Х-59 Овод   Х-59МК2   Х-32   Х-50 (Х-СД)   Х-101/Х-102   АК-130   АК-176   А-190   2С7 Пион   М-46   Д-30   МТ-12 Рапира   Проект 21631 Буян-М   Проект 23550 Арктика   Проект 22350   Проект 22160   Орлан-10   Альтиус-М   Орион   БПДМ 15Ц56М “Тайфун-М”   БМД-4 / БМД-4М   Ми-28Н   Ми-26   Ка-52   Проект 12322 Зубр   С-400 Триумф   9К338 Игла-С   9К317М Бук-М3   МиГ-35   Су-57 (ПАК ФА)   МиГ-31   Су-35   ИС-МД / 14Ф11   ИС-МУ / 14Ф10   РС-28 Сармат   РС-12М1 Тополь-М   РС-24 Ярс   РС-12М Тополь   П-700 Гранит   3К-22 Циркон   П-1000 Вулкан   9К79-1 Точка-У   К-300 Бастион   Клавесин-2Р-ПМ   Проект 10831   Проект 955 Борей   Проект 636   Проект 885 Ясень   Проект 677 Лада   ПРС-1 / 53Т6   14Ц033 Нудоль   А-135   9К121М Вихрь-М   9К129 Корнет   Р-73 (РВВ-МД)   Р-77 (РВВ-СД)   Р-37 (РВВ-БД)   77Я6 Воронеж   55Ж6 Небо   Як-130   Бе-200   Ту-214Р   6П50 Корд   АН-94   Т-80БВ   Т-90   Т-14 Армата   АПР-2 Ястреб   53-65К   ВА-111 Шквал   Ан-124   Ил-76МД-90А   Ил-214 / МТА   Ил-112В   Ту-95МС   Ту-22М3   Ту-160   Су-34  

Дальний истребитель-перехватчик 

МиГ-31 создан в ОКБ Микояна и Гуревича в рамках работ по созданию перспективного многоцелевого самолета Е-155М работы над которым начались в 1965 г. В 1968 г. по новому самолету выданы рекомендации ЦАГИ. В 1972 г. сформулированы тактико-технические требования с упором на увеличение дальности полета и продолжительности барражирования перехватчика. Один из вариантов самолета предполагалось оснастить крылом с изменяемой геометрией. После постановки требований о возможности ведения полуавтономных действий по перехвату целей в условиях отсутствия сплошного поля РЛС, в 1972 г. разработан эскизный проект перехватчика Е-155МП по которому и начато проектирование самолета. 

Опытный прототип Е-155МП / МиГ-25МП (борт №831) изготовлен опытным производством ОКБ МиГ весной 1975 г. Первый полет новый самолет совершил на аэродроме ЛИИ в Раменском 16 сентября 1975 г. (летчики - А.В.Федотов и В.С.Зайцев). Второй экземпляр Е-155МП-831 с комплексом РЛС "Заслон" вышел на испытания в 1976 г. Два экземпляра самолета Е-155МП приняли участие в первом этапе ("этап "А") совместных Государственных испытаний.

Серийное производство МиГ-31 начато на Горьковском авиазаводе (Нижегородский завод "Сокол") в 1979 г. Постановлением Совета министров СССР от 6 мая 1981 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение.

МиГ-31 является первым отечественным самолетом четвертого поколения.  

 

МиГ-31 (http://www.testpilots.ru/)

В 1990-е годы начаты работы над новой модификацией самолета МиГ-31БМ (изделие "01БМ"). Самолет оснащен улучшенной системой управления вооружением с увеличенной дальностью обнаружения целей. 1 августа 2011 г. между нижегородским авиазаводом "Сокол" и Министерством обороны России заключен контракт на ремонт с модернизацией до уровня МиГ-31БМ (изделие 01БМ) 60 самолетов МиГ-31 (изделие 01). До 2020 г. ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ. 09 апреля 2015 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что планируется поставить в ВВС более 130 самолетов МиГ-31БМ.

Кроме ВВС России МиГ-31 состоит на вооружении ВВС Казахстана. Западное наименование самолета - Foxhound.

 

МиГ-31 в ВВС России

По состоянию на 2017 г. в ВВС и авиации ВМФ России около 250 самолетов МиГ-31, в т.ч. несколько десятков МиГ-31БМ.

Конструкция самолета

Конструкция самолета близка к самолету МиГ-25 - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Планер выполнен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150 град С (до 33% конструкции), зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана (16% конструкции) и нержавеющих сталей (50% конструкции). Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках. Заправка централизованная. Конструкция шасси предусматривает эксплуатацию с аэродромов II класса.

Двигательная установка

2 х ТРДДФ (двухконтурные ТРД с форсажной камерой) Д-30Ф-6. Двигатели разработаны Пермским моторостроительным КБ под руководством П.А.Соловьева.
Тяга двигателей:
- на максимале - 9270 кг
- на полном форсаже - 15510 кг

ТТХ самолета

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения)
Длина: 
- 22,688 м (с ПВД)
- 20,62 м (без ПВД)
Размах крыла - 13,464 м
Стреловидность по передней кромке - 41 град.
Размах стабилизатора - 8,74 м
Высота - 6,15 м
Площадь крыла - 61,6 кв.м
Масса максимальная:
- 46200 кг (с 2 х ПТБ, 45500 кг по др.данным)
- 41000 кг (с полной заправкой, без ПТБ)
- 46835 кг (МиГ-31БМ)
Масса нормальная - 36800 кг
Масса пустого - 20500 кг
Масса топлива - 16350 кг (19500 л)
Масса полезной нагрузки:
- до 5000 кг
- 3000 кг (МиГ-31БМ, штатная)

Скорость максимальная:
 - 1500 км/ч (у земли)
 - 3000 км/ч (2,83 М на высоте 17500 м)
 - 3000 км/ч (МиГ-31БМ)
Скорость крейсерская:
 - 2550 км/ч (2.35 М, на высоте, Е-155МП)
 - 2550 км/ч (2,35 М, на высоте)
 - 0,85 М (дозвуковая крейсерская)
Скорость посадочная - 280 км/ч
Скороподъемность - высота 20000 м за 7,9 мин

Дальность: 
 - 3300 км (перегоночная без ракет с ПТБ)
 - 2150-2500 км (без ПТБ)
 - 2300 км (МиГ-31БМ)
Радиус действия боевой:
 - 700 км (на крейсерской скорости 2,35 М без ПТБ, Е-155МП)
 - 1200 км (на крейсерской скорости <1 М без ПТБ, Е-155МП)
 - 720 км (на крейсерской скорости 2,35 М без ПТБ)
 - 1200 км (на крейсерской скорости 0,85 М без ПТБ)
 - 1400 км (на крейсерской скорости 0,85 М с ПТБ)
 - 2200 км (на крейсерской скорости 0,85 М с одной дозаправкой)
Потолок: 
 - до 30000 м (динамический)
 - 20600 м (практический)
 - 20000 м (практический, МиГ-31БМ)

Разбег - 400-450 м
Пробег - 650-700 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 G 

 

МиГ-31БМ (фото - Николай Енин, http://russianplanes.net/)


Вооружение

1 х 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М с боекомплектом 260 снарядов.

Ракетное вооружение размещается на 8 точках наружной подвески
Варианты:
Ракеты "воздух-воздух" большой дальности Р-33 и в перспективе Р-37 подвешиваются под фюзеляжем в полуутопленном положении на катапультных пусковых установках АКУ-410;
Ракеты "воздух-воздух" средней и малой дальности Р-40, Р-60, Р-73 и Р-77 подвешиваются на 4 узла подвески под крылом (ракеты типа Р-60 на двойном узле подвески АПУ-60-II). 

Радиолокационная станция "Заслон" самолета МиГ-31 (http://www.testpilots.ru/)

 

Оборудование

На самолетах МиГ-31БМ модернизированный вариант импульсно-доплеровской радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (ФАР) РП-31"Заслон" обладает следующими характеристиками:
Дальность обнаружения целей - 320 км
Дальность сопровождения целей - до 280 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 24 целей с одновременным обстрелом 6 целей 

Теплопеленгатор передней полусферы 8ТК / 8ТП на выдвижной турели (дальность обнаружения - до 50 км);

Комплекс средств радиоэлектронного противодействия.

Система управления самолетом - механическая с гидроусилителями;

Катапультные кресла К-36ДМ.

 

Модификации:

МиГ-25МП / Е-155МП  (изделие "83") - переходная  модель-прототип истребителя-перехватчика МиГ-31. Первый полет - 16 сентября 1975 г. Построено 2 самолета на ММЗ им.А.И.Микояна.

МиГ-31 (изделие "01") - серийные самолеты производства Горьковского авиазавода "Сокол". Первая установочная серия - самолеты с бортовыми №№011 и 012 выпущены летом 1977 г. Первый полет на самолете №011 совершен 13 июля 1977 г., на самолете №012 - 30 июня 1977 г. Крупносерийное производство началось в 1979 г.  В 1980 г.  первый серийный самолет поступил в части ПВО, официально принят на вооружение в декабре 1981 г.,  с 1984 г.  полностью сменил на конвейере МиГ-25.

МиГ-31М - модернизация МиГ-31, изменения в вооружении и оборудовании (новая РЛС), первый полет совершил в 1986 г. По состоянию на 1995 г. произведена небольшая серия для испытаний. Увеличены наплывы в корневой части крыла,  изменено  остекление кабины,  увеличены размеры гаргрота, увеличен угол наклона вниз носовой части.

МиГ-31Д (изделие "07") - носитель ракеты противоспутниковой системы ПС-1 аналогичной американской системе ASAT. Разработка велась в 1984-1987 г.г., первый полет - 1987 г. По модификации МиГ-31Д доработано два самолета - 07/1 (борт №071) и 07/2 (борт 072). Вместо РЛС установлен 200 кг весовой эквивалент, изменена система управления вооружением. Обтекатель РЛС металлический. Под фюзеляжем установлен центральный выдвижной пилон для подвески ракеты.


МиГ-31 / МиГ-31Д3 (изделие "01ДЗ") - стандартные серийные МиГ-31 оборудованные системой дозаправки в воздухе, начиная с 1990 г. все МиГ-31 выпускались именно в этом варианте (до начала выпуска МиГ-31Б). Кроме системы дозаправки других отличий от изделия "01" нет. Всего построено около 100 шт.

МиГ-31Б (изделие "01Б") - серийная модификация МиГ-31 с системой дозаправки топливом в полете от самолетов-заправщиков типа Ил-78 и Су-24Т. Выпускается серийно Нижегородским авиазаводом "Сокол" начиная с конца 1990 г. Принят на вооружение в 1991 г. Серийное производство завершено в 1994 г. Построено несколько десятков самолетов. МиГ-31Б официально принят на вооружение ВВС России 25 октября 1999 г. Возможности комплекса перехвата возросли в 1.3-2.5 раза по сравнению с базовым МиГ-31. Существенно модернизировано БРЭО систем вооружения, навигации и связи. 

 

МиГ-31БС (изделие "01БС") - модернизированные по стандарту МиГ-31Б ранее выпущенные серийные самолеты МиГ-31. Модернизация прошла на Нижегородском авиазаводе "Сокол" и на авиаремонтных заводах ВВС начиная с 1991 г. Самолеты не оборудованы штангами дозаправки.

МиГ-31БМ (изделие "01БМ") - многоцелевой истребитель, перехватчик. Самолет оснащен улучшенной системой управления вооружением с увеличенной дальностью обнаружения целей. По состоянию на 2006 г. испытания модернизированного варианта МиГ-31Б вступали в завершающую стадию. 1 августа 2011 г. между нижегородским авиазаводом "Сокол" и Министерством обороны России заключен контракт на ремонт с модернизацией до уровня МиГ-31БМ (изделие 01БМ) 60 самолетов МиГ-31 (изделие 01). До 2020 г. ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ (за счет модернизации МиГ-31Б). Всего планируется поставить более 130 самолетов.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры