Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Бережливое производство и регулирование государственного оборонного заказа

Текст:  Игорь Васильевич Башлаков-Николаев, начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, к.э.н 

 

 

 

 

 

Бережливое производство (от англ.leanproduction, leanmanufacturing – «стройное производство») – концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. 

 

Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа позволяет применять методы бережливого производства в сфере ГОЗ. 

В сфере государственного оборонного заказа имеются правовые основания для осуществления бережливого производства 

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о государственном оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя. 

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о государственном оборонном заказе стимулирование снижения затрат на поставки продукции по ГОЗ (п. 2) и обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя (п. 3) являются основными принципами, обеспечивающими государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ. 

Ценообразование в сфере государственного оборонного заказа стимулирует бережливость 

В законе о государственном оборонном заказе не установлен принцип соответствия плановой и фактической прибыли. 

Например, п. 54 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2017 г. № 208 (далее – Положение 208), установлено, что в случае если в результате выполнения единственным поставщиком государственного контракта или его этапов фактическая прибыль организации превысила плановую прибыль, учтенную в составе цены государственного контракта, сформированной при его заключении в соответствии с установленным порядком, то фактическая прибыль не ограничивается плановой величиной прибыли, принятой в цене государственного контракта. 

Причем в п. 54 Положения 208 установлены условия допустимости увеличения фактической прибыли, которые должны наступать одновременно: 

  • фактическая прибыль увеличилась за счет проведения мероприятий по снижению затрат на производство и реализацию продукции (снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов; сокращение расходов на приобретение покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; совершенствование технологии, управления и др.);
  • условия государственного контракта выполнены надлежащим образом и в полном объеме;
  • требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа соблюдены. 

Таким образом, за счет бережливости при соблюдении условий государственного контракта и требований законодательства в сфере ГОЗ может быть обеспечено увеличение фактической прибыли при выполнении ГОЗ. 

Кроме того, исходя из смысла норм Закона о государственном оборонном заказе и правовых актов, регулирующих ценообразование в сфере ГОЗ, перечень мероприятий, выполнение которых обеспечивает бережливое производство в сфере ГОЗ, является открытым. 

Пределом применения бережливого производства в сфере ГОЗ является надлежащее выполнение государственного оборонного заказа 

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о государственном оборонном заказе запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе следующие действия (бездействие): 

  1. направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией); 
  2. направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке; 
  3. направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. 

Исходя из требований данного запрета, при введении бережливого производства недопустимо осуществление сбережения за счет мер, которые ведут к последствиям, связанным с ненадлежащим выполнением или невыполнением ГОЗ. 

Принимая во внимание указанное выше, любые нарушения технологии, рецептуры, требований технических регламентов, а также учета прямых и косвенных затрат (например, завышение процента отходов), хотя бы формально и ведущие к снижению затрат, недопустимы в сфере ГОЗ, если они ведут к невыполнению, ненадлежащему выполнению ГОЗ или завышению цены в сфере ГОЗ. 

Один из принципов бережливого производства, основанный на экономии за счет поэтапного производства и реализации продукции, реализуется в сфере ГОЗ  

Осуществление расчетов с использованием отдельных счетов, наличие информации о расчетах в единой информационной системе ГОЗ позволяют государственному заказчику осуществлять поквартальное авансирование головных исполнителей без риска образования кассовых разрывов, но в соответствии с производственно-технологическим циклом изготовления продукции. 

Такой подход обеспечивает режим бережливости вследствие возможности через авансирование обеспечить непрерывность процесса производства. 

Банковское сопровождение в сфере ГОЗ не обеспечивает бережливое производство, но в некоторых случаях может стимулировать введение его элементов 

Введение банковского сопровождения направлено на повышение эффективности использования средств, направленных на выполнение государственного оборонного заказа, и напрямую не ведет к снижению издержек. 

Вместе с тем, правила расчетов через отдельные счета с учетом норм ч. 3 ст. 8 Закона о государственном оборонном заказе допускают оптовые закупки для нескольких контрактов, что обеспечивает снижение затрат за счет масштаба. 

Кроме того, изменение правового регулирования банковского сопровождения может обеспечить реализацию бережливого производства. 

Например, снижение издержек при банковском сопровождении возможно обеспечить посредством введения возможности использования одного счета на все контракты по ГОЗ при ведении межбанковских расчетов. Кроме того, возможно использование альтернативных способов сопровождения, например, казначейского.

При отсутствии авансирования возрастает необходимость в кредитах. 

Режиму бережливости будет соответствовать предоставление головным исполнителям и исполнителям возможности использования денежных средств с отдельного счета в целях оплаты процентов по кредитам, полученным по согласованию с государственным заказчиком для исполнения ГОЗ, при отсутствии (недостаточности) авансирования. 

Подобные предложения по внесению изменений в Закон о государственном оборонном заказе могут привести к обеспечению бережливости. 

Кроме того, режиму бережливости соответствует предложение об исключении требования обеспечения исполнения государственного контракта в виде банковской гарантии, если головной исполнитель включен в систему банковского сопровождения. 

Необходимо отметить, что в настоящее время большинство предложений по внесению изменений в Закон о государственном оборонном заказе касаются регулирования отдельных счетов и направлены на снижение издержек на их ведение. 

2017г., апрель  
"Новый оборонный заказ. Стратегии"