Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Растяжка» для коррупционера

В апреле президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты РФ». Согласно поправкам, в России создается межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Основными «пользователями» выступят Минобороны России, ФАС России, Росфинмониторинг и Банк России.

Человеческий фактор

При помощи межведомственной системы контролирующие структуры будут отслеживать заключение госконтрактов и выполнение государственного оборонного заказа, ситуацию на головных предприятиях и предприятиях-подрядчиках, а также процессы финансирования, в том числе и ход взаимозачетов.

В частности, в рамках указанной системы предполагается создание уполномоченных банков и открытие отдельных банковских счетов, используемых головными заказчиками и исполнителями. Это позволит обеспечить надежность и прозрачность взаиморасчетов, защиту информации, а также использовать собственные технологии банковской системы для контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Также законодательные поправки включают ряд дополнительных мер, нацеленных на предотвращение не обоснованного повышения цен в сфере оборонзаказа. Например, регламентируется работа исполнителей; уточняются функции и полномочия ФАС России как контролирующего органа, определяется порядок проведения проверок, возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении законодательства.

Параллельно вносятся изменения в КоАП. Точнее говоря, устанавливается дополнительная ответственность за административные правонарушения в сфере оборонного заказа. Так, при нарушении должностным лицом срока и порядка оплаты товаров, работ или услуг, в том числе предусмотренного контрактом авансирования, налагается административный штраф от 30 до 50 тыс. рублей. А грубое нарушение госконтракта влечет дисквалификацию до трех лет.

По словам председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, создание межведомственной системы контроля, в первую очередь, должно увеличить оперативность реагирования на различные нестыковки при движении бюджетных средств по линии гособоронзаказа. То есть, система должна выступить чем-то вроде «смазочного масла» для ускорения административных процессов внутри огромного механизма российского ВПК.

Другие эксперты более конкретны в определении задач нового закона. Новые порядки должны свести к минимуму негативное влияние «человеческого фактора».

Как, например, считает глава комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич, новый закон прежде всего направлен на пресечение коррупции. Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая вторит: документ поможет выявлять злоупотребления на ранней стадии. «Эту систему можно рассматривать как меры безопасности», – уточняет она.

Проверка за проверкой

Отметим, что сфера российского ВПК и до новых законодательных инициатив находилась под пристальным наблюдением компетентных органов. Так, в минувшем году в сфере ОПК только органами прокуратуры было проверено около 400 предприятий – исполнителей гособоронзаказа и 31 холдинговая структура.

Высокий статус корпораций не служил причиной для отмены контрольных мероприятий. Проверки были проведены в ОАО «Вертолеты России», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Концерн Радиотехнические и Информационные Системы», ОАО «Авиационное оборудование», АО «Концерн радиоэлектронные технологии», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и др.

За год выявлено свыше 12 тыс. нарушений закона. Почти 2 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 196 уголовных дел. По результатам расследования 60 дел направлено в суд, осуждено 26 лиц.

Как констатирует Юрий Чайка, в ходе проверок особое внимание уделялось исполнению корпорациями и их дочерними обществами федерального законодательства. Наряду с устранением нарушений принимались «меры к пресечению практики злоупотребления головными организациями полномочиями в отношении зависимых предприятий, являющихся непосредственными производителями вооружения».

Например, пресекалась перепродажа продукции по более высокой цене. Расторгались или пересматривались договоры об изъятии средств головными организациями у дочерних предприятий на основании договоров об оказании услуг.

По требованию Генпрокуратуры РФ ряд акционерных обществ, не исполнивших условия госконтрактов, добровольно вернули Минобороны России полученные средства.

Прагматичный выбор

Тем не менее, качественная работа компетентных органов в минувшем году сама по себе не гарантирует снижение числа преступлений в следующем. Нужны новые, дополнительные рычаги.

Напомним недавнее заявление пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова. «Борьба с коррупцией – последовательная политика, – отметил он. – Это и работа на стадии законотворчества, принятия законов, и работа спецслужб, контролирующих органов, и так далее».

То есть, с коррупцией можно бороться, поддерживая неусыпный контроль, можно – создавая правила игры, при которых она крайне затруднена. И похоже, сейчас вектор смещается в пользу второго подхода. Ведь на законодательном уровне создается «система раннего обнаружения» коррупционных посягательств.

Регина Артюх