Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Россия выбирает горизонты для науки

 

Россия определяется, какие научные направления будут для страны приоритетными и позволят к 2035 году снова стать одной из ведущих технологических держав.

 

 

 

Автор:  Сергей Ковальченков  

Русские горки  

Национальная технологическая инициатива (НТИ) как один из приоритетов государственной политики была названа президентом России Владимиром Путиным в Послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

Необходимость появления НТИ не требует долгих пояснений. Достаточно сказать, что, утратив значительную часть наукоемкого промышленного комплекса и резко сократив в начале девяностых годов господдержку научных исследований и разработок, Россия очень многое потеряла.

Наша страна превратилась в державу, зависимую от конъюнктуры на рынке углеводородов и от зарубежных поставок технологий, оборудования, товаров потребления, в том числе необходимых для обеспечения жизнедеятельности. Значительная часть внутреннего рынка перешла в руки иностранных производителей: бытовая техника, медицинская техника, лекарства и пр. Активная промышленная политика, ориентированная на результат, была заменена политикой проведения институциональных реформ и привлечения иностранных производителей и организацией «отверточной» сборки.

Проще говоря, из ведущей технологической державы Россия превратилась в технологически зависимую страну, что отражается как на повседневной жизнедеятельности, так и на обороноспособности страны.

И НТИ должна помочь переломить ситуацию.

Научная дисциплина 

Как отмечают эксперты, данная программа мер обязана учесть ряд функциональных составляющих. Например, генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов предостерегает, что при внедрении программы следует не потерять уже более-менее действующий инструмент реализации научно-технологических приоритетов – федеральные целевые программы.

При этом директор Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Николай Колчанов подчеркивает, что при стратегическом планировании науки целесообразно сосредоточиться на проектах полного цикла – от генерации идеи в научной лаборатории до «конечного результата, тиражируемого в промышленности», в которых увязана фундаментальная и прикладная наука.

В целом же подход к НТИ формулируется экспертами Агентства стратегических инициатив следующим образом:

– Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок были неизбежны – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но непригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет.

В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии XXI века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

Для того чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

Векторы и цели 

Сразу отметим, что у России выбор приоритетов развития науки и технологий, в которых можно вырваться вперед, серьезно ограничен. Тем не менее, споры о возможных нишах не утихают.

Так, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин считает важным обеспечить научные и технологические прорывы в сфере энергоэффективности и замене ископаемых топлив на возобновляемые ресурсы. Заместитель директора Научно-исследовательского института биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича Андрей Лисица настаивает, что в разряд приоритетов должны входить «здоровье-сберегающие» технологии. А генеральный директор Всероссийского НИИ авиационных материалов Евгений Каблов ставит на цифровые (аддитивные) технологии и создание на их основе материалов нового поколения и производств с минимальным воздействием на окружающую среду.

Между тем, на июньском заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил сформировать несколько исследовательских фронтов, связанных с развитием нейротехнологий, передовых производственных технологий, квантовых технологий и фотоники.

По словам министра, «дорожные карты» НТИ должны включать в себя обоснование выбора перспективных рынков и групп технологий, целевые параметры этих рынков к 2035 году, необходимое для успеха технологическое, ресурсное, кадровое и инфраструктурное обеспечение, а также институциональные преобразования и ожидаемые результаты работы.

Форсайт и разработку «дорожных карт» предложено поручить Агентству стратегических инициатив, рассмотрение их проектов и согласование с федеральными органами исполнительной власти – специальной рабочей группе Совета по модернизации экономики. Координацию научно-исследовательского и технологического аспектов реализации «дорожных карт» рекомендуется закрепить за Минобрнауки России, функцию проектного офиса инициативы – за Российской венчурной компанией, а общее руководство НТИ – за президиумом президентского Совета.

Ложка дегтя 

Редакция «НОЗ» не готова всецело разделить оптимизм исполнителей президентского наказа и идеологов запланированного технологического рывка. Например, потому что даже первые шаги в проекте делаются с ощутимым запозданием. Так, в марте Дмитрий Медведев обещал появление программы к лету. Между тем, межведомственная рабочая группа во главе с помощником президента Андреем Белоусовым и вице-премьером Аркадием Дворковичем начала создаваться только в июне.

Конечно, по большому счету это мелочи.

Гораздо важней, что, согласно последним данным Федеральной службы государственной статистики РФ, только каждое десятое промышленное предприятие проявляет инновационную активность. В массе же отечественные компании не заинтересованы в модернизации производства, поскольку их положение на рынке определяется не способностью к инновациям, а близостью к ресурсам: административному и сырьевому.

Для инновационного рывка государству нужно менять подходы не к внедрению технологий, а к управлению экономикой в целом.