Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Газпромбанк»: содействие предприятиям ВПК в выполнении гособоронзаказа

«Основная задача АО «Газпромбанк» – содействие предприятиям ВПК в выполнении государственного оборонного заказа».

 

О банковском сопровождении  ГОЗ рассказывает первый вице-президент АО «Газпромбанк» Александр Николаевич Казначеев.

 


- Александр Николаевич, деятельность Газпромбанка традиционно ассоциируется с газовой промышленностью, ПАО «Газпром».  Но сегодня мы говорим с Вами о такой отрасли, как военно-промышленный комплекс. 

- Это логичная ассоциация, когда-то банк создавался для обслуживания организаций, работающих в газовой промышленности. Но за 26 лет активной работы клиентами банка стали предприятия всех ключевых отраслей российской экономики: химической, атомной, металлургической, машиностроительной, оборонной промышленности. Можно сказать, что на сегодняшний день нет такой отрасли, где бы мы не присутствовали.

- В сентябре 2015 года вступил в силу Федеральный закон №159-ФЗ, который внес существенные изменения в порядок реализации государственного оборонного заказа. Как мы знаем, Газпромбанк вошел в перечень уполномоченных банков по сопровождению ГОЗа, и активно развивает данное направление. Расскажите, пожалуйста, как удалось выстроить правильную систему работы в банке, и о каких результатах можно говорить?

- Сопровождение контрактов, связанных с государственным оборонным заказом, является одним из приоритетных направлений развития бизнеса для банка. Объем ГОЗа ежегодно  составляет более 2-2,5 трлн рублей, так что есть за что побороться!

Требования, предъявляемые к уполномоченным банкам, весьма высоки. Газпромбанк имеет статус уполномоченного банка и это еще одно подтверждение нашей надежности, ведь речь идет о контроле эффективного расходования и сохранности бюджетных средств, выделяемых для обеспечения  безопасности нашей страны.

Сегодня банк уверенно входит в тройку лидеров по объему сопровождаемых контрактов по ГОЗу. Как мы смогли этого добиться? В первую очередь, необходимо сказать, что банковское сопровождение не явилось для нас чем-то новым. Ведь впервые данный термин прозвучал в 2009 году, когда по поручению Президента механизм банковского сопровождения был применен для обеспечения контроля целевого расходования денежных средств ряда знаковых строек. Уже тогда банк активно включился в эту работу. Если говорить о ГОЗе, то банк принимал самое активное участие во внесении соответствующих поправок в 275-ФЗ. Для создания эффективной системы взаимодействия клиентами по ГОЗу нами существенным образом были скорректированы многие бизнес-процессы, разработаны соответствующие формы документов, создан специализированный информационный ресурс. Очень важной задачей, которую мы успешно решили, была модернизация IT-инфраструктуры, таким образом, чтобы в режиме онлайн получить со всей страны платежные документы клиентов, обеспечить их исполнение и подготовку отчетности для Минобороны РФ.

Человеческий ресурс также немаловажен. Одно из самых важных наших преимуществ – наличие профильного подразделения, которое занимается сопровождением контрактов по ГОЗ.  В данном подразделении работают специалисты, обладающие богатым опытом в самых разных областях, что позволяет всесторонне рассмотреть самые сложные случаи и принять правильное решение.

- Какие Вы видите основные задачи для Банка и не мешает ли такой дополнительный контроль исполнять ГОЗ?

При реализации наших основных обязанностей в рамках  исполнения 275-ФЗ мы ставим перед собой цель минимального воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятий ВПК и исключения дублирования контрольных функций уполномоченных государственных органов. Основная задача банка – содействие предприятиям ВПК в выполнении ими государственного оборонного заказа, обеспечение открытости, добросовестности и эффективности расходования денежных средств, выделяемых государством.

- Исполнение ГОЗ - это работа большой кооперации, в которую входят головной исполнитель, исполнители. Какие Вы можете выделить важные преимущества банковского сопровождения для членов кооперации?

Если говорить о преимуществах для государственного заказчика и головных исполнителей, то банковское сопровождение обеспечивает гарантию исполнения государственных контрактов, дает возможность оптимизации стоимости контрактов, а также своевременно позволяет принимать меры по пресечению нецелевого использования денежных средств.

Касательно преимуществ для исполнителей - новая система расчетов с использованием отдельных счетов существенным образом скорректировала финансовую модель многих предприятий, так как есть необходимость вести раздельный учет и соблюдать режим работы отдельного счета. Тем не менее, на сегодняшний день, пройдя переходный период, многие предприятия позитивно отзываются о внесенных изменениях, особенно финансовые службы и бухгалтерия, потому что это делает управленческий учет предприятия более прозрачным, эффективным и рациональным.

- С какими трудностями Вы столкнулись при работе с клиентами по ГОЗ и что удалось решить?

Безусловно, первоначально все эти изменения вызвали резонансную, бурную реакцию со стороны промышленности, однако, благодаря слаженным действиям Минобороны России, Банка России, уполномоченных банков, удалось в довольно сжатые сроки выстроить диалог с исполнителями ГОЗа, обеспечить их методологическую и практическую поддержку.

Представители Газпромбанка периодически проводят семинары для разъяснений положений закона клиентам, разбирают практические ситуации, постоянно разрабатывают и размещают актуальную информацию на сайте банка. С 1 июля подключен call-центр, который оказывает консультации по типовым вопросам и обеспечивает обратную связь с профильными подразделениями.  

- С какими основными клиентами и в каких регионах Вы работаете по данному направлению ?

- Несмотря на то, что в настоящий момент происходит укрупнение предприятий ОПК в интегрированные структуры и  перенос "центров принятия решений" в крупные города/административные центры, одним из ключевых требований к банкам/банковскому сектору остается наличие разветвленной региональной сети. Региональная сеть офисов Газпромбанка, расположенных от Калининграда до Южно-Сахалинска, позволяет предоставить полный спектр услуг для предприятий ОПК и их контрагентов на всей территории России. Кроме того,  уже сегодня мы видим необходимость расширения деятельности, путем создания региональных центров по банковскому сопровождению. Это обеспечит одно из самых главных конкурентных преимуществ – близость к клиенту и возможность оперативного решения возникающих вопросов.

- Какие Вы можете выделить преимущества Газпромбанка перед другими игроками - уполномоченными банками?

- Во-первых, Банк исторически имеет опыт работы с крупными корпоративными клиентами, что позволяет  находить такие пути решения, которые с одной стороны индивидуальны для клиента, а с другой стороны находятся в рамках закона. Как я уже говорил, для этого в данной области работает высокопрофессиональная команда, имеющая самый разнообразный опыт и компетенции.

Во-вторых, любому клиенту оборонной промышленности мы можем предложить свой индивидуальный набор банковских продуктов, включая начисление процентов на остатки на отдельных счетах, льготное кредитование участников ГОЗ.

- И в завершении нашей беседы, хотелось услышать - какие цели Газпромбанк ставит перед собой в работе с отраслью на ближайшую перспективу?

- В оборонно-промышленный комплекс банк активно вошел с 2008 года и занимает 3-е место  в обслуживании отрасли. Дорожной картой для нас стала Государственная программа вооружений 2011-2020. С 2013 года банк является одним из опорных для дочерних предприятий Минобороны. Основными целями для ГПБ  на ближайшие 3 года в ОПК мы считаем увеличение доли банка в обслуживании ГОЗ по 275-ФЗ при одновременном предоставлении финансирования для таких компаний как предприятия ГК «Роскосмос», ПАО «ОАК», АО «ОСК», предприятия, входящие в ГК «Ростех» и совершенствование сервисов банка, их адаптация к потребностям отрасли.

Кроме того, важно отметить, что с 01 января 2017 года положения Федерального закона №159-ФЗ распространятся и на иных государственных заказчиков ГОЗ. Среди них такие министерства и ведомства, как МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, СВР и другие. Уже сейчас мы активно заняты организацией  взаимодействия как с этими ведомствами, так и с их основными головными исполнителями. Ведь опыт нашей работы по банковскому сопровождению ГОЗ показал, что для успешного прохождения переходного периода, необходима масштабная предварительная подготовка -  как в части организации договорной кампании, так и проведения консультаций с головными исполнителями и исполнителями ГОЗ.