Проект 955 Борей

Х-59 Овод   Х-59МК2   Х-32   Х-50 (Х-СД)   Х-101/Х-102   АК-130   АК-176   А-190   2С25 Спрут-СД   2С7 Пион   М-46   Д-30   МТ-12 Рапира   Проект 21631 Буян-М   Проект 23550 Арктика   Проект 22350   Проект 12322 Зубр   Проект 22160   С-70 Охотник-Б   Орлан-10   Альтиус-М   Орион   БМП-3   БПДМ 15Ц56М “Тайфун-М”   БМД-4 / БМД-4М   Ми-28Н   Ми-26   Ка-52   9К333 Верба   С-400 Триумф   9К338 Игла-С   9К317М Бук-М3   МиГ-35   Су-57 (ПАК ФА)   МиГ-31   Су-35   Янтарь-4К2М / 11Ф695М   ИС-МД / 14Ф11   ИС-МУ / 14Ф10   15П771 Авангард   РС-28 Сармат   РС-12М1 Тополь-М   РС-24 Ярс   РС-12М Тополь   РПК-6 Водопад   П-700 Гранит   3К-22 Циркон   П-1000 Вулкан   9К79-1 Точка-У   К-300 Бастион   Клавесин-2Р-ПМ   Проект 10831   Проект 955 Борей   Проект 636   Проект 885 Ясень   Проект 677 Лада   А-235   ПРС-1 / 53Т6   14Ц033 Нудоль   А-135   9К121М Вихрь-М   9К129 Корнет   Р-73 (РВВ-МД)   Р-77 (РВВ-СД)   Р-37 (РВВ-БД)   77Я6 Воронеж   55Ж6 Небо   А-100   Як-130   Бе-200   Ту-214Р   6П50 Корд   АН-94   Т-80БВ   Т-90   Т-14 Армата   АПР-2 Ястреб   53-65К   ВА-111 Шквал   Ан-124   Ил-76МД-90А   Ил-214 / МТА   Ил-112В   Ту-95МС   Ту-22М3   Ту-160   Су-34  

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами 

проект 955 "Борей"  разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев и с 2011 г. - С.О.Суханов. Исследования облика атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. В ноябре 1985 г. начата проработка проектов 955 "Борей-1" с ракетным комплексом Д-31 и проекта 935 "Борей-2" с ракетным комплексом Д-35.  По Постановлению Совета министров СССР от 31 октября 1989 г. начата разработка ракетной подводной лодки проекта 955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" вместо комплекса Д-31. Планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато техническое проектирование проекта 955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. 

Головная ПЛАРБ проекта 955 с ракетным комплексом "Барк" заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудностями с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. После отказа ВМФ от ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс "Булава". Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. проект 955 был перепроектирован по проекту 09551 с использование задела корпусов недостроенных лодок пр.971 и под новый ракетный комплекс "Булава". В 1999 г. головную лодку проекта 09551 лодку планировали сдать Флоту в 2001-2002 г.г.

Формирование прочного корпуса головной лодки проекта завершено на ПО "Севмаш" в 2005 г. Первый корпус - К-535 "Юрий Долгорукий" - выведен из цеха 15.04.2007 г. и спущен на воду из плавдока 12.02.2008 г. Ходовые испытания ПЛАРБ начаты 19 июня 2009 г. в Северодвинске. Лодка принята в состав Флота 29 декабря 2012 г. 

В строительстве серия из 8 атомных ракетных подводных лодок проекта 955 "Борей". Первые три подводные лодки построены по проекту 09551 "Борей". Остальные пять лодок строятся по проекту 09552 "Борей-А" и отличаются неиспользованием задела других подводных лодок, а так же некоторыми конструктивными усовершенствованиями. 21.05.2018 г. объявлено о планах постройки дополнительно шести ПЛАРБ проекта "Борей-А" в рамках программы строительства вооруженных сил на 2023-2027 годы.

Подводная лодка проекта 955 "Борей" К-535 "Юрий Долгорукий" 
(http://www.ckb-rubin.ru)

 

Проект 955 в ВМФ России

Головная подводная лодка К-535 "Юрий Долгорукий" с 2013 г. несет службу на Северном флоте несет опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Вторая и третья лодки проекта - К-550 "Александр Невский" и К-551
"Владимир Мономах" с 2015 и 2016 годов соответственно несут службу на Тихом океане. 

Конструкция подводной лодки

Конструкция лодки классическая двухкорпусная. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование подводной лодки установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания (на лодках проекта 09551). Корпус лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием. 

Двигательная установка

На лодках проекта установлена ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах типа ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт. На ПЛАРБ проекта 955А может быть установлена усовершенствованная энергетическая установка. 

- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью по 410 л.с. Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части подводной лодки.

ТТХ подводной лодки

Экипаж - 107 чел (в т.ч. 55 офицеров)

Длина - 160 м
Ширина - 13.6 м
Осадка - 9.7 м

Водоизмещение надводное - 14800 т
Водоизмещение подводное - 24000 т

Скорость надводного хода - 15 уз
Скорость подводного хода - 29 уз
Дальность плавания - неограниченная
Глубина погружения предельная - 480 м
Глубина погружения рабочая - 400 м
Автономность - 90 сут

 

 

ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" проекта 955 в Гаджиево, Сеферный флот, 2013 г. (http://mil.ru)


Вооружение

Ракетный комплекс Д-30 / 3К-30 с 16 баллистическими ракетами 3М-30 "Булава" разработки Московского Института Теплотехники;

8 х 533-мм носовых торпедных аппаратов с системой управления "Гринда" (на ПЛА пр.09552 возможно уменьшение количества торпедных аппаратов); 
Боезапас - 40 мин, торпед (типов УГСТ, УСЭТ-80 и др.), противолодочные ракеты "Водопад"; 

6 х 533-мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых устройства"Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия;

Зенитные комплексы - 3 х переносных зенитных ракетных комплексов типа "Игла-1М".

Первый выход в море ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" проекта 955 , 2009 г. (http://www.sevmash.ru/)

 

Оборудование

 БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Округ" разработки концерна "Моринформсистема "Агат"
Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-600Б "Иртыш-Амфора-Б" ("Иртыш-Амфора-Борей") нового поколения разработки ЦНИИ "Морфизприбор"
Дальность обнаружения целей ГАК - более 200 км
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - не менее 30
РЛС типа "Радиан-У" с антенным постом МРКП-59
Цифровой комплекс средств радиосвязи
Навигационный инерциальный комплекс типа "Симфония-У" (или аналогичный) с гирокорректором "Скандий" и БЦВМ
Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА "Булат-Б" / Булат-Борей"
Унифицированный перископный комплекс.

Модификации:

Проект 955 "Борей-1" - проект ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 ракетами Р-31УТТХ, начало проектирования - середина 1980-х годов.

Проект 955 "Борей" - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ Р-39УТТХ "Барк", начало проектирования - конец 1980-х годов , разработка прекращена в 1998 г.г. Первая заложенная лодка - К-535 "Юрий Долгорукий" (заводской №201) - достраивалась по проекту 09551.

Проект 955 / 09551 "Борей" - ПЛАРБ "Борей" с использованием конструкционного задела подводных лодок проекта 971, заложено три лодки. Головная - К-535 "Юрий Долгорукий" (заводской №201). Начало перепроектирования - сентябрь 1998 г., планируемое окончание проектирования - первая половина 1999 г.  Ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ Р-30 "Булава".

Проект 955А / 09552 "Борей-А" - усовершенствованные ПЛАРБ с измененной конструкцией. Головная лодка проекта "Князь Владимир" заложена на ПО "Севмаш" в 2012 г. Сдача лодок проекта Флоту должна завершиться до 2022 года.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры