Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда 

ВА-111 "Шквал" разработана ГНПП "Регион" Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г.  "О разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с". Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды - М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).

Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 "Шквал" с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне - ГНПП "Регион") был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР. 

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал"
(http://ru.wikipedia.org/)

 

Прямоидущая реактивная торпеда "Шквал" выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно. 

Носители торпедного комплекса ВА-111 "Шквал" в ВМФ России

Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок. 

Конструкция торпеды

Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. 

ТТХ торпеды ВА-111 "Шквал"

Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса стартовая - 2700 кг
Масса боевой части - 210 кг

Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная)
Скорость хода - до 200 узлов
Глубина хода - 6 м
Глубина пуска - до 30 м
Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 "Шквал"
(http://ru.wikipedia.org/)

 


Боевое оснащение

Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. 
Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 "Шквал"
(http://ru.wikipedia.org/)

 

 

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.

 

Модификации:

М-4 - опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

М-5 - окончательный вариант реактивной торпеды.

ВА-111 "Шквал" - базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

ВА-111Э "Шквал-Э" - экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры