Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Як-130: новое качество в российском небе

Появление в составе ВВС первых Як-130 – технический прорыв и признак новой эпохи отечественных Военно-воздушных сил.

Столетие Военно-воздушных сил, по праву заслуживших репутацию надёжного щита российского неба, ознаменовано ещё одним крупным событием, не заметить которое невозможно. Помимо доблестных «Стрижей» и «Витязей» в честь векового юбилея ВВС ввысь взмыла пилотажная группа великолепных Як-130. Уникальная многоцелевая машина (учебно-тренировочная и боевая) – не новичок в отечественном воздушном пространстве, но ещё совсем недавно его рыночные перспективы казались весьма неопределёнными, так как под вопросом было серийное производство самолёта. Несмотря на перспективность Як-130 и подтверждённые налётом характеристики, корпорация «Иркут» сможет поставить 55 учебно-боевых машин в парк Минобороны только к 2015 году. В настоящее время построено и эксплуатируется, в том числе иностранным заказчиком, 30 самолётов Як-130.  Вместе с тем опережающее развёртывание Як-130 в ВВС России представляется разумным и оправданным как с военной, так и с экономической точки зрения. Полёты на боевых самолётах – весьма дорогостоящий метод подготовки пилотов. Дело в том, что цены лётного часа учебной машины и истребителя различаются на порядок за счёт низкого потребления горючего и несравненно меньшей стоимости эксплуатации. Причём здесь вступает в игру ещё один козырь Як-130 – возможность перепрограммирования системы управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолёта. За счёт достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нём можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения. Причём не только неуправляемого, как на Л-39, но и высокоточного. Боевая нагрузка Як-130 – три тонны на девяти точках подвески. В состав вооружения класса «воздух – воздух» входят ракеты Р-73 – основное оружие ближнего боя российских самолётов. В классе «воздух – земля» Як-130 способен применять авиабомбы массой до 500 кг, в том числе оснащённые телевизионной системой наведения.

Отдельно нужно сказать о несущей силе Як-130 – запорожском двигателе АИ22225, любимом детище авиаконструктора Ф. М. Муравченко. В его производстве задействованы КБ «Прогресс» (разработчик) и кооперация АО «Мотор Сич» с ФГУП «ММПП «Салют». Заложенные в двигатель характеристики обеспечивают максимальную безопасность выполнения полётов и высокую боеготовность при длительном сроке службы и низких эксплуатационных расходах. По требованию заказчика двигатели могут быть укомплектованы соплом с управляемым вектором тяги, а также форсажной камерой. Максимальная взлётная тяга бесфорсажного АИ-222-25 составляет 2500 кг. Тяга двигателя на максимальном режиме на высоте 5 км при М = 0,6 равна 1450 кг, на крейсерском режиме на высоте 10 км и М = 0,6 составляет 300 кг. Конструкция двигателя выполнена модульной, что позволяет производить быструю замену в эксплуатации выработавших ресурс или получивших боевые повреждения модулей.

Напомним, что в двигателе АИ-222-25 использован модифицированный газогенератор двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-22, созданного ГП «Ивченко-Прогресс» для нового регионального пассажирского самолёта Ту324. Первый запуск полноразмерного двигателя АИ-22 состоялся 26 сентября 2000 г.

Примечательно, что помимо самолёта Як-130 двигатели семейства АИ-222 могут найти применение на ряде других самолётов, как вновь разрабатываемых, так и модернизируемых. Благодаря оптимальным характеристикам тяги и экономичности, низким уровням шума и эмиссии, высокому ресурсу и низким эксплуатационным затратам, отвечающим требованиям XXI века, двигатели семейства АИ-222 позволят создать гамму самолётов, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности.

В соответствии с ТТЗ проведены параметрические исследования и расчётно-кон­структорские проработки, направленные на развитие двигателей семейства АИ-222, предназначенные для установки на УТС, УБС и ЛБС. На сегодняшний день со стороны потенциальных заказчиков проявлен интерес к следующим модификациям: ТРДД АИ-222-25 УВТ и ТРДДФ АИ222-25Ф, АИ-222-25 КФК и АИ-222-28.

АИ-222-25 УВТ

Применение двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ) – один из путей повышения лётных качеств учебно-тренировочных и боевых самолётов. В этих целях разработано поворотное сопло, представляющее отдельный модуль, который устанавливается на фланец задней опоры турбины двигателя АИ-22225. Конструкция этого модуля позволяет отклонить ось сопла до 200 от оси двигателя в любом направлении. 

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-25Ф

Этот мотор предназначен для учебно-тре­нировочных, учебно-боевых и лёгких боевых самолётов с максимальной скоростью полёта, отвечающей числу М = 1,6. Турбокомпрессорная часть полностью унифицирована с базовым двигателем АИ-222-25. Двигатель с приставкой «Ф» – одно из наиболее востребованных направлений сотрудничества АО «Мотор Сич» с Китайской Народной Республикой. Украинские и китайские партнёры успешно завершили лётные испытания самолёта L-15 с двигателями АИ-222-25Ф и АИ-222К-25 (без форсажной камеры). Нужно напомнить, что первый полёт самолёта L-15 с двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом состоялся 26 октября 2010 г. В планах запорожцев – поставка указанных модификаций моторов, создаваемых по техническим требованиям китайской стороны, и их дальнейшее совместное производство и обеспечение эксплуатации.  

АИ-222-25 КФК

Особенность конструкции ТРДДФ АИ-222-25 КФК – короткая форсажная камера (КФК), установка которой увеличивает габаритную длину двигателя не более чем на 500 мм относительно базового ТРДД АИ-222-25. Такой двигатель может быть использован для повышения характеристик СУ базового самолёта без его существенных переделок. КФК обеспечивает поддержание одного форсажного режима, что значительно упрощает систему управления двигателем.

АИ-222-28

Данная модификация будет создана путём использования в базовом двигателе турбины с усовершенствованной системой охлаждения. Такая турбина разрабатывается на базе узлов двигателя Д-27 и позволит значительно повысить температуру газа, обеспечивая повышение взлётной тяги до 2830 кгс. По компрессорной части двигатели АИ-222-25 и АИ-222-28 полностью унифицированы. Как сообщил генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» И. Ф. Кравченко, предприятие рассчитывает получить от российской корпорации «Иркут» техническое задание на двигатель с увеличенной тягой для экспортного варианта учебно-боевого самолёта Як-130. «К нам на предприятие приезжал глава корпорации «Иркут» Фёдоров Алексей Иннокентиевич. Договорились, что дело выгодное и целесообразное. Россия выдаст нам ТЗ. После того как оно будет выдано, мы рассчитываем приступить к этому двигателю. Думаю, что через три года точно эта модификация пройдет испытания – это нормальный срок», — сказал Кравченко. Он подчеркнул, что у предприятия есть все возможности для того, чтобы увеличить тягу двигателей для экспортного варианта самолёта Як-130.

Сергей Ткачук, фото Андрея Артамонова