Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Андрей Турчак: Заказчиками цифровой трансформации должны быть не айтишники, а директора предприятий

Грядущая цифровизация предъявляет особые требования к руководителям компаний. 

По какому принципу будет проходить перевод государственных услуг в цифровой формат и как он повлияет на количество чиновников? Как изменится законодательство по мере перехода к «цифре»? Почему директорам предприятий придётся вникать в процессы цифровизации? Об этом шла речь на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при СФ.  

 

Заседание состоялось 1 августа 2018 года в городе Гусев Калининградской области. Там находится первый в России частный инновационный кластер радиоэлектронной промышленности «Технополис GS». 

Как подчеркнул зампред Совета Федерации Андрей Турчак, заседания совета и впредь будут выездными, чтобы можно было привлекать к работе совета региональных экспертов, а также изучать лучшие практики, технологии, бизнес-модели и методы управления. 

Зачем переходить к цифровой экономике? 

Вопрос о том, нужно или не нужно переходить к цифровой экономике, уже не стоит. Есть мировые тренды, из которых Россия не собирается выпадать, есть задачи, поставленные президентом страны: войти в пятёрку сильнейших экономик мира и до 2024 года втрое увеличить долю цифровой экономики в ВВП России.

«Анализ мирового опыта показывает, что уровень социально-экономического развития сегодня напрямую связан с уровнем развития информационных технологий, – объяснил Андрей Турчак. – За счёт дальнейшей цифровизации экономики ВВП нашей страны, по разным оценкам, может вырасти минимум на 4 триллиона рублей». 

По словам Турчака, доля «цифры» в ВВП нашей страны составляет менее 4 процентов, что вдвое, а иногда и втрое ниже, чем у лидирующих стран.  

«К развитию цифровой экономики должны подключиться все без исключения, – уверен сенатор. – Для этого необходимо понять, что цифровая экономика – это не только сфера IT. Это качественно новые медицина и образование, комфортные условия для жизни, удобные цифровые сервисы и госуслуги, привлекательность экономики для лучших в мире кадров, экономическая и национальная безопасность».

Регионам, которые находятся в непростом финансовом положении, государство, по всей видимости, поможет. Как рассказал Андрей Турчак, Владимир Путин по просьбе парламентариев дал поручение Минфину рассмотреть возможность включения затрат регионов на развитие цифровой экономики в дотации из федерального бюджета.

Турчак отметил, что при переходе к цифровой экономике важно двигаться сразу в нескольких направлениях: системно проводить цифровую трансформацию в регионах, повышать конкурентоспособность российских технологий, трансформировать систему государственного управления и развивать человеческий капитал.

Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин также подчеркнул, что обеспечение необходимых темпов экономического роста возможно только при условии цифровой трансформации экономики. Дело в том, что в силу сокращения трудовых ресурсов из-за демографии и ограниченности инвестиционных ресурсов в силу ряда объективных причин ключевым фактором роста может стать повышение производительности труда, а она, в свою очередь, напрямую зависит от степени погружения в «цифру». И если во многих компаниях и отраслях процессы цифровизации уже давно начались и успешно развиваются, то сфера государственного управления, по словам Кудрина, представляет собой самое узкое звено и находится «на архаическом уровне».

Алексей Кудрин начал с примера. В 2011 году вышло постановление правительства, гласящее, что информационные системы различных ведомств должны быть интегрированы в единую систему. Порядок согласования каждым министерством своих ГИС утверждался три года. После этого прошло ещё четыре года, но существующие 340 информационных систем до сих пор не могут полноценно обмениваться данными. Из-за этого ведомства не могут организовать работу «одного окна»: обращаясь к информационной системе «соседнего» ведомства, нередко можно получить недостоверные данные.

По данным Счётной палаты, в российских министерствах и ведомствах цифровые технологии внедряются с «очень разной» скоростью, а кое-где процесс пока вообще находится «на зачаточном уровне».

Алексей Кудрин рассказал о концепции «государства-платформы», созданной в Центре стратегических разработок. На государственном уровне концепция пока обсуждается и задача построения такой системы пока не поставлена. Суть идеи – в построении единой информационной платформы в рамках государства, которая работала бы со всеми министерствами и ведомствами по единым принципам. Более того, у неё должен быть единый архитектор, только в этих условиях систему можно будет отстроить быстро и эффективно. Разумеется, создание такой ГИС не должно сдерживать развитие отраслевых систем в тех министерствах, которые стараются быть на высоте и уверенно движутся по пути цифровизации.

Глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков в целом согласен с Кудриным. В частности, министра не устраивает идеология планов информатизации различных ведомств. Сейчас в этих планах подробно расписано, сколько серверов, какой конфигурации и по какой цене планируется закупить. Вместо этого, Носков хотел бы видеть проекты, нацеленные на решение конкретных жизненных ситуаций, которые были бы совместимы с архитектурой государства как платформы и могли «общаться» с другими системами через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Алексей Кудрин утверждает, что цифровизация государственных услуг даст возможность в ближайшие годы на треть сократить количество чиновников или даже позволит упразднить некоторые министерства.

Константин Носков уверен, что реформа системы госуправления проводится не только для граждан, но и для самих чиновников, которые вместо «перекладывания бумажек», наконец, смогут заняться аналитикой, то есть более интересной и интеллектуальной работой.

Глава кабмина Дмитрий Медведев распорядился ввести в ключевых министерствах должности директоров по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO). «Бюрократические процессы идут не очень быстро, но CDO будут введены», – заверил Константин Носков.

 

Что изменится в законодательстве по мере перехода к цифровой экономике? 

Константин Носков рассказал об основных блоках законопроектов, которые должны обеспечить основу для развития цифровой экономики

Первый и самый важный блок касается идентификации личности. По словам Носкова, в правительстве идёт обсуждение введения электронного удостоверения личности. Введение такой формы идентификации могло бы решить множество проблем. Как именно будет проходить идентификация граждан, пока не решено: может быть, человек будет подтверждать свою личность с помощью электронной подписи или с использованием номера мобильного телефона. Разумеется, здесь следует подумать о защите данных и о предотвращении мошенничества.

Когда этот вопрос будет решён, нужно будет начать регулирование сферы данных, в том числе перевести многие документы в реестровую форму и обеспечить реестровую модель установления и подтверждения прав и юридических фактов.

Обеспечить условия для сбора, хранения, обработки и защиты таких данных – задача другого блока законопроектов, который находится в разработке.

Следующий блок признание электронной формы сделки и электронного документа, хранение его в электронном архиве и сдача в государственный электронный архив, а также легализация смарт-контрактов, введение электронного судопроизводства и электронного нотариата.

По словам Носкова, необходим также блок законов, который бы регулировал развитие новых прорывных технологий – робототехники, киберфизических систем, технологий искусственного интеллекта. Также нужно прописать в законодательстве современные инструменты финансирования в цифровой экономике, криптовалюты, механизмы ICO. Чтобы обеспечить активное развитие информационных технологий, стоит предусмотреть, например, налоговые льготы для бизнес-ангелов.

Заметим, что налицо дефицит не только «массовых» специалистов для цифровой экономики, число которых исчисляется миллионами. Не менее остро не хватает и «штучных» профессионалов для решения особо важных задач. К примеру, Константин Носков посетовал, что пообщался уже «с десятками людей», но пока так и не нашёл кандидата, который занялся бы в министерстве цифрового развития построением архитектуры единой государственной информационной системы.

Грядущая цифровизация предъявляет особые требования и к руководителям компаний. «Заказчиками цифровизации должны стать не айтишники, а генеральные директора предприятий, – подчеркнул Андрей Турчак. – Они должны перестать считать тему цифровизации модной современной риторикой, им нужно в этом разбираться, знать об экономическом эффекте, который можно получить, и инвестировать в развитие своих компаний».

Кстати, на форуме «Цифровая экономика и ОПК», который проходил в Москве весной этого года, было решено начать с «оцифровки» директоров предприятий и компаний. По мнению экспертов форума, для начала будет достаточно двухсот «оцифрованных» руководителей предприятий ОПК, которые обретут новые компетенции и философию и начнут распространять их на своих предприятиях и в других компаниях отрасли». 

Источник: profiok.com