Правовые средства контроля в сфере государственных закупок на примере реестра недобросовестных поставщиков

Автор:  Р.М. Шихалиев , начальник отдела судебной работы Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России.  

Рассмотрим правовые средства контроля в сфере государственных закупок, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на примере реестра недобросовестных поставщиков.

 

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Правительство Российской Федерации определило Федеральную антимонопольную службу.

Также, полномочия Федеральной антимонопольной службы по ведению реестра недобросовестных поставщиков определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (пункт 5.3.4.) и в  Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (пункт 4).

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Кроме того, согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет заказчика, в случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт.

Однако, частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Аналогичные положения содержатся в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее — Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков).

Таким образом, из анализа указанной нормы Закона о контрактной системе и положений Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков следует, что для надлежащего исполнения заказчиком требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе (а именно, для направления в контрольный орган в сфере закупок информации, предусмотренной пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта) необходимо соблюдение условия о заключении заказчиком контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер.

В части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником.

Следовательно, для заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, необходимо согласие этого участника закупки на заключение контракта с заказчиком.

Из вышеизложенного следует, что положениями Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков не установлен алгоритм действий заказчика по направлению в контрольный орган в сфере закупок информации, предусмотренной пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, когда победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, и контракт не заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер.

         Отсутствие вышеуказанного алгоритма в положениях Закона о контрактной системе и Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков на практике приводит к ситуации, в которой закупка будет признана несостоявшейся и заказчик будет вынужден проводить повторную закупку, а победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя), уклонившийся от заключения контракта, не будет привлечен к ответственности за уклонение от заключения контракта в виде включения информации о данном победителе в реестр недобросовестных поставщиков (поскольку заказчик не направит информацию об отказе победителя определения поставщика от заключения контракта), а лишь потеряет денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки.

         Кроме того, недобросовестные участники закупок могут злоупотреблять данным пробелом в законодательстве о контрактной системе, не давая заказчику реализовывать цели, определенные статьей 13 Закона о контрактной системе.

Такими целями, в соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе являются обеспечение федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

  1. достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
  2. исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
  3. выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

На сегодняшний день уже сформировалась положительная судебная практика по данному вопросу (дело № А40-123037/2014), когда заказчики направляют информацию об отказе победителя определения поставщика от заключения контракта и при этом контракт не заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер), а контролирующий орган включает сведения о таком победителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Представляется целесообразным внести изменения в Закон о контрактной системе и Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в целях устранения данного пробела в законодательстве о контрактной системе, дополнив их положениями о необходимости направления заказчиком сведений в отношении победителя определения поставщика, который уклонился от заключения контракта, когда контракт с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй не заключен.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры

Подпишитесь на анонсы конференций 
для исполнителей гособоронзаказа.
Мы сообщим вам о мероприятии заранее!