Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Поставки для обороны – эффективность за разумные деньги

В мае 2010 года указом Президента РФ было утверждено Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставке), а уже в январе 2011 года Агентство приступило к проведению процедур по размещению Гособоронзаказа (ГОЗ) для нужд Министерства обороны России, а также других силовых ведомств. Подвести первые итоги и поделиться планами на будущее мы попросили руководителя Агентства Надежду Синикову.

– Надежда Валентиновна, Рособоронпоставка приступила к работе чуть более года назад. Расскажите, какая работа была проведена для того, чтобы Агентство смогло приступить к размещению государственного оборонного заказа на 2011 год в такие короткие сроки?

–  Напомню, что Агентство впервые было создано в 2007 году, но именно за последний год, благодаря активной позиции Министра обороны, в обеспечении деятельности ведомства совершён прорыв.

Буквально за несколько месяцев были решены кадровые и организационные вопросы.

На сегодняшний день в Рособоронпоставке сформирована профессиональная команда, прошедшая обучение по программам госзакупок в ведущих учебных заведениях страны, разработана внутренняя нормативная правовая база, четко регламентирующая взаимодействие её структурных подразделений при размещении государственного оборонного заказа.

Заключены межведомственные соглашения, регламентирующие вопросы взаимодействия с государственными заказчиками, в интересах которых Рос­обо­рон­поставка проводит процедуры по размещению ГОЗ, а это не только Мин­обороны России, но и такие силовые структуры, как  МЧС, МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН России.

Создан официальный сайт, на котором в полной мере отражена деятельность Рос­оборонпоставки.

Во избежание возможных рис­ков невыполнения ор­га­ни­за­ци­я­миис­пол­ни­те­ля­ми своих обязательств по инициативе Агентства заключаются соглашения об информационном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

– Одной из важнейших задач, поставленных перед Агентством, является эффективное расходование бюджетных средств.  Какие действия Вы предпринимаете для выполнения поставленной задачи?

– Хочу сразу отметить, что речь идёт не просто об эффективном использовании бюджетных средств, а о получении максимально качественной, надёжной и современной продукции.

Поэтому одно из основных направлений нашей работы – тщательный анализ документации о торгах, представленной для размещения заказчиками, на предмет выявления нарушений действующего законодательства, в том числе связанных с ограничением круга участников, т. к. обеспечение добросовестной конкуренции является залогом эффективного размещения государственных заказов.

В ходе размещения ГОЗ-2011 Рособоронпоставкой рассмотрено 187 материалов о торгах. По результатам проведённого анализа в 61 % случаев установлены нарушения: завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта, установление фиктивных технических требований, а также завышение лицензионных требований, предоставление определённым предприятиям преимуществ путём сужения технических требований к закупаемой продукции. Помимо указанных, к таким нарушениям следует отнести формирование технических требований, предполагающих поставку продукции только одним поставщиком; ссылки на товарные знаки без указания возможности поставки эквивалента закупаемого товара.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку продукции в рамках государственного оборонного заказа определяется непосредственными государственными заказчиками – федеральными органами исполнительной власти.

Несмотря на то что функция ценообразования как таковая на нас не возложена, Рособоронпоставка проводит анализ обоснованности установления начальной (максимальной) цены контракта, а с учётом недавних изменений в Законе № 94-ФЗ, проверку соответствия законодательству обоснования начальной (максимальной) цены контракта, включаемого в состав документации о торгах.

Необходимость такой работы обусловлена тем, что размещение заказов по завышенным начальным (максимальным) ценам приводит к неэффективному расходованию средств бюджета, а установление изначально заниженной цены является одной из основных причин несостоявшихся торгов.

– Агентством выработан механизм, который позволяет контролировать ценообразование?

– Действительно, механизм создан. Он включает работу по следующим направлениям:

• сбор ­и анализ информации из открытых источников с целью проведения оценки соответствия начальной (максимальной) цены контракта при размещении государственного оборонного заказа, определённой инициатором размещения заказа, уровню цен, сложившихся на рынке соответствующей продукции (при наличии на рынке товаров, работ, услуг таких предложений);

• анализ сведений о ценах ранее заключённых государственных контрактов на поставку той или иной продукции (с учётом­ даты заключения, сроков исполнения, условий контрактов);

• использование расчётных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе при отсутствии соответствующих ценовых предложений на рынке.

В случае выявления  существенных отклонений цены, установленной инициатором размещения заказа, от уровня цен, определённого Рособоронпоставкой, в адрес непосредственных заказчиков направляются рекомендации по изменению начальной (максимальной) цены контракта.

Особый результат нами достигнут по совместным торгам. Фактически, впервые торги проведены с формированием единого лота и единой цены за единицу продукции. В результате получено двойное снижение цен: 2,4 млн руб. было снижено ещё на стадии формирования совмещённых лотов путём установления единой базовой цены за единицу продукции и еще 7,7 млн непосредственно на стадии торгов.

– Скажите, с какими основными нарушениями со стороны участников размещения ГОЗ-2011 столкнулась Рособоронпоставка?

– Анализируя поступающие в Рособоронпоставку заявки, надо обратить внимание на те несоответствия заявок и нарушения, допущенные участниками торгов, которые выявляются членами аукционных комиссий в ходе процедуры их рассмотрения. К ним относятся, во-первых, отсутствие конкретных показателей товара в заявке, когда требование об их указании установлено документацией об аукционе; во-вторых, несоответствие технических­ характеристик товара тем, которые содержатся в документации.

Чаще всего­ подобные упущения являются следствием формального подхода участников размещения заказа к подготовке заявки на участие в торгах и ведут к отказу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.

Вместе с тем отмечу, что на этапе подачи заявки участники размещения заказа активно пользуются своим правом направить запрос на разъяснение положений документации о торгах. 

На наш взгляд, предоставленные нами участникам размещения заказа разъяснения положений документации во многом способствовали поступлению более качественно подготовленных заявок на участие в торгах и предотвращению возникновения оснований для их отклонения.

– Итак, фирма прошла все подготовительные этапы к торгам, выиграла их, а потом оказалась несостоятельной. Есть ли у Рособоронпоставки возможность проверить добросовестность участников торгов?

– Закон № 94-ФЗ определяет обязательные требования к участникам размещения заказа, а также предусмотрена возможность установления заказчиком ряда дополнительных требований к участникам при размещении отдельных категорий заказов, введено понятие достоверности предоставляемых участниками размещения заказа сведений.

Несмотря на то что законом предоставлено право проверки участников на соответствие обязательным требованиям путём направления запросов в соответствующие органы и организации, полномочия по проверке достоверности иных сведений, предоставляемых участником размещения заказа, а также на соответствие участников дополнительным требованиям, в законе не закреплены.

Вследствие этого, на практике фактически не применимы нормы постановления Правительства РФ № 813, позволяющие при размещении заказа для нужд обороны страны и безопасности государства заказчику устанавливать дополнительные требования к участникам, такие как: наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Представляется целесообразным, как минимум, закрепить­ законодательно не только все необходимые для качественного анализа деятельности потенциальных поставщиков права заказчика, уполномоченного органа по проверке участников размещения заказа, но и корреспондировать  обязанность соответствующим органам и организациям предоставлять заказчику требуемые сведения.

Так, например, в налоговом законодательстве следует предусмотреть обязанность налоговых органов предоставлять заказчику сведения о балансовой стоимости­ активов участника размещения заказа, которые необходимы для проверки соответствия обязательному требованию об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, превышающей 25 % балансовой стоимости активов участника, а также иные сведения, необходимые для проверки участников размещения заказа на соответствие действующему законодательству о размещении заказов.

Поставленный Вами вопрос в принципе должен рассматриваться в более широком аспекте. По сути, речь может идти не только о способности того или иного предприятия исполнить государственный контракт, а вообще о возможном нецелевом использовании бюджетных средств в связи с тем, что при отсутствии действенного механизма проверки участников размещения заказа существует высокий риск заключения контракта с подставными недобросовестными организациями, формально соответствующими требованиям закона.

Наиболее целесообразным является проведение торгов с участием реальных производителей либо их официальных представителей. Для этого требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, четко определяющих указанные понятия.

Необходимо обратить внимание и на проблему, связанную с наличием в Законе № 94-ФЗ права участника размещения заказа представлять в качестве обеспечения исполнения контракта поручительство третьего лица. При этом фактически единственным требованием закона в данном случае является соответствие показателей бухгалтерской отчётности поручителя, представленной в налоговый орган, определённым критериям, а также необходимость представления копий этой отчётности одновременно с договором поручительства. В остальном данный вопрос законом не урегулирован.

В то же время анализ открытой информации свидетельствует о весьма распространённой практике «торговли» поручительствами исключительно в целях использования при размещении государственных и муниципальных заказов, что вызывает обоснованные сомнения в легитимности таких договоров и добросовестности поручителей.

Указанное подтверждается на практике, поскольку­ Рособоронпоставкой в результате направления соответствующих запросов в налоговые органы выявляются факты представления участниками размещения заказа копий бухгалтерской отчётности поручителей, содержащей недостоверные сведения, что является основанием для отказа от заключения контракта.