Экономическое стимулирование снижения цен в сфере государственного оборонного заказа

 

Вопрос ценообразования в оборонно-промышленном секторе волнует власти уже не первый год.

Причем решение вопроса о том, сколько же в действительности должна стоить та или иная военная продукция и как снизить цену на нее с использованием экономических методов стимулирования, так и остается открытым.

Текст: 

Игорь Васильевич Башлаков-Николаев, начальник Юридического управления ФАС России, к.э.н., магистр права 
Михаил Анатольевич Кирпичев, заместитель начальника Юридического управления ФАС России, к.э.н.

ФАС_И.В. Башлаков-Николаев

ФАС_Кирпичев Михаил Анатольевич

Напомним, еще три года назад Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил вице-премьеру Д.О. Рогозину совместно с экономическим блоком Правительства Российской Федерации завершить работу над формированием общих принципов ценообразования при гособоронзаказе. «Общие принципы ценообразования надо определить», – говорил в ноябре 2012 года Владимир Путин. «Разговоров на этот счет много, проблем много, вы сами этого уже хлебнули как следует, но до сих пор у нас единых принципов нет, – замечал он. – Доведите до конца вместе с экономическим блоком правительства; это нужно завершить».

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) предусматривает формирование цен при проведении конкурентных процедур отбора головных исполнителей и исполнителей ГОЗ, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками (неконкурентная процедура).

При конкурентных процедурах снижение издержек обеспечивается за счет правильного формирования начальной максимальной цены, равного и полного доступа всех потенциальных поставщиков к отбору (введение реестра потенциальных поставщиков, включение в список участников закрытых торгов всех потенциальных поставщиков и др.), а также за счет недопущения устранения конкуренции при проведении их отбора.

При отсутствии конкуренции цены в ГОЗ формируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время основными актами, регламентирующими вопросы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, являются постановления Правительства Российской Федерации:

  • №1119 от 05.12.2013  «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;
  • №407 от 28.04.2015 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу»;
  • №29 от 25.01.2008 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта с единственным поставщиком размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию, устанавливается в процентах от плановых затрат организации на поставку продукции по государственному контракту.

Головные исполнители (исполнители) государственного оборонного заказа, в определении Федерального закона № 135-ФЗ от 06.07.2006 «О защите конкуренции», являются хозяйствующими субъектами и в первую очередь заинтересованы в извлечении максимальной прибыли. Вместе с тем, принцип прямой зависимости размера рентабельности (прибыли) (20% на собственное производство и 1% на покупные изделия) от затрат на поставку продукции не может стимулировать головных исполнителей (исполнителей) к снижению издержек как при заключении, так и при исполнении государственных контрактов, поскольку любое снижение затрат повлечет за собой пропорциональное снижение их прибыли.

Таким образом, существующий порядок ценообразования в сфере ГОЗ стимулирует головных исполнителей и исполнителей повышать издержки. Даже при наличии возможности снизить затраты и исполнить контракт на более выгодных для заказчика условиях головные исполнители не будут заинтересованы в реализации такой возможности.

Если для этапа формирования цены контракта с головным исполнителем, исполнителем ГОЗ, являющимся единственным поставщиком, порядок установления цены строго детерминирован, то на этапе исполнения контракта у головного исполнителя (исполнителя) могут появиться условия для экономии, которые при правильном регулировании возможно превратить в экономические стимулы к снижению издержек и к снижению цен в сфере ГОЗ.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Пунктом 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №407от 28.04.2015 (далее – Постановление), установлено, что в случае осуществления закупок продукции, связанной с серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, ракетно-космической техники (в том числе для объектов космической инфраструктуры), а также их сервисным обслуживанием, ремонтом или утилизацией комплектующих изделий и материалов, вещевого и военного имущества (далее – Продукция), за исключением Продукции, к которой государственными заказчиками не установлены обязательные для применения и исполнения требования (метода предельного уровня цены, затратного метода, аналогового метода), при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта с единственным поставщиком, размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию:

  • не может превышать 1% плановых затрат организации, представляющей предложение о цене, на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20% остальных плановых затрат указанной организации на поставку продукции по государственному контракту;
  • не может быть менее 5% плановых затрат организации, представляющей предложение о цене, на поставку продукции по государственному контракту, в состав которых не включаются плановые затраты указанной организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта.
Цена контракта рассчитывается следующим образом:

Цк = (Зпки + Зпки × Рппки) + (Зо + Зо × Рпо)

где Цк (руб.) – цена контракта на закупку товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу; Зпки (руб.) – затраты организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей, участвующих в выполнении государственного контракта; Зо (руб.) – остальные затраты организации на поставку продукции по государственному контракту; Рппки, Рпо (%) – установленные в соответствии с Положением размеры рентабельности (прибыли), учитываемые в цене на продукцию.

Согласно п. 36 Положения, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывает и, по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам, Федеральным космическим агентством и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», утверждает методические рекомендации по определению размеров рентабельности (прибыли) при расчете цен на Продукцию, с учетом, в том числе:

а) отраслевой специфики экономической деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

б) участия организаций в инвестиционных проектах по федеральным целевым (государственным) программам и (или) реализации планов по технологическому развитию за счет собственных средств;

в) соотношения объемов работ при производстве и реализации продукции, выполняемых головным исполнителем и соисполнителями (включая особенности определения прибыли, связанные со спецификой экономической деятельности интегрированных структур);

г) особенностей определения прибыли организаций на этапах разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции;

д) материального стимулирования деятельности организаций по достижению повышенных тактико-технических характеристик продукции и (или) снижению затрат на ее производство (включая снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, расходов на приобретение сырья и материалов, комплектующих изделий).

Независимо от влияния тех или иных факторов, перечисленных в п. 36 Положения, результат расчета определения размеров рентабельности (прибыли) при расчете цены конкретной продукции будет выражен фиксированной величиной (например, 10%).

Данное утверждение в равной степени относится и к затратам организации на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), и к остальным затратам организации на поставку продукции по государственному контракту, только в рублях.

Упрощенно формула расчета цены контракта выглядит следующим образом:

Цк = З + З × Руп (const)

где Цк (руб.) – цена контракта на закупку товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу; З (руб.) – все затраты организации на поставку продукции по государственному контракту; Руп (%) – фиксированный, усредненный размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию;

Цк = З + Ра

где Ра = З × Руп (const) (руб.) – абсолютный размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Положения Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное космическое агентство и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» разрабатывают и утверждают по согласованию с государственным заказчиком соответствующей продукции и Федеральной службой по тарифам методические рекомендации по расчету цен на Продукцию при заключении государственных контрактов, учитывающие особенности производства отдельных видов продукции и стимулирующие головных исполнителей (исполнителей) к снижению затрат при производстве и реализации этой продукции.

Расчет абсолютной величины размера рентабельности (прибыли) в рублях будет следующим:

Ра = Цк – З;   Цк – Э = (З – Э) + Ра

где Э (руб.) – экономия.

Очевидно, что снижение затрат (экономия) приведет к снижению цен на Продукцию.

Головные исполнители (исполнители) государственного оборонного заказа, как и любые предприниматели, в первую очередь заинтересованы в извлечении максимальной прибыли. В рыночной экономике снижение затрат (экономия) при неизменной цене на продукцию ведет к увеличению прибыли предпринимателя.

Ра + Э = Цк – (З – Э)

Однако заложенный принцип определения фиксированных размеров рентабельности (прибыли) при расчете цен на Продукцию в совокупности с перспективой снижения затрат не может стимулировать головных исполнителей (исполнителей) к снижению стоимости конечных цен на Продукцию, как при заключении, так и при исполнении государственных контрактов, поскольку любое снижение затрат повлечет за собой пропорциональное снижение их прибыли по формуле:

Ра – Э × Руп = (З – Э) × Руп

Следовательно, принципы ценообразования на Продукцию, заложенные в Положении, входят в конфликт с интересами головных исполнителей (исполнителей), которые даже при наличии возможности исполнить контракт на более выгодных условиях для заказчика не будут заинтересованы в ее реализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что единственным эффективным способом достижения экономного расходования бюджетных ассигнований на выполнение заданий государственного оборонного заказа путем снижения стоимости Продукции без ущерба для ее качества, объемов и своевременности поставки, является метод экономического стимулирования головных исполнителей (исполнителей) на этапе исполнения государственных контрактов, который можно назвать методом прогрессирующего размера рентабельности (прибыли).

Так, при снижении головными исполнителями (исполнителями) затрат при производстве и реализации Продукции, часть достигнутой экономии должна быть отнесена на увеличение размера рентабельности (прибыли), учитываемой в цене на Продукцию. 

При справедливом (в равных долях) распределении экономии затрат упрощенно уравнение будет выглядеть так:

З – Э = (Цк – 0,5Э) – (Р + 0,5Э)

На графиках (рис. 1, а и б) показаны соотношения цены контракта, затрат и рентабельности (параметры контракта) для трех вариантов (1, 2 и 3), где:
1
– параметры контракта, рассчитанные в соответствии с действующими нормативными правовыми нормативными актами в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
2 и 3 – изменение параметров контракта в динамике, в случае применения метода прогрессирующего размера рентабельности (прибыли).

ФАС_grafik-1

ФАС_grafik-2

Рис. 1. Соотношения цены контракта, затрат и рентабельности для вариантов 1, 2  и 3: а – линейная зависимость; б – диаграммы значений

Выводы напрашиваются сами собой.

Вместе с тем, в случае применения метода прогрессирующего размера рентабельности (прибыли) должен быть решен вопрос о том, сколько прибыли оставлять головному исполнителю, и сколько передавать (возвращать) заказчику. Ведь если все 100% экономии будут доставаться головному исполнителю, то заинтересованность государства в такой системе стимулирования теряется. Кроме того, сам головной исполнитель выигрывает только от того, что раньше он скрывал свою реальную прибыль, а теперь смог бы ее легализовать. Ведь и раньше, и сейчас ему достается 100% экономии. Однако в легализации прибыли также содержится побудительный момент к экономии.

Все же о надлежащем стимулировании можно говорить, если положительные результаты от экономии возникнут и у головного исполнителя, и у заказчика. Например, в случае если 50% (или иное, близкое к этому значению) экономии будут отнесены на увеличение размера прибыли, учитываемой в цене на военную продукцию, и в качестве бонуса достанутся головному исполнителю (исполнителю), а другая часть будет возвращена заказчику.

Кроме того, чтобы данный метод заработал, головные исполнители (исполнители) должны быть уверены, что в течение длительного времени порядок ценообразования не изменится, т.е. производителям военной продукции не снизят расценки.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры