Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Хронограф Великой войны 1914–1918 гг. Год первый: 1914. 100 лет назад

2 сентября

В составе Русской императорской армии была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота, которая стала первой броневой частью не только русской армии, но и первой броневой частью в мире.

С предложением о создании такого подразделения обратился 30 августа 1914 г. военный министр В. А. Сухомлинов к полковнику лейб-гвардии Егерского полка А. Н. Добржанскому, который и был назначен командиром этой роты 4 октября 1914 г.

1 ноября 1914 г. с Семёновского плаца Петербурга (ныне – Пионерская площадь) рота отправилась на фронт и была передана в оперативное подчинение штаба 2-й армии. Боевое крещение роты прошло в боях под Лодзью 22-23 ноября 1914 г. в составе Ловичского отряда ген.-лейтенанта В. А. Слюсаренко.

На тот момент армии союзников и их противников ничего подобного не имели. Ни одна из принимающих участие в Первой мировой войне стран, кроме России, не использовала в первый год войны бронеавтомобили как отдельный род войск. По сути, 2 сентября 1914 г. можно считать днем рождения бронетанковых войск России.

Причем День танкиста, отмечаемый по решению И. В. Сталина с 1946 г. во второе воскресенье сентября, не связан ни с какой исторической датой в истории танковых войск нашей страны. Между тем, любой праздник становится действительно таковым, когда он отмечается не только во имя или в честь значимого события, но и по поводу даты – «круглой», тогда это юбилей, или «некруглой», тогда это просто годовщина. И 100 лет со дня формирования 1-й автомобильной пулеметной роты – достойный повод для празднования векового юбилея бронетанковых войск России.

4 сентября

В этот день в Лондоне Великобритания, Франция и Россия подписали договор, согласно которому взяли на себя обязательства не подписывать сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией.

Таким образом были консолидированы отношения России и Запада в тесный военный союз, который в дальнейшем пополнился еще двумя великими западными державами, Италией и США. Россия тем самым была укреплена в войне, что, к сожалению, не смогло уберечь ее в 1917 г. от революционных потрясений…

Какими бы разными ни были цели России и ее западных партнеров по коалиции, в одном они были едины – следует подорвать силы германского империализма (именно этот термин употребили все три главных союзника – Британия, Франция и Россия).

Союз с Францией и Великобританией рассматривался в Петрограде в качестве долговременной основы русской политики, а не только как инструмент ведения данной конкретной войны. Исходя из этого стратегического курса, Россия не готовилась требовать от Германии многого в случае ее поражения. Члены русского правительства разделяли опасения относительно введения в состав Российской Империи новых германских подданных. Петроград видел гарантии от германского реванша в тесном союзе с Западом, а не в новых территориальных приобретениях. С началом войны в правящем классе России абсолютно возобладали сторонники европейского Запада.

5 сентября

В г. Инстербург [Insterburg] Восточной Пруссии (с 1946 г. – г. Черняховск, Калининградская обл.) состоялся парад русских войск по случаю победы в Гумбиннен-Гольдапском сражении.

Парад приняли командующий 1-й русской армией генерал П. К. фон Ренненкампф и Великий князь Николай Николаевич. По брусчатой мостовой Старого рынка [Аlte Markt] строевым шагом прошли три гвардейских полка русских войск. Город Инстербург с 30-тысячным гражданским населением находился всего в 61-м км от тогдашней русской границы. Накануне Первой мировой войны здесь было сконцентрировано большое количество регулярных войск Германии. Целые кварталы казарм, в которых располагались штабы и части всех родов войск, до начала войны придавали ему облик крупного пограничного гарнизона.

8 сентября

Война на земле стала все более ощутимой и в небе. В этот день в ходе Галицийской операции Россией был совершен первый в мире преднамеренный воздушный таран.

Стремясь прекратить систематические полеты неприятеля, русский летчик, командир 11-го корпусного авиационного отряда (КАО) 3-й авиароты, штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров ценой своей жизни сбил самолет противника. Им оказался австрийский самолет-раз¬ведчик «Альбат¬рос В.1», похоронивший под собой свой экипаж: пилота, фельдфебеля Ф. Малина [F. Malina], и наблюдателя, обер-лей¬тенанта барона Ф. фон Розенталя [F. von Rozental] – пилотов 11-й авиароты Австрии.

При этом, в результате столкновения двухместный аэроплан П. Н. Нестерова «Моран-Солнье G» потерял управление и упал вместе со своим летчиком недалеко от неприятельского самолета, в 6 км от г. Жолквы (Львовская обл., с 1951 г. город Нестеров – от авт.), где размещался штаб 3-й русской армии Юго-Западного фронта.

Россия потеряла одного из своих лучших летчиков, одного из создателей высшего пилотажа, почти ровно год назад, 9 сентября 1913 г. первым в мире совершившего мертвую петлю. Однако таран Нестерова не был актом самоубийства. Это был продуманный еще на земле один из вариантов борьбы в воздухе. Им была разработана тактика и изготовлен ряд приспособлений для воздушного боя. К примеру, он установил на свой аэроплан нож-пилу для разрезания обшивки враже¬ского дирижабля и якорь на веревке, так называемую «кошку», для борьбы с аэропланами противника. И таран был одним из крайних методов борьбы с воздушным неприятелем, почерпнутый им из лекций другого известного русского летчика, Н. А. Яцука, высказавшего эту идею в 1912 г., вскоре после того, как самолет впервые в мире был применен в боевых действиях (22 октября 1911 г., в ходе турецко-итальянской войны 1911-1912 гг. – от авт.).

Следующим летчиком, решившимся на воздушный таран, стал также русский военный летчик 4-го КАО поручик А. А. Козаков, который совершил свой подвиг 31 марта 1915 г.

В этот день началось Львовское сражение (9–12 сентября 1914 г.), в результате которого русские войска заняли г. Львов [Львів], четвертый по величине город Австро-Венгрии.

Отступление австро-венгерцев приняло характер бегства.

12 сентября

Победой войск союзников России по Антанте закончилось первое крупное сражение на Западном фронте – в битве на Марне.

В противостоянии, которое длилось четыре дня, участвовали 1 млн 275 тыс. немцев, 1 млн французов и 125 тыс. англичан. Одерживая победы в пограничных боях, германские армии, сметая оборону противника у Ле-Като, Неля и Пруйяра, Сен-Кантена и Гиза, стремительно шли вперед, намереваясь обойти Париж с запада и взять французскую армию в огромный «котел». Но для завершения операции по обходу Парижа и окружению французской армии у немцев просто не хватило сил.  Ставка главнокомандующего германской армии согласилась с предложением командующего 1-й армии, совершавшей обходной маневр, А. фон Клюка [Alexander Heinrich Rudolph von Kluck] сократить фронт наступления и не совершать глубокий охват французской армии, а повернуть на восток севернее французской столицы и ударить в тыл основным силам французской армии.

Но поворачивая на восток севернее Парижа, немцы подставили свои правый фланг и тыл под удар французской группировки: 6-й армии генерала М. Ж. Монури [Michel Joseph Maunoury], поддержанной войсками гарнизона Парижа под командованием генерала Галлиени [Joseph Simon Gallieni]. Получив данные авиационной разведки, 6 сентября 1914 г. для фланговой контратаки Галлиени оперативно перебросил в район боевых действий два полка тунисских зуавов на… парижских такси. В результате победоносного завершения битвы был сорван стратегический план наступления немецкой армии, ориентированный на быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны.

27 сентября

Четыре русские армии: 3-я под командованием Радко-Дмитриева, 4-я – Эверта, 5-я – Плеве и 8-я – Брусилова, перешли Карпатский хребет и вошли на территорию Венгрии.

Главнокомандующий Юго-Западным фронтом генерал Н. И. Иванов, учитывая успешные действия частей 3-й армии на краковском направлении и частей 4-й армии на левом берегу Вислы, а также выход на Дуклинский перевал и к предгорьям Главного Карпатского хребта на ужокском и мукачевском направлениях, дал команду повсеместно развивать наступление.

Части 3-й армии через Торунский перевал вышли в устье реки Рика. Медленно продвигаясь с боями по руслу реки, они заняли населенные пункты Майдан, Воловое (Межгорье), Вучковое, Нижний Быстрый и подошли к небольшому горному селу Березово.

Жители округа весьма доброжелательно встретили своих славянских братьев и помогали им, чем могли.

Войска 5-й армии 24 сентября 1914 г. начали бои за Ужокский перевал и, овладев им, в тот же день заняли село Ужок. Об этом сообщила ужгородская газета «Унг» от 27 сентября 1914 г.

28 сентября

Состоялось первое сражение за Варшаву, которое стало началом Варшавско-Ивангородской операции (до 27 октября 1914 г.) – крупного сражения на Восточном фронте.

Поражение в Галицийской битве поставило Австро-Венгрию на грань военной катастрофы. В этих условиях германская армия пришла на помощь союзнику, перебросив часть сил на юг, в Силезию, где была сформирована 9-я армия под командованием Августа фон Макензена [August von Mackensen]. Чтобы предотвратить предполагаемое вторжение русских войск в Силезию, германское командование решило нанести удар из районов Кракова и Ченстохова на Ивангород и Варшаву.

28 сентября 1914 г. германская 9-я армия начала наступление на Варшаву и Ивангород. Через три дня части Макензена в боях под Гройцами (30 км от Варшавы) начали теснить 2-й Сибирский корпус 2-й армии, который понес большие потери. В этот критический момент на помощь подоспела 1-я Сибирская стрелковая дивизия, которая закрыла немцам путь к Варшаве. В руках русской армии на левом берегу Вислы остались предмостные укрепления Ивангорода и Варшавы и плацдарм у Козенице, где засели части 3-го Кавказского корпуса 4-й армии, которые немцам, несмотря на все их усилия, не удалось отбросить за реку, и они увязли в ожесточенных боях в предместьях Варшавы.

Гинденбург, введя в бой гвардейский резервный корпус, пытался в течение целых 10 дней воспрепятствовать форсированию Вислы 4-й армией, но к 20 октября русские переправили целиком 17-й и 3-й Кавказский корпуса, чем заставили Гинденбурга отказаться от дальнейших атак на козеницкие позиции.

Пытаясь собрать все свои силы под Варшавой, где перешла в наступление 2-я русская армия, Гинденбург передал ивангородское направление 1-й австро-венгерской армии. Австрийцы попытались ликвидировать Козеницкий плацдарм, но были разгромлены во встречном сражении и начали отходить.

27 октября Гинденбург отдал приказ прекратить сражение и отойти на исходные позиции. Германо-австрийские войска начали поспешный отход.

29 сентября

В этот день командир 1-й учебной автомобильной роты де-юре, а де-факто начальник автомобильной службы Русской армии полковник Пётр Иванович Секретев приступил к формированию 1-го санитарного автомобильного транспорта.

Доктрина медицинской помощи, принятая в те годы в Русской императорской армии, предполагала эвакуацию раненых в тыловые госпитали любой ценой. Основной функцией военно-санитарных транспортов в Первую мировую войну была эвакуация раненых с поля боя или передовых перевязочных пунктов к железнодорожным станциям и фронтовым госпиталям, откуда военно-санитарные поезда эвакуировали раненых в тыловые госпитали.

Интенсивность боевых действий и эффективность новых средств поражения в этой войне сопровождались большим количеством раненых, что привело к необходимости создания новых военно-санитарных подразделений, оснащенных техникой, позволяющей максимально быстро и безопасно транспортировать раненого до места оказания высококвалифицированной медицинской помощи.

Формирование первых пяти санитарных автомобильных транспортов началось в соответствии с представлением Главного управления Генерального штаба в Военный совет № 4679 от 2 декабря 1914 г., утвержденным Военным советом 10 декабря 1914 г. В представлении отмечалось, что «опыт последних войн… подчеркнул самую настоятельную необходимость использовать в таких случаях все возможные виды механической перевозки, отличающиеся не только быстротой доставки, но и несравненным удобством самого передвижения».

Однако П. И. Секретев принял решение о формировании 1-го санитарного автомобильного транспорта, не дожидаясь решения Военного совета, и тем самым положил начало автомобилизации медицинской службы тыла нашей страны.