Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Занимательная арифметика. ВМФ: СССР – Россия

Автор: Олег КОЗАРЕНКО  

История флота России очень занимательна и поучительна. Еще с «петровских времен» военно-морской флот переживал как яркие и стремительные взлеты, так и мрачные и катастрофические падения. 

Фото:  Ракетный корабль 2 ранга «Татарстан» в парадном строю в день ВМФ в Астрахани, 29.07.2007 г. 


ВМФ: СССР – Россия. Часть I 

После смерти Петра было десятилетие резкого упадка кораблестроения. «Екатерининские победы» XVIII века сменились периодом технического отставания российского флота в первой половине XIX века. Несмотря на великую победу в Синопском сражении, по результатам Парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. А конец XIX века был ознаменован бурным развитием парового отечественного флота. В начале XX века три эскадры российского флота ушли в небытие в сражениях с японцами. За героической гибелью «Варяга» последовал позорный спуск Андреевского флага с кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр. А как только императорский флот стал возрождаться, наступила Первая мировая война, а затем Гражданская война, которая окончательно уничтожила все предшествующие достижения.

«Сталинские пятилетки» ударными темпами восстанавливали корабли и подводные лодки молодого советского государства. Однако кораблестроительная программа не была завершена в полном объеме к началу Великой Отечественной войны. ВМФ СССР понес большие потери в этом жестоком противостоянии. Через тридцать лет после окончания Второй мировой наш флот стал океанским, и единственным на планете, способным конкурировать с ВМС США. «Перестройка» 1980-х и последующий развал СССР отбросили наш флот на тридцать лет назад. И 1990-е годы можно назвать «периодом разложения и забвения». Качественное отставание нашего ВМФ от мировых держав стало очень значительным. Вот так, с «горы в яму, а с ямы в гору» наши моряки и шагают из столетия в столетие.

Сегодня ВМФ России на подъеме. Государство вкладывает серьезные ресурсы в развитие этого вида вооруженных сил. Но так ли все замечательно? Кто наступает нам на пятки? И что мешает нам развивать ВМФ? Об этом и предлагаю поговорить…

Отправной точкой начала восстановления корабельного состава ВМФ в новейшее время можно считать поднятие Андреевского стяга на ракетном корабле 2 ранга «Татарстан» (пр. 11661К – «Гепард»). Это произошло в Махачкале в августе 2003 года. Новый корабль стал флагманом Каспийской флотилии, сразу поставив ряд рекордов в истории Каспийского флота. Во-первых, это самый большой боевой корабль за всю историю региона. Во-вторых, на Каспии впервые была осуществлена стрельба корабельным зенитно-ракетным комплексом. В-третьих, корабль получил ударный противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с дальностью стрельбы до 130 км, что тоже стало рекордом того времени. В феврале 2004 года произведен исторический пуск крылатой ракетой 3М-24.

Надо сказать, что Зеленодольский судостроительный завод (Республика Татарстан) был готов закрыть проблему обновления Каспийской флотилии. Вслед за «татарином» в 2006 году в Астрахань пришел малый артиллерийский корабль «Астрахань» (пр. 21630 – «Буян»). Он стал прообразом будущих «ракетных буянов». За 10 неполных лет Каспийская флотилия кардинально изменилась. В Астрахани стали базироваться три новых малых артиллерийских корабля: «Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала». А в Махачкалу пришли три новых малых ракетных корабля (пр. 21631 – «Буян-М»): «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Кроме того, к своему собрату РК «Татарстан» в 2012-м присоединился РК «Дагестан». В свою очередь, «Дагестан» является первым кораблем в истории ВМФ России, который вооружен универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».

Вообще можно смело утверждать, что Каспийская флотилия стала своеобразным полигоном для «обкатки» нового вооружения и военной техники. «Буяны» сейчас активно строятся для флота, а «гепарды» поставляются на экспорт во Вьетнам.

 За десять лет 

Рассмотрим кратко основные корпуса, которые построены за последние 5–10 лет. Речь пойдет в первую очередь о боевых кораблях 2 и 3 рангов, т.е. о кораблях дальней и ближней морских зон.

  • Северный флот получил один тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами К-535 «Юрий Долгорукий» (пр. 955) в 2013 году. В 2014 году в строй вступил атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами К-560 «Северодвинск» (пр. 885). 
  • Тихоокеанский флот принял два тяжелых атомных подводных крейсера с баллистическими ракетами пр. 955:К-550 «Александр Невский» (2013) и К-551 «Владимир Мономах» (2014). 
  • Балтийский флот пополнился сторожевым кораблем пр. 11540 «Ярослав Мудрый». Флаг на нем поднят в 2009 году. В период с 2008 по 2014 год в состав флота вошли четыре корвета пр. 20380: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Также в 2016 году в Балтийск пришли два малых ракетных корабля пр. 21631: «Зеленый Дол» и «Серпухов», совершив переход из Черного моря в Балтийское. Оба постройки 2015 года, ранее они были выведены из состава Черноморского флота. Ряды минно-тральных сил в 2016 году пополнил базовый тральщик пр. 12700 «Александр Обухов». 
  • Черноморский флот был до 2014 года самым «ветхим», поэтому в него вкладывается много сил и средств. С 2014 по 2016 год в состав вошли шесть больших дизельных подводных лодок пр. 636.3: Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино». В 2016 году был поднят флаг на двух сторожевых кораблях пр. 11356: «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». 
  • Каспийская флотилия, как уже было сказано выше, кардинально изменила свой состав. 73-я бригада охраны водного района (Астрахань) получила три малых артиллерийских корабля пр. 21630. А 106-я бригада охраны водного района (Махачкала) обновилась одним ракетным кораблем 2 ранга пр. 11661К и тремя малыми ракетными кораблями пр. 21631. 

Таким образом, за последние 10 лет отечественный флот пополнился двадцатью четырьмя боевыми кораблями 2 и 3 ранга. Много это или мало?

Потери 

Рассмотрим теперь список кораблей, которые за аналогичный период были списаны.

Начнем с подводных лодок. В 2009 году списан атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами пр. 667БДР К-496 «Борисоглебск» (СФ), в 2010-м К-506 «Зеленоград» (ТОФ) и К-211 «Петропавловск-Камчатский» (ТОФ) этого же проекта. В 2012 году крейсерская атомная подводная лодка пр. 971 («Щука-Б») К-152 «Нерпа» официально передана в аренду Индии на 10 лет. Северный флот списал крейсерскую атомную подводную лодку пр. 671РТМК Б-388 «Петрозаводск». Также из состава флотов активно выводились из эксплуатации большие дизельные подводные лодки пр. 887: Б-470 (2007), Б-260 «Чита» (2016), Б-401 «Новосибирск» (2016) и Б-402 «Вологда» (2016).

Переходим к надводной составляющей нашего флота.

Эскадренные миноносцы пр. 956: эсминец «Боевой» (ТОФ) списан в 2010 году, эсминец «Расторопный» и эсминец «Гремящий» (СФ) – в 2012-м, эсминец «Беспокойный» (БФ) – в 2016 году.

Большие противолодочные корабли пр. 1134Б: большой противолодочный корабль «Очаков» списан в 2011 году, а большой противолодочный корабль «Керчь» – в 2015-м. Оба входили в состав Черноморского флота. Балтийский флот потерял сторожевой корабль пр. 1135М «Неукротимый» (2009) и сторожевой корабль пр. 11352 «Пылкий» (2012).

Северный флот в 2012 году попрощался с малым ракетным кораблем пр. 1234.7 «Накат». В свое время он служил испытательной площадкой для крылатых ракет П-800 «Оникс».

В 2016 году ВМС Египта был передан ракетный катер Р-47 пр. 12411.

Ракетный катер пр_1241.1_Р-47

Ракетный катер пр. 1241.1 «Р-47» под флагом Египта в Александрии 

Малые противолодочные корабли: пр. 1331 МПК-228 списан в 2010 году, а МПК-105 – в 2014-м. Оба входили в состав Балтийского флота.

Малый противолодочный корабль пр. 11451 «Владимирец» выведен из состава Черноморского флота в 2014 году.

В 2007 году списан малый десантный корабль МДК-18 («Джейран»), а в 2010-м на покой ушел МДК-88. Это были последние представители десантных кораблей на воздушной подушке в составе Каспийской флотилии.

Что имеем в итоге? Двадцать четыре корабля 1, 2 и 3 ранга списаны. Хочу обратить внимание на то, что надводных кораблей 1 ранга списано шесть единиц. На сегодняшний день мы не строим такие корабли. Определенно, это крайне неприятный фактор.

В бой идут одни старики 

Два тяжелых атомных подводных крейсера с баллистическими ракетами пр. 941 ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» находятся в резерве и, скорее всего, будут утилизированы. Вывод последних трех крейсерских атомных подводных лодок пр. 671 РТМК неизбежен. Это К-414 «Даниил Московский», К-448 «Тамбов» и К-138 «Обнинск».

Судьба тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 «Адмирал Лазарев» под большим вопросом. Информации о его предстоящей модернизации нет, поэтому существует очень большая вероятность его утилизации. Эсминцы «Бурный» и «Безбоязненный» (оба с ТОФ), скорее всего, ожидает та же участь.

 Нельзя не отметить тот факт, что ядро нашего надводного флота составляют «возрастные корабли». 

Тяжелые крейсера пр. 1144: «Адмирал Лазарев» 1984 года (законсервирован), «Адмирал Нахимов» – 1988 года (в очереди на модернизацию), а «Петр Великий» – 1998 года рождения. Ракетные крейсера пр. 1164: «Москва» 1983 года (в ожидании капитального ремонта), «Маршал Устинов» (после капитального ремонта) 1986 года и «Варяг» – 1990 года. Все оставшиеся эсминцы построены в период с 1988 по 1993 год. Проблемы с котлотурбинной энергетической установкой – бич этого корабля, хотя модернизационный потенциал проекта достаточно высок.

Заслуженные труженики дальней морской зоны, большие противолодочные корабли проекта 1155 то же уже не молоды. Не могу не перечислить этих красавцев: «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков».

Большой головной болью наших флотоводцев является десантный флот. Его ядром являются большие десантные корабли проектов 775 («Оленегорский горняк», «Кондопога», «Александр Отраковский», «Ослябя», «Адмирал Невельский», «Минск», «Калининград», «Георгий Победоносец», «Константин Ольшанский», «Александр Шабалин», «Цезарь Куников», «Новочеркасск», «Ямал», «Азов», «Пересвет», «Королев»), и 1171 («Саратов», «Орск», «Николай Вилков», «Николай Фильченков»). Самому старому «Орску» - 51год, а самому молодому «Королеву» - 26 лет. Т.е., по сути, все двадцать больших десантных кораблей пора списывать. А с учетом того, что последние два года эти корабли были основными рабочими лошадками «сирийского экспресса», их ресурс уже выработан. Замены им пока не предвидится.

И в заключение нельзя не упомянуть о ветеранах Черноморского флота. Это «рабочие лошадки» 30-й дивизии надводных кораблей (Севастополь) сторожевые корабли: «Ладный» (пр. 1135), «Пытливый» (пр. 1135М) и «Сметливый» (пр. 01090). «Ладному» 36 лет, «Пытливому» – 35, а «Сметливому» – 48 лет. Очень сложно сказать, сколько еще миль проходят эти корабли. Но абсолютно очевидно, что замену им нужно было искать еще «вчера».

О том, каких обновлений в ближайшее время ждет отечественный флот, читайте в следующем номере журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии"… 


 

2017г., июнь    
"Новый оборонный заказ. Стратегии"