Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Системы управления техническими средствами и электрооборудование для строящихся и модернизируемых кораблей и судов

В журнале «Новый оборонный заказ. Стратегии» № 2 (4) за 2009 г. была опубликована статья главного инженера ФГУП «51 ЦКТИС» МО РФ Г. Муру «Особенности применения импортных изделий в составе новых образцов В и ВТ». В статье рассматриваются вопросы обеспечения ремонтопригодности кораблей и судов, на которых по новым проектам предусматривается применение импортного комплектующего оборудования.

В развитие этой темы, подтверждая важность обсуждаемых вопросов, необходимо отметить следующее. Высокий уровень ремонтопригодности корабля, безусловно, должен обеспечивать возможность выполнения его ремонта в условиях мест базирования флота и на режимных отечественных предприятиях. Ремонтопригодность корабля (судна) находится в прямой зависимости от уровня ремонтопригодности комплектующего оборудования – механизмов (главных и вспомогательных), различных систем энергетической установки и т. п., а также средств автоматизации и электротехнического оборудования. Особо следует подчеркнуть значимость обеспечения высокого уровня ремонтопригодности систем управления. В целом ремонтопригодность систем управления обусловлена правильностью принятой проектантом концепции комплексной автоматизации технических средств корабля.

В течение последних 30–35 лет основной состав технических средств – энергетическое оборудование – поставляется на строящиеся корабли в комплекте с локальными системами управления (ЛСУ). Как правило, эти системы выполняются на базе микропроцессорных средств – специализированных программируемых контроллеров. Все ЛСУ связываются через сеть передачи данных с системой верхнего уровня – автоматизированной системой управления техническими средствами (АСУТС). При таком подходе практически все системы имеют, в общем случае, следующие недостатки: отсутствует унификация аппаратных средств, встроенный самоконтроль отсутствует либо имеет недостаточную глубину, контроллеры выпускаются сравнительно небольшими сериями, следовательно, не может быть установлен гарантированный высокий уровень надёжности, в т. ч. ремонтопригодности. При поставке энергетического оборудования зарубежными компаниями ЛСУ могут работать до первого отказа, который не может быть устранён личным составом. Это обстоятельство вынуждает в этом случае переводить механизм (установку) в режим ручного управления, что очень быстро выявляет отсутствие должного опыта у личного состава с нынешним сроком службы, т. е. проявляется «человеческий фактор», являющийся причиной большинства аварий.

Для выхода из этого положения необходимо предусмотреть разработку и освоение серийного производства отечественной промышленностью комплекса микропроцессорных средств для построения локальных и интегрированных систем управления техническим средствами (ЛСУ и АСУТС) – типового набора модулей обработки информации, средств отображения информации, блоков питания и др. изделий.

Аналогами могут быть комплексы средств, выпускаемые ведущими зарубежными компаниями «Шнейдер Электрик» (Франция) и «Сименс» (Германия). Наработка на отказ, например, французских программируемых контроллеров значительно превышает 300 000 часов.

Подлежащий разработке комплекс микропроцессорных средств должен обеспечивать при построении систем управления следующее:

– унификацию аппаратных средств;

– функциональное и структурное резервирование;

– возможность построения распределённых АСУТС;

– встроенный самоконтроль с указанием неисправности до сменного модуля, линии связи, в т. ч. с датчиками и исполнительными механизмами и др.;

– возможность эксплуатации систем управления в особо тяжёлых условиях.

Системы управления должны быть типовыми и изучаться в военно-морских учебных заведениях.

Наше предприятие НПО «АМТ» совместно с институтом ВНИИЭП

выполнило в 1991–1992 гг. разработку комплекса микропроцессорных средств для построения судовых систем управления. Предусматривалась постановка на серийное производство этого комплекса на Заводе по производству систем программного управления (Завод СПУ). Но в условиях экономического спада завершить эту работу не удалось. Однако полученный опыт позволил быстро адаптироваться и продолжить разработку судовых унифицированных систем управления нового поколения уже с применением комплектующих изделий производства «Шнейдер Электрик».

Большой опыт проектирования и комплексных поставок систем управления, распредустройств и другого электротехнического оборудования подтверждает необходимость и целесообразность реализации такого подхода при обеспечении поставки комплектующего оборудования на заказ. Отечественный разработчик и изготовитель указанного оборудования, используя комплектующие изделия ведущей электротехнической зарубежной компании (до создания отечественного комплекса средств), является исполнителем гарантийных обязательств, а также работ по техническому обслуживанию и ремонту поставленного на заказ оборудования в послегарантийный период.

Безусловно, должны обеспечиваться предусмотренные техническими заданиями сроки службы оборудования, гарантийного периода и ресурсы до заводского ремонта. При этом необходимо «поработать» с поставщиками, например, главных двигателей, дизель-генераторов и другого энергетического оборудования, с тем чтобы локальные системы управления были разработаны отечественным изготовителем на той элементной базе, что и АСУТС. Таким образом и будет обеспечена унификация аппаратных средств ЛСУ и АСУТС, а также высокий уровень ремонтопригодности систем управления ТС. НПО «АМТ» в своё время разрабатывало системы управления, АПС и защиты для дизельных установок производства фирм «СКЛ», «Вяртсиля», «Камменз», «Дойтц» и др.В этом году НПО «АМТ» исполняется 20 лет.

НПО «АМТ» создано в 1991 г. на базе Ленинградского НПО «Электронмаш». Коллектив предприятия формировался по согласованию с Минморфлотом из состава ведущих специалистов совместного  советско-финского предприятия «Морские автоматизированные системы», организованного в 1989 г. Министерствами морского флота, судостроения и приборостроения.

Предприятием в период с 1991 г. по настоящее время разработано и освоено производство следующего оборудования для судостроения и объектов энергетики, в том числе для нефтегазового комплекса:

– в 1993–1994 гг. созданы первые отечественные судовые главные распредщиты (ГРЩ) нового поколения одностороннего обслуживания, имеющие современную конструкцию и комплектующие изделия, а также встроенную в ГРЩ систему управления электростанцией;

– в 1995–1996 гг. разработаны и освоено производство первых отечественных современных систем управления судовыми главными двигателями и двухмашинными дизель-редукторными агрегатами, задатчик системы ДАУ совмещён с машинным телеграфом;

– в 1995–1996 гг. впервые в отечественном судостроении была обеспечена разработка и комплексная поставка на судно интегрированной системы управления технологическими процессами судна (класса АСУТП), выполняющей функции централизованного контроля и управления главными двигателями, вспомогательными механизмами и системами, электростанцией и грузовыми операциями (на танкерах), а также пульта судовождения и всего комплекса электрораспредустройств (главного и вспомогательных распредщитов), магнитных пускателей и устройств плавного пуска электроприводов;

– в середине 1990-х гг. разработана и успешно применяется система автоматизированного проектирования, обеспечивающая компьютерное моделирование управляемого объекта и системы управления с целью разработки и отладки алгоритмического обеспечения;

– в 1999–2000 гг. разработан и сдан в эксплуатацию щит управления элетростанцией для первого в России дизель-генератора производства фирмы Cummins (США) мощностью 1000 кВт, работающего в составе многоагрегатной электростанции параллельно с генераторными агрегатами других производителей. Работа выполнялась по заданию завода «Звезда». В дальнейшем были разработаны и освоен выпуск высоковольтных закрытых распредустройств и комплектных трансформаторных подстанций (контейнерного исполнения), а также систем управления автономными многоагрегатными электростанциями на базе генераторных агрегатов с дизельным и газопоршневым приводом агрегатной мощностью до 1600 кВт. Число генераторов, работающих параллельно в составе одной электростанции, достигало

12 ед. (например, проект «Сахалин-2» для обеспечения строительства морского порта и нефтеперерабатывающего завода на юге Сахалина). Большое число комплектов указанного электрооборудования было введено в эксплуатацию на автономных электростанциях в районах Крайнего Севера, Сибири, Якутии, Чукотки, Сахалина и о. Шикотан в целях освоения месторождений нефти и газа, а также электроснабжения отдалённых населенных пунктов;

– в 2001–2003 гг. освоен выпуск пусковых станций для электроприводов постоянного тока (спецназначения), заказ ВМФ;

– в 2005–2006 гг. разработаны технические требования к судовым системам динамического позиционирования, обеспечивающим удержание судна в заданных координатах за счёт управления от одного командного задающего устройства (джойстика) главными двигателями, рулевым комплексом и подруливающими устройствами. Работа выполнялась на основе компьютерного моделирования по заданию Главного управления Российского морского регистра судоходства с участием ГМА им. адм. С. О. Макарова. Разработанные требования легли в основу специального раздела Правил классификации и постройки морских судов;

– в 2007–2008 гг. разработано и освоено производство нового поколения пусковых станций, обеспечивающих плавный пуск электропривода. Станции построены на современной элементной базе;

– в 2007 г. разработаны и освоено производство автоматических переключателей сетей и пускателей (заказ ВМФ);

– в 2007–2008 гг. разработаны, изготовлены и сданы в эксплуатацию 6 комплектов систем управления и электрораспредустройств для очистных сооружений, изготавливаемых предприятием «Экотор» (Волгоград) на основе новых биологических технологий;

– в 2008–2009 гг. разработан технический проект судна-снабженца пр. 22450 совместно с ЦНИИ СЭТ (по заданию Газпрома – КБ «Вымпел») в части создания системы электродвижения с главными генераторами мощностью 6,3 кВт и двухвальной пропульсивной установкой с гребными двигателями общей мощностью до 12 МВт, а также электрораспредустройств и комплексной системы управления техническими средствами, в т. ч. системы динамического позиционирования. Это первый отечественный опыт проектирования систем такого назначения;

– в 2009–2011 гг. разработаны и сданы в эксплуатацию по двум заказам системы управления корабельной электроэнергетической установкой, состоящей из двух электростанций, с обеспечением функционального и структурного резервирования, в т. ч. сети передачи данных в целях бесперебойного электроснабжения корабля, а также общекорабельными системами (проект «Гепард»).

Большой научно-технический потенциал предприятия является основой для создания серийного производства новых видов наукоёмкой продукции, в т. ч. по заказам МО РФ.