Авиационная противолодочная торпеда 

АПР-2 "Ястреб" с реактивным твердотопливным двигателем разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе реактивной торпеды АПР-1. Главный конструктор торпеды - М.Лисичко.

Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г.

В 1976 году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение противолодочной авиации СССР, а позже - России. 

Торпеда АПР-2 предназначена для применения по подводным лодкам с самолетов и вертолетов противолодочной авиации, как базовым так и корабельного базирования. За счет системы управления в торпеде реализован режим поиска подводной цели с дальнейшим захватом и самонаведением.

Торпеда АПР-2 (http://quick-spinch.livejournal.com/)

 

Носители торпед АПР-2 в ВМФ России

По состоянию на 2010-е годы торпеда используется ВМФ России в составе вооружения самолетов и вертолетов морской авиации:

- самолеты Ил-38, Ту-142М;
- противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ;

Конструкция торпеды

Торпеда имеет классическую для авиационных торпед конструкцию с тормозной системой, обеспечивающей снижение скорости и определенный угол входа в воду при приводнении. Отсеки торпеды расположены последовательно.

На торпеде установлен твердотопливный ракетный двигатель. 

ТТХ торпеды АПР-2

Калибр - 350 мм
Длина - 3700 мм

Масса стартовая - 575 кг
Масса взрывчатого вещества - 80 кг

Дальность хода - 1500-2000 м
Скорость хода:
- поиск цели - 43 узла
- максимальная - 62 узла
Глубина хода - 15 - 600 м

Вероятность поражения ПЛ на глубине 500 м при захвате цели ГСН - 70-85 %
Высота сброса с носителя - 300-2000 м
Скорость носителя при применении - до 800 км/ч
Время выполнения задачи - 1-2 мин
Время самоликвидации - 15-20 мин

Устройство торпеды АПР-2:
головной обтекатель (1), приборный отсек с приборами системы наведения и управления (2, 4), боевая часть (3), двигатель (5), рулевой отсек (6) и тормозная система (7)

 


Боевое оснащение

Боевое зарядное отделение с обычной фугасной боевой частью с неконтактным акустическим взрывателем. 
Масса взрывчатого вещества - 80 кг

Ил-38 и торпеда АПР-2 "Ястреб" (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

 

Система управления и наведение

На торпеде используется инерциальная система управления с акустической системой самонаведения (ССН) разработки ГНПП "Регион".
Гидроакустическая система самонаведения (ССН) с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Примененные технические решения позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе. 

Принцип наведения торпеды: - после приводнения под углом 17 град ракета планирует погружаясь с циркуляцией, без включения двигателя (максимум до глубины в 150 м). В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума торпеды в пассивном режиме. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум - ходовая помеха - и ССН "глохнет"; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.

Радиус реагирования ССН в активном режиме:
- по подводным лодкам - 1500 м
- по надводным кораблям - 1000 м

 

Модификации:

АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М" - базовая модель авиационной торпеды;

АПР-2Е "Ястреб-Э" - экспортная модификация, выпущена в 1984 г. Поставлялась на экспорт.

 

"Новый оборонный заказ. Стратегии" 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры