Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новый российский авианосец: за и против

 

История создания и строительства авианесущих кораблей СССР и России глубоко драматична и во многом трагична.

Несмотря на то, что в руководстве советского флота ещё в далёких 1920-х годах осознали огромные потенциальные возможности этого нового вида кораблей в войне на море, и тогда же были предприняты первые попытки их строительства, первый «полноценный» авианосец – тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», вошёл в состав флота только в конце 1991-го года. До Великой Отечественной войны, и потом, до середины 1960-х годов строительству таких кораблей во многом препятствовали экономические возможности страны, а после – воля высшего военного и политического руководства страны.

В настоящий момент в составе Российских ВМС имеется лишь один авианосец - всё тот же ТАКР «Адмирал Кузнецов», который выполняет больше «учебные» функции, для обеспечения получения опыта эксплуатации подобных кораблей, нежели является полноценной боевой единицей. Как и прежде, авианосцы являются «голубой мечтой» современных российских адмиралов. Однако пока новые российские авианосцы остаются лишь мечтами, и имеется огромное количество экономических и промышленных факторов, препятствующих его строительству. Единственное, сейчас уже нет необходимости доказывать их роль политическому руководству страны, в отличие от «советских» времён.

Вместе с тем, вопрос о необходимости постройки новых авианосцев для российского флота является предметом общественных дискуссий, преимущественно на просторах различных СМИ и интернета, и имеет огромные «лагери» как сторонников, так и противников. В данной статье предпринята попытка рассмотреть этот вопрос со всех сторон. Для начала необходимо рассмотреть аргументы противников строительства новых авианосец для российского флота. Ознакомившись с их мнением, можно выделить примерно следующие аргументы:

  • «Гонка» с флотами США и других западных держав априори бессмысленна, так как Россия является «континентальной» державой, в то время как США и ряд других западных держав (например, Великобритания) являются «морскими», для которых флот является едва ли не главным военно-политических инструментом. Соответственно, флот США будет априори суммарно превосходить Российский, и «погоня» за ним в попытке сравняться по боевым возможностям, как это было во времена СССР, в силу огромного количества факторов, особенно экономического, изначально обречена на крах.
  • Противники российских авианосцев видят в них, прежде всего, «сверхдержавный» военно-политический инструмент, позволяющий осуществлять «проецирование силы» в самых различных точках Земного шара, а также как своеобразный инструмент «колониальной политики» с целью оказания военного и «психологического» воздействия на различные страны третьего мира, «оглядываясь» при этом в первую очередь на авианосный флот США. Такая точка зрения верна лишь отчасти. Помимо вышеуказанных «функций” авианосцев, упускается их главная роль в ВМС США. А в американском флоте авианосцы – это, прежде всего, средство завоевания господства на море. Если посмотреть на опыт применения американских авианосцев в локальных конфликтах последних десятилетий, то легко заметить, что роль палубной авиации была во многом «второстепенна”. Большая часть задач, лежащих на авиации, во всех этих конфликтах решалась в первую очередь «сухопутной” авиацией. Собственно господство США во многих регионах обеспечивается не авианосцами, а огромной сетью военных баз, во множестве разбросанных на всех континентах, на которых при необходимости развёртываются нужные авиационные и сухопутные группировки. Однако при решении задач завоевания превосходства на море американским авианосцам нет равных. Их палубные эскадрильи, способные выпустить огромное множество противокорабельных ракет (ПКР), могут сокрушить силы флотов большинства потенциальных противников.
  • Наконец, наиболее важный аргумент противников российских авианосцев – это экономический фактор. Строительство авианосца стоит колоссальных денег – по меньшей мере, 6-7 миллиардов долларов (учитывая долгое отсутствие практики постройки таких крупных кораблей, сумма может оказаться заметно больше). Помимо этого, создание авианосца подразумевает и создание «сопутствующей» группировки других кораблей, а это поистине грандиозная экономическая задача, целесообразность которой противниками строительства авианосцев ставится под сомнение.

Теперь рассмотрим, собственно какие же «плюсы» обеспечивает наличие авианосца. Сразу стоит заметить, что концепция применения авианосцев в России (да и в других странах) имеет мало общего с «американской», поэтому ориентирование на США в данном вопросе бессмысленно. Главная задача авианосцев в российском флоте – это, прежде всего, создание «воздушного щита» над соединением кораблей и повышение его боевой устойчивости.

  • Даже «лёгкий» авианосец имеет на борту 2-3 эскадрильи истребителей, которые осуществляют непосредственное прикрытие соединения кораблей, где бы оно ни находилось. Что обеспечивает на порядок большую боевую устойчивость. Несмотря на то, что современные корабельные ЗРК обеспечивают высокую огневую производительность, осуществляют одновременный обстрел нескольких целей, и имеют очень высокую вероятность поражения ПКР противника, стоит заметить, что авиация противника может беспрепятственно выпустить свои ПКР за пределами действия эффективной ПВО соединения кораблей. В таком случае кораблям придётся самостоятельно "отбиваться" от большого количества ПКР и при массированной атаке большой залп ПКР противника способен «пробить» ПВО соединения кораблей. Однако даже 1-2 эскадрильи палубных истребителей способны если не сорвать, то существенно дезорганизовать даже массированную атаку авиации противника, что в разы упростит «работу» корабельным средствам ПВО. Заметим, речь идёт именно о массированной атаке вражеской авиации, например, при боевом столкновении с американской авианосной ударной группой (АУГ). И в данной роли, кроме авианосца, обеспечить адекватное воздушное прикрытие соединения не может ни что. Прикрытие «береговой» авиацией возможно только в непосредственной близости от берега, и оно априори менее эффективно, чем со стороны палубной авиации.
  • Наличие авианосца в составе соединения на порядок расширяет возможности разведки и целеуказания для соединения кораблей. В состав палубного авиакрыла как минимум входят вертолёты Дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). И даже с их ограниченными возможностями по сравнению с самолётами ДРЛО, они способны обнаружить воздушные и надводные цели на удалении до 200 километров (палубные самолёты ДРЛО в нашей стране так и не были созданы, и очевидно, разработка такого самолёта потребует много времени). Однако строительство авианосца – это процесс, мягко говоря, не быстрый. К тому же в перспективе роль самолётов ДРЛО могут взять на себя и беспилотники-ДРЛО (такие проекты существуют и в нашей стране). Это обеспечивает возможность, как своевременного обнаружения воздушных угроз, так и выдачу целеуказания для ПКР при стрельбе на большую дальность. Также это и существенно увеличивает возможности корабельных средств ПВО. Новые корабельные ЗРК, такие как европейский PAAMS, американский Aegis с новейшими зенитными ракетами SM-6 и российский «Полимент-Редут» имеют зенитные ракеты с активными головками самонаведения, что позволяет им поражать низковысотные цели (к каким и относятся ПКР), за пределами радиогоризонта. Однако для этого необходима информация о целях за радиогоризонтом, а её получение могут обеспечить только самолёты или вертолёты ДРЛО.
  • Авианосец может очень существенно увеличить и ударные возможности соединения. Современные самолёты поколения 4+ могут применять практически весь спектр управляемого оружия, и даже лёгкий истребитель, такой как МиГ-29К, может без проблем «взять» две лёгкие ПКР.
  • Наконец авианосец – это и своеобразный огромный командный пункт для соединения кораблей. Только на кораблях подобного класса устанавливаются наиболее совершенные автоматизированные системы управления корабельным соединением, способные практически в режиме реального времени осуществлять приём, передачу и обработку информации от кораблей соединения, подводных лодок, авиации и штабов ВМФ.

Таким образом, наличие авианосца в составе соединения кораблей не просто в разы, а на порядок увеличивает его боевую устойчивость и боевые возможности. Даже не смотря на то, что современный российский флот во многом «прибрежный», его «зона ответственности» очень велика. Чего стоят только акватории Баренцева или Охотского моря. При этом флоты потенциальных противников очень внушительны. Даже для решения задач обороны морских границ и морской экономической зоны России, без авианосцев обойтись крайне затруднительно. Для обеспечения данных задач, российскому флоту желательно иметь по одной авианосной группе в Северном и Тихоокеанском флотах, в которые бы входили авианосец, 1-2 ракетных крейсера или эсминца, 3-5 фрегатов и 1-2 многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ).

К сожалению, строительство авианосцев в нашей стране постоянно откладывается, и едва ли они будут заложены даже в обозримом будущем в виду не самой лучшей экономической ситуации. Действительно, строительство авианосца стоит ужасно дорого. Так, к примеру, строительство нового российского авианосца проекта 23000 оценивается в 300 миллиардов рублей. Помимо этого, нужно создавать и новые эсминцы и фрегаты, которые вошли бы в авианосную группу, создавать необходимую инфраструктуру для базирования и множество других сопутствующих проектов.

Однако строительство и введение в строй такого авианосного соединения на порядок усилит мощь Военно-морского флота, превратив его в мощнейший военно-политический инструмент, способный одним только своим появлением не дать разгореться возможной войне. Например, при возникновении конфликта вокруг какой-нибудь спорной акватории, богатой природными ресурсами, появление авианосного соединения в этом районе способно, с очень высокой вероятностью, заставить противника отказаться от любых попыток силового решения конфликта, и сделать его более «сговорчивым» за столом переговоров.

И что не менее важно, помимо очевидных военных преимуществ, строительство авианосца – это огромные инвестиции в промышленность страны. Строительство такого корабля под силу только самым развитым державам, фактически это своеобразный «национальный проект», над которым трудятся тысячи предприятий всей страны. Да, авианосец безумно дорог, но затраты на него в разы окупятся в будущем. Его строительство повлечёт «подтягивание» уровня всей промышленности в целом, и её высокотехнологичных отраслей в первую очередь. Это десятки, если не сотни тысяч новых рабочих мест.

При этом, несмотря на огромную стоимость, процесс строительства занимает огромное время (для постройки авианосца в нашей стране на данный момент потребуется 7-10 лет), соответственно финансирование его постройки очень сильно «разнесено» по времени, и не будет чрезмерной нагрузкой для годового бюджета страны.

Авианосец – это обязательный элемент для флота любой более-менее крупной морской державы. Помимо США, своим авианосцем располагает Франция, два авианосца нового поколения строит Англия, обзавелись новыми авианосцами Индия и Китай. Да, Китай, достроил бывший советский авианосец «Варяг», а для Индии был перестроен в «полноценный» авианосец бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков”.

Но эти державы уже приступили к строительству своих национальных авианосцев. При этом Китай начал амбициозную программу, предполагающую наличие 6 авианосцев к 2030 году. И если авианосцы могут позволить себе Франция, Англия, Индия и Китай, то неужели не может их позволить себе Россия?

И очень хочется надеяться, что пройдёт время, и в будущем новый российский авианосец будет разрезать своим огромным форштевнем волны Мирового Океана, вызывая страх и уважение любых потенциальных противников.

Автор: Павел Румянцев

Павел Румянцев стал одним из победителей конкурса, организованного редакцией журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" для журналистов и экспертов ВПК.

 

Адмирал Кузнецов Инфографика - сайт Минобороны