Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новые «адмиралы» Черноморского флота

Автор: Павел Румянцев. 

9 июня 2016 года, совершив переход с Балтики, прибыл в Севастополь и занял место у причальной стенки новейший фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Впервые с момента распада Советского Союза Черноморский флот России получил новый крупный боевой корабль.

 


Принят в состав флота и готовится к переходу на Черное море второй корабль данного проекта «Адмирал Эссен», а третий – «Адмирал Макаров» – приступил к испытаниям и пополнит состав флота осенью 2016 года.

Что же представляют собой эти корабли и какие возможности получит российский флот с их появлением?  

Сложности переходного периода 

Для начала стоит немного углубиться в историю. Начало 2000-х годов российская судостроительная отрасль встретила в глубочайшем кризисе. Ни финансовые возможности государства, ни само состояние судостроительной отрасли не позволяло строить новые крупные боевые корабли, будущее флота связывалось лишь с легкими кораблями класса «корвет», а главным источником «выживания» для судостроительной отрасли служили экспортные заказы. Они позволяли предприятиям ВМФ не только физически выживать, но и заниматься разработками нового корабельного вооружения.  

К 2005 году улучшившееся финансирование армии позволило задуматься и о будущем флота, в том числе и создании новых кораблей океанской зоны, острую нехватку которых российский флот испытывает и в настоящий момент. В 2006 году был заложен головной фрегат нового поколения проекта 22350 «Адмирал Горшков». Предполагалось, что корабли этого типа станут главными «рабочими лошадками» флота, а их строительство будет вестись едва ли не «поточным методом». Первоначальные планы предполагали строительство огромной серии из 20 (!) таких кораблей к 2020–2025 годам. Увы, суровая реальность жестко скорректировала эти грандиозные планы. Практически все вооружение, радиотехнические средства и большинство корабельных систем требовалось создать «с нуля», и если проблем со строительством самих корпусов новых фрегатов не возникало, то реальные сроки создания нового вооружения в разы превышали любые первоначальные прогнозы.  

К 2010 году стало совершенно ясно, что в течение ближайших нескольких лет не сможет вступить в строй даже головной фрегат «Адмирал Горшков», сроки ввода в строй новых фрегатов существенно затягиваются, а само количество кораблей серии будет существенно меньше, чем предполагалось изначально. 

Упрощенные фрегаты для «внутренних морей»: результат ВТС между РФ и Индией 

В этих условиях Министерством обороны РФ было принято решение построить «параллельную» серию из «простых» фрегатов для «внутренних морей» (в первую очередь для Черноморского флота), где возможности фрегатов проекта 22350 совершенно избыточны. Прототип такого фрегата существовал – российская судостроительная промышленность уже имела огромный опыт постройки фрегатов проекта 11356 «Тальвар» для ВМС Индии. Эти фрегаты являются «наследниками» знаменитых «поющих фрегатов» – сторожевых кораблей проекта 1135, строившихся в СССР огромной серией, но, в отличие от своих «предков», они оснащены гораздо более мощным и современным вооружением. «Тальвар» можно было легко адаптировать под требования ВМС России, а все вооружение, радиотехнические и электронные системы уже имелись, в отличие от таковых для фрегатов класса «Адмирал Горшков». 

18 декабря 2010 года был заложен головной фрегат проекта 11356Р/М «Адмирал Григорович». В течение следующих полутора лет были заложены еще два таких фрегата, а в 2013 году заложили вторую тройку фрегатов. Строительство новых фрегатов шло очень быстро и уверенно, уже в 2014 году первые два корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», были спущены на воду. Планировалась закладка третьей тройки фрегатов. Однако в 2014 году в судьбе кораблей произошел резкий поворот. Украина, поставлявшая газотурбинные силовые установки для них, в одностороннем порядке свернула военно-техническое сотрудничество с Россией. В результате получить силовые установки успели только первые три корабля, а их ввод в строй затянулся более чем на год. Строительство второй тройки фрегатов полностью замерло, а сами корабли ожидают решения своей участи. Однако, по всей видимости, в конечном счете они пополнят состав российского флота, так как их банально«некуда девать». Попытки продать недостроенные фрегаты Индии успехом не увенчались по причине того, что индийская сторона предложила за них совершенно смехотворную цену, соответствовавшую едва ли не цене металлолома. В случае если будет принято окончательное решение достраивать вторую тройку фрегатов проекта 11356, работы начнутся только в 2018 году, после запуска строящегося в России завода по производству корабельных газотурбинных установок.  

Но, даже несмотря на столь печальный итог, завершение строительства трех новейших фрегатов может считаться крупным успехом для современного российского флота. Для тех задач, для которых они создавались, фрегаты проекта 11356 – отличные корабли. 

«Простые» фрегаты проекта 11356 заметно превосходят эсминцы класса «Современный» 

Противовоздушную оборону «Адмирала Григоровича» обеспечивает зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Штиль-1». На фрегатах проекта 11356 размещается три модуля этого комплекса, по 12 ячеек в каждом. В «Штиле-1» используются новые зенитные ракеты 9М317 – такие же применяются в зенитно-ракетном комплексе «Бук-М2». Комплекс получает информацию о целях от корабельной РЛС «Фрегат-М2М». Система наведения зенитных ракет достаточно оригинальна и немного напоминает таковую на американских кораблях, оснащенных боевой информационно-управляющей системой «Иджис» (на основном участке полета ракета управляется при помощи команд радиокоррекции, а на конечном осуществляется ее полуактивное самонаведение при помощи специальных РЛС подсвета цели). Их на фрегате по две на каждый борт. При этом уже создана новая модификация ракеты 9М317 – с активной головкой самонаведения.  

Можно предположить, что в будущем ракеты новых модификаций появятся и на фрегатах проекта 11356. Дополнительно «Штиль-1» имеет и оптико-электронный визир, позволяющий обеспечивать уверенное выполнение боевой задачи даже в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника.  

По сравнению со своим предшественником – ЗРК «Ураган», которым вооружены эсминцы класса «Современный», «Штиль-1» обеспечивает в шесть раз более высокую огневую производительность. Он запускает одну ракету за две секунды, в то время как «Ураган» со своими однобалочными пусковыми установками мог обеспечить темп стрельбы лишь одну ракету за 12 секунд. В непосредственной близости от корабля ПВО обеспечивается двумя зенитными шестиствольными автоматами АК-630М.  

Фрегаты проекта 11356 отнюдь не являются воплощением передовых технологий современного судостроения, а их вооружение фактически было создано еще в начале 2000-х годов. Впрочем, стоит заметить, что эти фрегаты по всем боевым возможностям существенно превосходят эсминцы класса «Современный», имеющие почти вдвое большее водоизмещение. Как боевые корабли «внутренних морей» они представляют собой грозную силу. И принятие на вооружение даже трех таких фрегатов, в совокупности с появлением в ближайшем будущем новых кораблей других классов и подводных лодок на Черноморском флоте, радикально усилит его боевые возможности, позволяя не только доминировать в Черноморском бассейне, но и уверенно обеспечивать непрерывное присутствие российского флота и защиту интересов Российской Федерации в Средиземном море.