Кто спасет российское станкостроение?

Текущее положение дел в отечественном станкостроении благополучным назвать язык не поворачивается. И закономерным становится вопрос – способны ли реализуемые сегодня государством шаги вернуть отечественному станкостроению былую мощь.

удручающее положение

«ДИП» («Догоним и перегоним») – таким был лозунг станкостроителей СССР. Промышленность выпускала станки хорошего качества и по уровню производительности, и по обеспечению необходимой точности обрабатываемых деталей. К началу 1990-х годов мы догнали передовые станкостроительные государства.

Под эгидой специализированных министерств в СССР были созданы предприятия, которые выпускали высокопроизводительные обрабатывающие центры, не уступающие станкам заводов Западной Европы. Дополнительно оборудование производилось в других странах социалистического лагеря – Чехословакии и Венгрии.

Уровень сменяемости оборудования на передовых предприятиях машиностроения составил 8–10 лет. Кроме того, у каждого крупного предприятия имелись хорошо оснащенные цеха по обслуживанию и ремонту оборудования. Они были укомплектованы высококвалифицированными кадрами с достойной зарплатой. «Станки ремонтировались быстро и качественно»? – говорит технический директор Балтийского станкостроительного завода Владимир Григорьев.

На каждом крупном предприятии были инструментальные цеха, изготавливающие необходимую оснастку.

За последние 25 лет все это утеряно, производительность и качество труда резко упали. Если ранее Россия ежегодно выпускала 70 тыс. станков, то сегодня порядка сотни предприятий еле собирают около 4 тыс. станков (По данным Ассоциации «Станкоинструмент», в 2013 году – 4273 шт., в 2014 – 4088). В основном из импортных комплектующих.

Так, например, в официальном релизе недавно прошедшей конференции «Импортозамещение в критическом сегменте инструментальной продукции: твердосплавные сменные многогранные пластины и осевой режущий инструмент» указывалось, что год назад доля импорта в обсуждаемом сегменте составляла 85%. Но к текущему моменту выросла еще больше – до 90%. «Если сегодня импортные поставки перекрыть, не пройдет и месяца, как в стране остановятся все высокотехнологичные станки», – уточняет генеральный директор «ВНИИинструмент» Георгий Боровский.

новая консолидация

В последнее время государство предпринимает определенные шаги по реанимации отечественного станкостроения. Например, избавление от импортозависимости предусмотрено в государственной Стратегии инновационного развития России до 2020 года.

Со своей стороны министр промышленности РФ Денис Мантуров не устает повторять, что его ведомство реализует целый пакет программ, направленных на содействие импортозамещению. Так, есть подпрограмма «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Документом предусмотрено выделение из федерального бюджета 5 млрд рублей на создание опытно-конструкторских разработок, при этом столько же должны вложить и сами промышленники.

Более того, сегодня в стране создается новый станкостроительный холдинг вслед за входящим в «Ростех» «Станкопромом». Это «Группа СТАН». В настоящее время происходит вхождение в состав Группы ООО «Рязанский станкозавод» и присоединение к Группе ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения».

После завершения процесса интеграции объем производства обрабатывающих центров с ЧПУ холдинга достигнет 60% от общего объема произведенных в РФ. Публично заявлено, что с момента консолидации Группа якобы войдет в ТОП-50 крупнейших станкостроительных групп мира в рейтинге Machine Tool Scoreboard с ожидаемым объемом реализации металлообрабатывающего оборудования до 2% мирового рынка к 2017 году. «Консолидация активов позволит вернуть утраченные позиции российского станкостроения на мировом рынке», – заявил генеральный директор Группы Руслан Звягинцев. Однако, по его словам, приобретенные Группой заводы потребуют инвестиций от 1 до 2 млрд рублей до конца 2015 года.

Как выглядит на практике присоединение, можно понять из посвященного судьбе Рязанского станкозавода публичного выступления губернатора Рязанской области Олега Ковалева: «На встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным я доложил о нашей инициативе восстановления завода и получил поддержку. Владимир Путин дал соответствующее поручение проработать этот вопрос, и после совместной работы с федеральными структурами начался процесс реанимации предприятия». То есть, инвестором стала «Группа СТАН».

Иначе говоря, процесс консолидации отрасли имеет поддержку на самом высоком уровне.

не быстро и не обязательно

Тем не менее, ряд специалистов не считают такую консолидацию необходимой. «Создавать излишне раздутые холдинговые структуры экономически и практически не нужно, – традиционно критикуется инициатива на профильных форумах. – Пусть предприятия работают, а не занимаются бумаготворчеством, которое присуще головным организациям, да и прибыль не будет идти в головную организацию в качестве дивидендов и прочих отчислений».

Есть и более острые оценки. Дескать, холдингами скупаются полуразрушенные стены дважды и трижды банкротившихся предприятий, лишь бы можно было отрапортовать, что «деньги освоены».

При этом даже официальные заявления должностных лиц не содержат обещаний о скором восстановлении отрасли. «Говорить о том, что мы сегодня в полную силу запустили программу импортозамещения, не приходится, – признает, например, помощник полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин. – Наивысший процент зависимости – это станкостроение, технологическое оборудование – более 90%».

В самых оптимистических заявлениях фигурируют необходимые для появления в станкостроении позитивных трендов сроки, никак не меньше трех лет. Специалисты же гораздо более осторожны.

Так, по словам председателя совета директоров «Станкопрома» Сергея Макарова, на 70-80% замещение отечественными аналогами универсального металлорежущего оборудования с ЧПУ, включая многокоординатное, потребуется 5-7 лет. «При этом освоение выпуска всей компонентной базы российского производства потребует значительно большего времени», – уточняет он.

сто раз научи

Между тем, перед машиностроением стоит еще одна серьезная проблема, без решения которой все ранее перечисленные меры и любые денежные вливания бессмысленны. Как говорит генеральный директор ЗАО «Балтийского станкостроительного завода» Алексей Мокшин: «На большинстве выживающих сегодня станкостроительных предприятий, названия которых прежде гремели на всю Россию, а то и на всю Западную Европу и США, осталось по 10–40 профессиональных слесарей-сборщиков 6 разряда металлорежущих станков со стажем 38–46 лет! Тогда как раньше по всей России работали тысячи специалистов».

«Без высокопрофессиональных кадров нам российское машиностроение не поднять! А года через три и этих специалистов на производствах может не остаться по причине их возраста. Что тогда будем делать, завозить спецов из-за границы за валюту в условиях санкций? – рассуждает Алексей Мокшин. – Да и что это будут за специалисты – “кот в мешке”? Тогда как пока у нас еще есть свои высококлассные мастера!»

Рассчитывать, что обучение новых работников сможет взять на себя частный бизнес без поддержки государства, было бы заблуждением. Частному бизнесу это просто «не по карману»!

Таким образом, никто из государственных лиц не задумывается, что вновь запущенные производства без квалифицированной рабочей силы будут простаивать или использоваться неэффективно. Никто пока не озабочен тем, что уже сейчас нужно не столько закупать пустые цеха, сколько инвестировать в обучение следующего поколения специалистов рабочих профессий. Надо воспользоваться тем, что старшее поколение еще в силах передать свой опыт следующему.

«Например, я знаю, что в Германии, ведущей в машиностроении стране, существует отличный опыт профессионального обучения, сочетающий глубокие теоретические знания и практические навыки. Там в процессе обучения предусмотрен институт наставничества, передача профессионального опыта «из рук в руки» прямо в цехе. – предлагает Алексей Мокшин. – Я полагаю, что можно было бы воспользоваться уже проверенным временем немецким опытом передачи профессиональных знаний от поколения к поколению и на государственном уровне приобрести в Германии лишь современные методические материалы и рабочие программы по профессиональному обучению молодежи, чтобы внедрить их помимо учебных заведений на производственных предприятиях, где еще работают высококлассные профессионалы, готовые поделиться своим опытом с молодежью, как, например, в ЗАО «Балтийский станкостроительный завод». И только тогда станет возможно возвращение тысяч работников в отечественное станкостроение и возрождение российского машиностроения».

Петр Капустин

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры