Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Сущность и структура военной мощи государства

В отечественной научной литературе в последнее время появилось немало публикаций, раскрывающих сущность и содержание военной мощи государства. Так, С. А. Богданов отмечает, что под военной мощью государства понимают совокупность материально-производственных возможностей экономики и всех духовных сил общества, его способности мобилизовать их и использовать для предотвращения войны, а если этого сделать не удастся, то для отражения агрессии.

Близкое к этому определение можно найти у видного отечественного учёного В. А. Золотарёва. Он считает, что военная мощь государства – это совокупность материальных и духовных сил страны и способность мобилизовать их для достижения целей войны, и складывается она из экономических, социальных, научно-технических, политических и собственно военных потенциалов (факторов) [2]. Другой российский теоретик В. В. Кириллов трактует данное понятие в сходном духе. Под военной мощью государства он понимает реализованную часть всех совокупных материальных и духовных сил государства, его потенциалов, военной организации, которые используются для обеспечения военной и национальной безопасности страны в целом [3]. Таким образом, в научных центрах Российской Федерации военную мощь рассматривают как часть материальных и духовных сил государства, общества, необходимых для достижения военно-политических целей и обеспечения национальной безопасности. Для сравнения, зарубежные авторы, как правило, это понятие употребляют для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения её влияния и присутствия в мире, с тем чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду [4].

В некоторых публикациях ставится знак равенства между военной и оборонной мощью, что, с нашей точки зрения, неверно. Оборонная мощь – это более широкое понятие, нежели военная мощь, т. к. оборона государства осуществляется усилиями всей страны с применением как военных, так и невоенных средств. В частности, ещё в Федеральном законе «Об обороне» (1996) указывалось на то, что «под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории» [5]. Для анализа и получения научно обоснованной оценки военной мощи государства необходим определённый ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность структуры данного феномена. Однако нужно отметить, что до сих пор не существует ни четкой методологии, ни теоретической базы для точной оценки, во-первых, ресурсов (по отдельности или в совокупности), которые могут быть использованы в военных целях, а во-вторых, определения

достоверных размеров военного потенциала в целом. Ряд вопросов возникает также относительно значения различных составляющих военной мощи государства. Для определения военной мощи конкретного государства, как нам представляется, прежде всего надо сопоставить характеристики его военной мощи с аналогичными показателями его геополитических соперников. В структурном отношении военная мощь государства представляет собой сложную систему тесно взаимосвязанных элементов, важнейшими из которых являются военно-экономический, научно-технический и военный потенциалы. Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение защиты национальных интересов и собственной безопасности многих стран во многом определяется состоянием военной экономики и в первую очередь военно-промышленного комплекса (ВПК) государства, который составляет основу сферы обеспечения его военной мощи [6]. Возникновение и развитие военной экономики было обусловлено прежде всего политическими причинами, стремлением государств использовать военную силу в качестве средства обеспечения обороны страны, решения спорных межгосударственных вопросов, достижения военным путем экономических, политических и иных целей. Такое целеполагание неизбежно требует значительных по объёму вооружённых сил, что не может быть осуществлено без соответствующего экономического обеспечения. Иными словами, экономические ресурсы составляют материальную основу военной мощи. Именно этим объясняется тот факт, что экономический потенциал любой страны играет определяющую роль по отношению к военной мощи.

В отечественной и зарубежной литературе встречаются различные определения понятия «военная экономика». В данной статье военная экономика понимается как сложная система специализированных структур национального хозяйства, целенаправленно используемых для экономического обеспечения военного строительства, подготовки и ведения войн, надёжной защиты национальной безопасности. Функциональное предназначение военной экономики заключается в производстве огромного ассортимента продукции военного назначения (вооружение и военная техника), а также в материально-техническом обеспечении функционирования военной организации государства. Как сказано в «Военной доктрине Российской Федерации» (2010), основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики [7]. Экономическое обеспече­ние военного строительства представляет со­бой сложную совокупность разнообразных по характеру и многочисленных по фор­ме производственных, организационных, упра­в­лен­че­ских и иных мероприятий, нацелен­ных на удовлетворение потребностей вооружённых сил и обеспечение безо­пасности государства.

Оборонная промышленность, производящая вооружение и военную технику, а также большой ассортимент другой продукции военного назначения, в основном и определяет характер и облик военной экономики. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) образует фундамент развития военной экономики, служит важнейшей опорой воен­ной мощи государства. В отечественных и зарубежных научных трудах ОПК понимается как совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, или как совокупность предприятий и научных организаций, осуществляющих разработку и производство вооружения и военной техники [8]. В нашем понимании ОПК объединяет организации, выпускающие продукцию военного назначения и оказывающие специальные услуги для вооружённых сил своей страны и зарубежных государств. Конечная цель оборонно-промышленно­го комплекса – гарантированно обеспечивать оснащение вооружённых сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной и спе­циальной техники в требуемых количествах в заданные сроки. Для определения военной мощи страны, выявления её экономических возможностей по обеспечению военного строительства, содержанию необходимых вооружённых сил первостепенное значение имеет изучение масштабов, уровня развития и структуры материального производства.

Масштабы экономического и военно-экономического потенциала (ВЭП) государства определяются количественными и качественными характеристиками основных элементов его производительных сил. Для того чтобы оценить ВЭП, необходимо комплексно исследовать его главные элементы. В процессе исследования каждого элемента ВЭП возникает необходимость в особых критериях и показателях. Например важнейшим показателем оценки состояния людских ресурсов, которые всегда были и остаются главным элементом экономического и военно-экономического потенциалов, является численность населения страны (табл. 1). Так, по численности населения Россия (142,8 млн чел.) занимает 8 место в мире, уступая Китаю (1347,6 млн чел.), Индии (1241,5 млн чел.), США (313,1 млн чел.), Индонезии (242,3 млн чел.), Бразилии (196,7 млн чел.), Пакистану (176,7 млн чел.) и Нигерии (162,5 млн чел.) [9]. С точки зрения определения состояния оборонно-промышленного комплекса и оценки ВЭП значение имеют не только количественные показатели, но и такие качественные критерии, как здоровье общества, его образовательный уровень, морально-психологическое состояние, половозрастная структура населения в целом и трудоспособного контингента в частности – квалификационно-профессиональный состав трудовых ресурсов.

Для исследования экономических основ военной мощи необходимо изучить состояние главных элементов производительных сил. Определённые затруднения связаны с выбором какого-либо статистического показателя, который позволил бы дать точную количественную характеристику ВЭП в целом. Из всех макроэкономических данных статистики наиболее пригодными для примерной количественной оценки и сопоставления ВЭП отдельных стран являются сведения о валовом внутреннем продукте (ВВП), национальном доходе и национальном богатстве. В частности, Российская Федерация занимает 11 место в мире по размеру ВВП (1,48 млрд долл.). Для сравнения: размер ВВП США – 14,5 млрд долл., Китая – 5,9 млрд долл., Японии – 5,5 млрд долл., Германии – 3,2 млрд долл. [10].

С точки зрения оценки экономического потенциала большое значение имеют не только абсолютные масштабы ВВП, но и его отраслевая структура. Анализ отраслевой структуры ВВП позволяет судить о том, в какой степени страна располагает возможностями для организации производства современных сверхсложных видов и систем оружия.

В современных условиях ВЭП главным образом зависит от промышленного потенциала страны. Для количественной характеристики потенциала промышленности в целом и отдельных её отраслей используются различные стоимостные и натуральные показатели, которые позволяют оценить максимальные производственные мощности страны по выпуску тех или иных видов продукции. Для исследования промышленного потенциала особое значение приобретает оценка производственных мощностей предприятий основных отраслей оборонной промышленности. В качестве важного обобщающего количественного показателя оценки и сопоставления промышленного потенциала разных стран можно использовать данные об общих

размерах их промышленного производства. Так, Китай лидирует по объёму промышленного производства, опережая США. По данным консалтинговой компании IHS Global Insight, в 2010 г. на долю китайской промышленности пришлось 19,8% мирового производства, на долю США – 19,4%.

В первую пятёрку крупнейших мировых промышленных производителей входят также Япония, Германия и Италия. Россия по объёму промышленного производства занимает 9 место в мире (2,5%) [11].

Одна из важнейших проблем военно-эко­номических исследований – выбор методов оценки потенциала военной экономики, а также количественных и качественных её характеристик – как в целом, так и в отдельных структурных элементах. К главным задачам исследования военной экономики относится определение её абсолютных и относительных размеров, динамики и структуры, места и роли в общем хозяйстве страны. Практическое решение этих вопросов связано с большими трудностями методологического, информационного и иного характера. Это объясняется рядом причин. Можно упомянуть как минимум нежелание многих государств раскрывать реальные масштабы военно-экономической деятельности. Из официально публикуемых данных наиболее полное представление о масштабах военной экономики даёт военный бюджет, который в концентрированном виде показывает размеры военного потребления государства, его платёжеспособный военный спрос на производство товаров и оказание услуг военного назначения. Однако военный бюджет не полностью отражает реальные размеры военной экономики, т. к. финансирование ряда видов военной деятельности проходит по отдельным статьям гражданских разделов государственных бюджетов. В качестве показателей ВЭП государства используют также такие критерии, как численность и доля людских ресурсов, занятых в производстве вооружений и других сферах национальной обороны [12]. В структуре военной мощи всех стран в современный период в огромной степени

усилилась роль науки и техники. Решающим фактором обеспечения безопасности государства стал научно-технический прогресс, который влияет на военное дело двояко. Во-первых, с ним напрямую связано ускорение процесса создания новых, более совершенных и эффективных средств вооружённой борьбы. Во-вторых, стимулируется инновационное развитие экономики, рост производительности труда, а следовательно, увеличение экономического и военно-эко­номического потенциалов.

На данный момент научно-технический потенциал стал одним из ключевых факторов, определяющих военную мощь, главной предпосылкой в деле обеспечения устойчивого развития и упрочения национальной безопасности любой страны, повышения её конкурентоспособности в мире. Вооружённые силы являются постоянным потребителем передовых научных, технических и технологических достижений, помогающих создавать системы, комплексы и образцы вооружения и военной техники (ВВТ), позволяющие выполнять боевые задачи с высокой эффективностью в реальном масштабе времени и в любых условиях боевой обстановки. Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс являются не столько пассивным потребителем научного потенциала и ресурсов государства, сколько одним из мощных и постоянно действующих катализаторов развития фундаментальной и прикладной науки и экономики в целом. В самых общих чертах на­учно-технический потенциал можно определить такими критериями, как возможности страны по созданию самых совершенных ВВТ с применением новейших научных достижений и передовых технологий. Важнейшими количественными показателями оценки научно-технического потенциала служат доля расходов на НИОКР в ВВП, численность научных и инженерно-технических кадров, материально-тех­ни­че­ская база научных исследований [13].

По данным американской некоммерческой исследовательской организации Мемориальный институт Баттель (Battelle Memorial Institute), мировые расходы на науку и НИОКР в 2011 г. составили 1,2 трлн долл. Неоспоримым лидером в этой области уже 40 лет подряд остаются США: их затраты на науку и НИОКР составили в 2011 г. треть от мирового объёма затрат – 405,3 млрд долл., или около 2,7% от объёма американского ВВП. Китай в 2011 г. потратил на исследования и разработки 153,7 млрд долл. (1,4% ВВП) и вышел на второе место в мире, потеснив Японию. Расходы на НИОКР в Японии составили 144,1 млрд долл. (3,3% ВВП). Россия же замыкает десятку мировых лиде­ров по расходам на науку: российские затраты на НИОКР в 2011 г. выросли с 22,1 млрд до 23,1 млрд долл. При этом доля этих расходов в ВВП страны остаётся неизменной – 1% [14].

В структуру военной мощи государства входит и военный потенциал. На наш взгляд, военный потенциал представляет собой совокупность людских, материальных, военных и иных объективно существующих возможностей государства и его способность мобилизовать и использовать эти возможности для обеспечения обороноспособности страны. Британские исследователи из Royal United Services Institute for Defence and Security Studies (RUSI) определяют военный потенциал как величину, характеризующую способность государства использовать свои вооружённые силы для того, чтобы повлиять на события за пределами национальной территории [15]. Оценка военного потенциала государства традиционно считается весьма непростой с методологической точки зрения, т. к. приходится иметь дело с разнородными показателями, характеризующими различные ресурсы. Прежде всего должен учитываться уровень развития вооружённых сил государства. Данный показатель в свою очередь можно определить исходя из следующих параметров:

• наличие в структуре вооружённых сил государства стратегических ядерных сил (СЯС) и степени развитости их морского, сухопутного и авиационного компонентов, количества ядерных боезарядов;

• развитие сил общего назначения, которое определяется многими компонентами, включая численность вооружённых сил по конкретным категориям лиц (лиц, состоящих на действительной военной службе, находящихся в резерве и проходящих службу в военизированных формированиях);

• наличие и степень оснащённости системами высокоточного оружия [16].

При определении военной мощи также должны учитываться численность вооружённых сил (абсолютная и относительная в виде процента от общей численности населения) и их мобилизационные возможности.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки военного потенциала стран мира служат такие показатели, как абсолютная и относительная величина доли ВВП, выделяемой на оборону.

Для оценок и расчётов военно-технического потенциала на всех уровнях исследований и принятия соответствующих решений полезно использовать следующие количественные и качественные показатели:

• техническая оснащённость вооружённых сил и других войск (военной техникой, боеприпасами, военно-техническим имуществом);

• наличие запасов вооружения и военной техники, содержащихся в арсеналах, на базах и складах;

• состояние военной инфраструктуры (стационарные объекты), предназначенной для обеспечения обучения войск (сил), стратегического и оперативного развёртывания и ведения военных действий.

Таким образом, важнейшими структурными элементами военной мощи являются военно-экономический, научно-техни­че­ский и военный потенциалы.

Владимир Чиркин, Командующий войсками Центрального военного округа, генерал-полковник