции.

Однако пока развертывание подводных лодок из акватории Черного моря в Средиземное не происходило, подобных операций следует ожидать в будущем. В настоящее время две лодки продолжают находиться в акватории Средиземного моря. А в 1997 году ЧФ имел в своем составе только одну лодку…

Балтийский флот и Тихоокеанский флот

После распада СССР все оставшиеся в строю подводные лодки были выведены с территорий новых прибалтийских государств в Кронштадт, где вошли в состав 25-й бригады. Однако к 2002 году все лодки, кроме двух проекта 877, были списаны, а бригада свернута в дивизион. В дальнейшем эти две лодки получили названия «Выборг» и «Дмитров». Они активно использовались для подготовки экипажей подводных лодок, строящихся в Санкт-Петербурге, участвовали в мероприятиях боевой подготовки, обеспечивали испытания вновь построенных кораблей. Однако с 2011 года обе лодки были поставлены в Кронштадте на ремонт. Для обеспечения испытаний и проведения боевой подготовки ВМФ переводил на летний период лодку из состава Северного флота. Лодка «Выборг» вернулась в состав БФ в 2014 году, «Дмитров» – в 2017-м.

В СМИ проходила информация о планах создания базы подводных лодок в Балтийске. Развертывание в самой западной точке России, в бывшем немецком порту Пиллау, полноценной бригады подводных лодок могло бы стать весьма раздражающим фактором для соседей.

В 2011 году 182-я бригада подводных лодок Тихоокеанского флота, дислоцированная на Камчатке, была расформирована, оставшиеся в строю лодки переведены в Приморье и вошли в состав 19-й бригады. К тому времени семь подводных лодок были выведены из состава ТОФ.

К 2017 году стало очевидно, что подплав ЧФ, по сути, создан заново, на СФ дела с неатомными подводными лодками обстоят неплохо, а вот подплав ТОФ требует обновления. Поэтому в 2017 году было заказано строительство второй шестерки лодок проекта 06361. Сроки сдачи этой шестерки – 2019–2022 годы. Таким образом, ТОФ получит полноценную бригаду подводных лодок, а для «Адмиралтейских верфей» загрузка будет гарантирована до 2022 года. Лодки для ТОФ получат названия: «Петропавловск-Камчатский», «Волхов», «Магадан», «Уфа» и «Можайск», шестая пока еще остается без имени.

Любопытно, что рачительные вьетнамцы перевозили свои подводные лодки из Санкт-Петербурга в Кам-Рань во Вьетнаме на грузовых судах для транспортировки негабаритных грузов – с целью экономии моторесурса. Мы же, скорее всего, будем переводить подводные лодки на ТОФ своим ходом. Недавно принято весьма рациональное решение о создании во Владивостоке центра ремонта подводных лодок.

Проект 677 «Лада»

В конце 1980-х годов в СССР начались работы по созданию подводных лодок 4-го поколения. В то же время появился термин «неатомная подводная лодка», поскольку дизель перестал быть двигателем, а стал использоваться только для получения электроэнергии, которая поступала на электродвигатели. Новая дизель-электрическая подводная лодка получила номер проекта 677 и шифр «Лада». Предполагалось, что лодки проекта 677 постепенно заменят в советском флоте лодки проекта 877.

В саму лодку была заложена масса новинок. В частности, она стала однокорпусной. Внедрялось системное автоматизированное управление всеми механизмами, разработан новый гидроакустический комплекс с квазиконформной антенной. Весь набор вооружения и радиоэлектронных систем интегрирован в единую цифровую систему автоматизированного управления. Двигательная установка стала включать в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода.

Лодка проекта 677 выполнена по следующей схеме: с полным электродвижением, одновальная, с семилопастным гребным винтом с саблевидными лопастями.

Предполагалось, что эти лодки будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью. «Лада» стала меньше по размерам и водоизмещению, чем проект 877, что предполагает значительное уменьшение численности экипажа.

Характеристики лодки проекта 677 «Лада»:

Длина лодки: 67 м

Надводное водоизмещение: 1765 т

Максимальная скорость хода (подводного/надводного): 21/10 уз

Глубина погружения (рабочая/предельная) до 250/300 м

Вооружение: шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом в виде торпед, мин и ракет

Экипаж: 35 чел.

В середине 1990-х годов Россия приступила к строительству подводных лодок 4-го поколения. Практически одновременно были заложены: атомная лодка с баллистическими ракетами на борту проекта 955 «Юрий Долгорукий», атомная лодка проекта 885 «Северодвинск», неатомная лодка проекта 677 Б-585 «Санкт-Петербург».

Лодка «Санкт-Петербург» была заложена 26 декабря 1997 года. Одновременно с ней заложен корпус, предназначенный на экспорт, предположительно, в Индию.

Однако из этих трех лодок в настоящее время «до ума» доведен только проект 955.

Лодка Б-585 «Санкт-Петербург» спущена на воду в 2004 году, в период 2005–2010 годов проходила различные виды испытаний. С 2010 года началась ее опытная эксплуатация. В 2013-м лодка переведена на Северный флот для продолжения испытаний. В ноябре 2016 года она стреляла крылатой ракетой «Калибр» по морской цели. На данный момент в СМИ нет сообщений о ее дальних походах, опытная эксплуатация продолжается.

В 2005 и 2006 годах были заложены еще две лодки: Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь». Но проект «не пошел». В 2012 году имя «Севастополь» перешло к заказанному во Франции универсальному десантному кораблю типа «Мистраль», и лодка Б-587 получила название «Великие Луки».

Проект 677 был модернизирован, и в 2015 году обе эти лодки перезаложены со сроком передачи в состав ВМФ в 2020–2021 годах. А «экспортный» корпус так и остался на стапеле.

Начиная с 2012 года ЦКБ МТ «Рубин» регулярно сообщало о том, что для проекта 677 вот-вот будет создана воздухонезависимая двигательная установка (ВНЭУ), что уже есть ее береговой макет, и практически готовы новые электрические батареи. Однако ничего этого на лодках «Кронштадт» и «Великие Луки» нет…

В 2015–2017 годах ВМФ неоднократно сообщал как о прекращении строительства этой серии, так и о его продолжении. Это говорит об отсутствии ясного представления о сроках доведения ВНЭУ до корабельной готовности.

28 июня 2017 года было объявлено, что модернизированные неатомные субмарины проекта 677 «Лада» первыми получат ВНЭУ, но это произойдет в 2021–2022 годах на последующих лодках серии.

Вообще созданием двигателей с анаэробными – воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) российские конструкторы начали заниматься сразу после Второй Мировой войны. В 1950-х годах был даже осуществлен проект 615. Но лодки этого проекта оказались слишком аварийными, и развитием ВНЭУ конструкторы на время интересоваться перестали. К их разработке снова вернулись в 1990-е годы. Однако в настоящее время в России нет действующего образца ВНЭУ, находящегося на морском носителе.

А в 2015 году было объявлено о начале создания неатомной подводной лодки 5-го поколения с шифром «Калина».

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры