Стратегия импортозамещения в радиоэлектронной промышленности производства телекоммуникационного оборудования

Как известно, в основе системы управления любого органа власти лежит система связи. Система связи является кровеносной системой любой страны. От устойчивого, надежного и эффективного ее функционирования зависит здоровье и безопасность организма.

 

 

Автор: Вячеслав Ефимов, и.о. директора Санкт-Петербургского филиала ФГУП ЦНИИС – ЛО ЦНИИС

 

По моему мнению, сегодня система связи есть ахиллесова пята системы
государственной власти Российской Федерации. В ее основе лежат импортные инфокоммуникационные технологии, зачастую навязанные России. Этот результат сформировался в течение не одного десятка лет, с начала линеаризации Российской экономики, а именно с момента открытия рынка в 90-х годах прошлого столетия. За последние время мы вплотную подошли к критической отметке обеспечения управляемости страной.

Сейчас в России приблизительный ежегодный объем закупок оборудования в телекоммуникационной отрасли оценивается более чем в 300 млрд руб., доля импортного оборудования в российских информационно-телекоммуникационных сетях в настоящее время составляет, по разным оценкам, более 90%. Это в основном оборудование американских и китайских компаний. Это действительно серьезная угроза национальной безопасности, и данную ситуацию необходимо кардинально изменить в ближайшие годы. Сегодня любая уважающая себя страна должна обладать передовыми технологиями производства телекоммуникационного оборудования (ТКО). С точки зрения системного подхода в государстве должны сложиться такие взаимоотношения, в которых потенциальным заказчикам и потребителям должно стать выгодно разрабатывать, приобретать и эксплуатировать отечественное оборудование. Именно на выстраивании таких взаимоотношений должна строиться работа регуляторов со стороны государства.

Хороший прорыв сделан государством при издании совместного приказа Минэкономразвития и Минпромторга РФ от 17 августа 2011 г. № 1032/397 о присвоении статуса отечественного разработчика ТКО. Важно, что при присвоении оборудованию статуса российского учитываются уровень локализации производства на территории России, доля российских налоговых резидентов в уставном капитале компании, наличие у компании прав на конструкторскую документацию и программное обеспечение, используемые в телекоммуникационном оборудовании. Для получения статуса компании необходимо обладать научно-производственной базой на территории России для организации производства, гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также осуществлять в стране полный цикл сборки печатных плат и финишную сборку оборудования. На сегодняшний день множество предприятий получили статус отечественного разработчика ТКО, однако в стране отсутствуют законы, предписывающие операторам связи (потребителям) закупать именно отечественное ТКО. Операторы отказываются от закупок по разным причинам, основная – не всегда конкурентоспособная продукция.

Для скорейшего изменения ситуации предлагается вернуть роль научно-исследовательских институтов связи (НИИ) – координаторов разработки ТКО как посредников между государственными заказчиками, операторами связи и разработчиками ТКО и  его компонентов. На рис. 1 представлена «идеальная» схема взаимоотношений при планово-рыночной экономике разработки, производства и эксплуатации ТКО. Здесь показана центральная роль НИИ, которые могли бы быть координаторами разработок ТКО и радиоэлектронной продукции (РЭП) в интересах оборудования связи. Показано их взаимодействие между собой и основные задачи, решаемые совместно с предприятиями. Особенно важные связанные задачи: изучение спроса операторов связи (потребителей ТКО), участие в формировании ФЦП (ГП), оценка возможностей разработки и производства ТКО и координация разработок перспективных образцов ТКО отводятся НИИ – координатору разработок ТКО. На мой взгляд, отсутствуют такие НИИ при реализации государственных программ развития радиоэлектронной промышленности. Хотя исторически НИИ связи всегда отвечали за разработку концепций развития своей отрасли; системное проектирование; разработку принципов, алгоритмов и регламентов функционирования перспективных образцов связи, нормативно-правовое регулирование и другие системные вопросы.

Новый оборонный заказ_2016_№2

Рис 1. Системный взгляд на взаимоотношения  организаций:  заказчиков,  потребителей,  разработчиков и производителей  телекоммуникационного  оборудования

 

Кроме того, в интересах обеспечения национальной безопасности представляется целесообразным серьезным образом ограничить использование телекоммуникационного оборудования иностранного происхождения при построении сетей органов государственной власти всех уровней, силовых и ведомственных структур, государственных корпораций и предприятий, а также хозяйственных обществ, вплоть до полного запрета его импорта. Подобные действия уже практикуются за рубежом. Например, в США ввели запрет на закупку иностранного телекоммуникационного оборудования для своих ведомств и правительственных организаций. Кроме того, было принято решение отстранить иностранные компании – разработчики ТКО от любых сделок по слияниям и поглощениям в США. Принятые меры стали логичным следствием многочисленных обвинений иностранных производителей в шпионаже и кибератаках. Надо отметить, что существенные ограничения на деятельность иностранных производителей ввели также Великобритания, Австралия, Индия и ряд других стран.

Правительство РФ принимало решения в 2010, 2013 годах о приоритетном использовании ТКО отечественного производства в национальных проектах в области связи. Однако данный документ остался лишь рекомендацией.

В свете обострения отношений России с рядом западных стран и введением экономических санкций тема импортозамещения, обеспечения информационной и технологической безопасности страны, в особенности ее ОПК, госсектора, приобрела особую актуальность и требует поправки положений, зафиксированных в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», поскольку технологии развиваются высокими темпами, а вместе с ними меняется характер угроз, происходят экономические и социальные сдвиги, сопровождающие развитие глобальных информационных компьютерных технологий. В структуре и основных положениях Доктрины целесообразно представить импортозамещение в качестве основного системообразующего элемента обеспечения политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций.

Корректировка и координация государственных программ в сфере развития микроэлектроники, электронной промышленности и индустрии программного обеспечения и информационных технологий должна осуществляться с учетом актуализированных положений упомянутых Доктрины и Стратегии. Основная цель – создание на их основе взаимоувязанного стратегического комплекса мероприятий, реализация которых позволит обеспечить приемлемый уровень технологической независимости нашей страны от зарубежных стран в важнейших социально-экономических отраслях.

Санкт-Петербургский филиал
ФГУП ЦНИИС – ЛО ЦНИИС

196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская д.11,

http://www.loniis.ru

email: info@loniis.org

тел.: +7(812)369-38-67

факс: +7(812)369-38-78

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры