Ответственность за нарушение условий контракта по гособоронзаказу

Об административной ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. 

 

 

 


ФАС_И.В. Башлаков-НиколаевИгорь Васильевич Башлаков-Николаев, 
начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, старший научный сотрудник ИГП РАН, к.э.н., магистр права

 

 

 


Статьей 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая введена Федеральным законом от 02 февраля 2013 г. №326-ФЗ, установлена административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя или исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Частью 2 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.32.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Частью 2.1. ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Часть 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ введена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №159-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в ч. 1, 2, или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст. 14.55 КоАП РФ понятие «грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу» устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02 июня 2014 г. №504 «Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу» установлено, что с 1 июля 2014 г. под грубым нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенным должностным лицом головного исполнителя, должностным лицом государственного заказчика, понимается:

  • повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб Российской Федерации на сумму не менее 5% (но не менее 5 000 000 рублей) цены государственного контракта;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу.

 

Состав субъектов административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.55 КоАП РФ

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, являются должностные лица головных исполнителей и исполнителей, ч. 2 – должностные лица государственного заказчика, ч. 2.1 – головного исполнителя.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.55, являются должностные лица головных исполнителей и государственных заказчиков.

Напомним, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Что касается ст. 14.55, в соответствии с предложенным вторым примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.55 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с практикой Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в 2016 г. к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ привлекались следующие категории должностных лиц головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа[1]:

  • единоличный исполнительный орган (генеральный директор, руководитель организации) – 38,66%;
  • заместитель единоличного исполнительного органа –24%;
  • иные лица – 37,33%.

Среди иных лиц выделяются следующие категории должностных лиц: главные конструкторы, руководители проектов, руководители структурных подразделений, в том числе научных и производственных.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.55 КоАП РФ, являются общественные отношения по созданию, обращению и утилизации оборонной продукции. Эти отношения охватывают полный цикл от производства до утилизации, переработки оборонной продукции.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.55 КоАП РФ, составляют нарушения условий государственного контракта и условий контракта.

Субъективная сторона административного правонарушения по ст. 14.49 КоАП РФ характеризуется умыслом либо неосторожностью.

Давность привлечения к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ (чч. 1, 2, 2.1) в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

 

Кто привлекает к административной ответственности за нарушение требований к оборонной продукции по статье 14.55 КоАП РФ

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.45 КоАП РФ, рассматриваются судьями и должностными лицами контролирующего органа.

Суд

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ, предусматривающей в качестве санкции дисквалификацию.

Контролирующий орган

В соответствии со ст. 23.82 КоАП РФ ФАС России как Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.82 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контролирующего органа вправе:

  • руководитель ФАС России, его заместители;
  • руководители структурных подразделений Центрального аппарата ФАС России, их заместители;
  • руководители территориальных органов ФАС России, их заместители.

 

Кто возбуждает дела об административных правонарушениях по ст. 14.55 КоАП РФ

В соответствии с п. 94 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченные должностные лица ФАС России и территориальных антимонопольных органов возбуждают дела по всем частям ст. 14.55 КоАП РФ.

Протоколы, составленные по ч. 1, 2, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ направляются для рассмотрения должностным лицам антимонопольного органа.

Протоколы, составленные по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ, направляются для рассмотрения в суд.

В перечень должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях на бланке ФАС России, в соответствии с Приказом ФАС России от 29 июля 2015 г. №667/15, включены:

  • начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • ведущие консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
  • главные государственные инспекторы структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.

Кроме того, дела об административных правонарушениях по ст. 14.55 КоАП РФ могут возбуждаться прокурорами в соответствии с ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ. Прокуроры направляют постановления о возбуждении дела о нарушении ч. 1, 2, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ в антимонопольные органы, а по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ – в суд.


[1] По состоянию на 1 августа 2016 г.


АНОНС

Конференция «Гособоронзаказ-2018. Ценообразование, финансовый мониторинг, госконтроль»

Санкт-Петербург,  11 декабря 2017г.

Мероприятие пройдет в формате разъяснительных докладов ведущих специалистов Министерства обороны РФ, Федерального казначейства, ПАО Сбербанк, Генеральной прокуратуры РФ, ФАС РФ  и ответов спикеров на вопросы участников конференции.  

2017_декабрь_11_конференция_ГОЗ

По вопросам регистрации и бронирования гостиницы обращайтесь:

ООО "Дифанс Медиа", редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии"  
Офис: 8 (812) 309 27 24, +7 (921) 550-01-64  
e-mail:  avg@dfnc.ru
Марина Бакленева   +7 911 940 74 82,  dfnc7@mail.ru 

Стоимость участия:  
29 000 р. - один участник от компании
25 000 р. - более одного участника от компании

Отправить заявку на участие

Скачать программу

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры