Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ТАНТК имени Г. М. Бериева. На грани трех стихий

1 октября 2009 года исполнится 75 лет со дня основания Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. За эти годы коллектив комплекса прошел большой творческий путь, внося значительный вклад в отечественные науку и технику, и в первую очередь – в развитие гидросамолетостроения.

Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения было организовано в Таганроге при авиационном заводе №31. Возглавил его инженер Георгий Михайлович Бериев, назначенный главным конструктором. Направлением деятельности конструкторского бюро стало создание отечественных морских самолетов. Со дня основания коллективом ТАНТК создано более 30 типов летательных аппаратов различного назначения, многие из которых строились серийно. Всему миру известны самолеты МБР-2, Бе-6, Бе-10, Бе-12.

На гидросамолетах и самолетах-амфибиях, созданных в разные годы ТАНТК, установлено 250 мировых авиационных рекордов, зафиксированных и признанных Международной авиационной федерацией. В процессе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ коллективом ТАНТК получено более 900 авторских свидетельств и патентов на созданные летательные аппараты и элементы их конструкций. В настоящее время на ТАНТК реализуется программа создания перспективных самолетов-амфибий, соответствующих требованиям к авиационной технике XXI века. Это в первую очередь многоцелевой самолет-амфибия Бе-200, легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103. Сейчас ведется проектирование и строительство легкого самолета-амфибии Бе-101, отрабатывается облик самолета-амфибии для местных авиалиний Бе-112. Хорошие перспективы на рынке имеет многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Его базовая модификация предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. Кроме того, самолет может выполнять грузопассажирские перевозки, поисково-спасательные работы, экологический мониторинг, патрулирование экономической зоны и морских границ. Самолет-амфибия Бе-200 сертифицирован по российским нормам летной годности АП-25.

На базе Бе-200 создана модификация Бе-200ЧС для МЧС России. Оборудование самолета Бе-200ЧС, кроме тушения пожаров и перевозки грузов, позволяет решать широкий круг задач по обнаружению очагов чрезвычайных ситуаций, проведению поисково-спасательных работ на воде и в прибрежных зонах. Самолет-амфибия Бе-200ЧС был сертифицирован в 2003 года и, начиная с этого года, находится на службе авиации МЧС России. К настоящему времени заказчику уже передано четыре серийных самолета. На базе самолета-амфибии Бе-200ЧС на ТАНТК разработана документация на пассажирский самолет-амфибию Бе-210, также предусмотрено создание грузовой и патрульной модификаций. Кроме того, сегодня ведутся работы по переносу сборочного производства самолета в Таганрог и сертификации амфибии по европейским стандартам, что повысит ее конкурентоспособность на международном рынке. В процессе европейской сертификации ТАНТК тесно сотрудничает с европейским аэрокосмическим концерном EADS. Бе-200 демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, принимал участие в тушении лесных пожаров в России, Италии, Греции, Индонезии и Португалии. Его пилотировали французские, американские, итальянские пилоты, и все дали высокую оценку его техническим характеристикам и возможностям. В 2008 году самолет-амфибия Бе-200ЧС поставлен первому зарубежному заказчику – МЧС Азербайджана.

Кроме того, на базе самолета-амфибии Бе-200 ведутся работы по созданию сухопутного транспортного самолета Бе-300. Бе-300 предназначен в первую очередь для грузопассажирских и грузовых перевозок на маршрутах средней протяженности, а также для воздушного десантирования грузов, техники и людей. Легкий самолет-амфибия нового поколения Бе-103 предназначен для использования в прибрежных и островных территориях, а также в регионах с большим количеством рек, озер и мелких водоемов. Самолет-амфибия Бе-103 может использоваться для решения широкого круга задач, включая патрулирование границ, лесных массивов и акваторий; контроль экологического состояния акваторий; поиск, преследование и перехват браконьерских лодок и катеров; обеспечение поисково-спасательных работ на воде; оказание срочной медицинской помощи.

Самолет-амфибия Бе-103 сертифицирован по АП-23 (Россия) и FAR-23 (США), а также по нормам Бразилии, Китая и Европы. Самолет выпускается серийно на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. Оригинальность самолета-амфибии Бе-103 прежде всего заключается в ее весьма необычной аэрогидродинамической компоновке, подразумевающей применение низко расположенного водоизмещающего глиссирующего крыла, что позволило отказаться от механизации крыла и подкрыльных поплавков. В настоящее время авиакомпания ТАНТК выполняет полеты на самолетах этого типа. Сейчас активно разрабатывается легкий самолет-амфибия Бе-101, предназначенный для коммерческой эксплуатации и в качестве частного самолета, в авиации общего назначения. В его конструкции широко используются композиционные материалы. Бе-101 может эксплуатироваться как в существующей инфраструктуре, так и вне сети аэродромов, базируясь на небольших водоемах, содержащих простейший выход на берег. Но главное, на Бе-101 должны быть отработаны новые технологии и новые композитные материалы, способные длительно эксплуатироваться в соленой воде.

Перспективный многоцелевой самолет-амфибия Бе-112 рассматривается для использования на региональных и местных воздушных линиях, прежде всего в регионах со слабо развитой транспортной инфраструктурой.

Самолет-амфибия Бе-112 может эксплуатироваться как с сухопутных аэродромов, так и с акваторий, оборудованных площадками для выхода на берег для заправки и технического обслуживания. В аэрогидродинамической компоновке лодки применена схема с широкой кормой и грузовой рампой, что позволяет расширить транспортные возможности самолета и упростить схему швартовки амфибии на неподготовленный берег. На ТАНТК разрабатываются проекты будущих гигантских самолетов-амфибий, взлетная масса которых превышает 1000 тонн. Такие летательные аппараты, реализованные в металле, смогут стать в будущем настоящими летающими кораблями, способными на равных конкурировать на трансокеанских трассах с обычными самолетами и морскими судами, используя при этом существующую инфраструктуру морских портов. Естественно, что для создания подобных летательных аппаратов необходима разработка принципиально новых аэрогидродинамических схем, причем некоторые из них, разработанные на ТАНТК, уже применяются сейчас на легком самолете-амфибии Бе-103. В полной мере все преимущества концепции сверхтяжелого летательного аппарата будут реализованы в разрабатываемом проекте транспортного гидросамолета Бе-2500. Совместно с другими российскими предприятиями ТАНТК участвует в программе создания семейства ближнемагистральных авиалайнеров нового поколения SSJ Сухой «Суперджет» и перспективного пассажирского самолета МС-21. Основным направлением в стратегии развития ТАНТК является создание современной многопрофильной авиационной компании, работающей по замкнутому циклу. В условиях сложившейся широкой кооперации, предприятие способно полностью решать весь комплекс задач по разработке, производству, испытаниям, поддержке эксплуатации, ремонту, модернизации и утилизации авиационной техники.

В состав ТАНТК входит единственная в России авиакомпания, эксплуатирующая гидросамолеты в гражданской авиации. Она создана для перевозки пассажиров, выполнения экскурсионных полетов в Южном федеральном округе и для практического освоения самолетами-амфибиями Бе-103 других регионов России. Комплекс осуществляет сопровождение и послепродажную поддержку эксплуатации авиационной техники у заказчика, действует авиационная техническая база по обслуживанию самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103. На предприятии создано подразделение для обучения летно-технического персонала – Центр подготовки специалистов гидроавиации. Таковы текущие и перспективные проекты ведущего российского специализированного конструкторского бюро гидросамолетостроения. Более подробно с нашими машинами можно ознакомиться на Международной выставке и научной конференции по гидроавиации, проходящей в Геленджике, – единственном в мире гидроавиасалоне, где есть возможность показать гидросамолеты на земле, на воде и в воздухе. ТАНТК является одним из его организаторов, а очередной, восьмой «Гидроавиасалон-2010» состоится в период с 9 по 12 сентября 2010 года.

Главным же итогом прошедших 75 лет стало создание и сохранение уникальной отечественной конструкторской школы, занявшей в настоящее время ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.

Виктор Кобзев, генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»