13 мая 2009 года Президент РФ подписал новую «Стратегию национальной безопасности до 2012 года». Этот исторический факт для нашего издания комментирует главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.
Зрим в корень!
– Насколько, на Ваш взгляд, данный документ отличается от предыдущей «Стратегии», принятой еще в 1997 году? В чем, на Ваш взгляд, заключена главная задача данного документа?
– Особенностью новой «Стратегии» является демонстративное стремление ее разработчиков отойти от ориентации на традиционные «силовые» аспекты национальной безопасности и сделать упор на социальной и социально-политической направленности. Декларируется, что национальная безопасность России должна обеспечиваться по формуле «безопасность через развитие». То есть основой национальной безопасности считается достижение в ходе устойчивого развития стратегических национальных приоритетов, в числе которых национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государства – повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование. «Стратегия» при этом считается увязанной с принятой ранее «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Конечной целью провозглашается становление России в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом, достойным качеством и уровнем жизни народа, активной внешнеполитической позицией.
При этом в первым пункте «Стратегии» весьма оптимистично заявляется, что «Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века: остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений».
Безопасность: вовне и извне
– Стратегия определяется в документе как «официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу»...
– Во внешнеполитической части «Стратегия» по сути конституирует внешнюю политику президентств Путина и Медведева, стремящуюся к комбинации широкой международной интеграции с усилением мощи России как самостоятельного игрока на мировой сцене. «Стратегия» подчеркивает приверженность России процессам глобализации. Основными внешними угрозами для России декларируются «вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях», «противоречия между основными участниками мировой политики», «угроза распространения оружия массового уничтожения», а также борьба за энергоресурсы, «глобальное информационное противоборство», «развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма». Особо выделяются угрозы стратегической стабильности в виде «несостоятельности существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евроатлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора», а также размещения в Европе элементов американской глобальной ПРО. Планы НАТО по приближению военной инфраструктуры к границам России объявляются «недопустимыми».
– Тем не менее политика взаимоотношений должна определяться…
– Рекомендации по проведению внешней политики России до 2020 года и по отношению к ведущим мировым игрокам сводятся в «Стратегии» к сохранению нынешней политической линии и не несут ничего принципиально нового. В отношениях с США главными целями называются «достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов».
Пласты национальной обороны
В разделе «Национальная оборона» провозглашается, что стратегические цели совершенствования национальной обороны России состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Особый упор авторами доктрины в данном разделе делается на подчеркивании необходимости развития элементов «мягкой силы» в противовес чисто военным элементам.
Основными угрозами военной безопасности России, согласно «Стратегии», являются: «политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства». Фактически тем самым в неявном виде основным источником военной опасности для России называются США.
Главной задачей укрепления национальной обороны России в среднесрочной перспективе в «Стратегии» называется продолжение всеобъемлющей военной реформы. Целью этой реформы обозначается «переход к качественно новому облику Вооруженных сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности».
– В «Стратегии» подчеркивается стремление к сокращению ядерного оружия и достижению новых договоренностей в области стратегических ядерных вооружений. А что будет на самом деле?
– Не следует делать выводов о якобы готовности России снизить роль ядерного оружия в обеспечении безопасности страны. Тем более что «разоруженческие» инвективы в «Стратегии» балансируются ссылками на «взаимность» и желание делать соответствующие шаги подчеркнуто «без ущерба для международной безопасности и стратегической стабильности». При этом сохраняются требования к ядерному паритету с США. В целом принятая «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» не вносит никаких серьезных корректив в осуществляемую внешнюю и оборонную политику России и фактически призвана дать конституциональное оформление проводимой де-факто режимом Путина-Медведева политики. Как обычно в России, не столько стратегия является руководством для реальности, сколько наоборот, повседневность определяет стратегию. При этом, как характерно для медведевского стиля, делается попытка упаковать осуществляемую политику в максимально современные и демократические формы, стилистически близкие западной риторике.