«…Вернуть отечественным компаниям российский рынок!»

О ключевых задачах и планах, актуальных сегодня для предприятий ОПК, в эксклюзивном интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказал Олег Иванович Бочкарев, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

 

Почему было принято решение об актуализации программы ГПВ 2011–2020 со сроками 2018–2027?

– Государственная программа вооружений утверждается на 10 лет, каждые пять лет проводится актуализация. В этот раз актуализация была сдвинута на два года, вместо 2016 года на 2018-й. Это связано в большей степени с общей экономической ситуацией и событиями 2014 года. Нужно было более глубоко оценить обстановку. Сейчас все планирование осуществляется в стандартном режиме, новая десятилетняя программа принята.

– Недавно Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465 было утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Этот документ вводит принципиально новую мотивационную модель ценообразования на продукцию ОПК. Каковы прогнозы и ожидания от применения этой модели, какие цели преследовали законодатели?

– Мотивационная модель ценообразования разработана для того, чтобы дать предприятиям возможность работать более эффективно. В старой модели применялся затратный инструмент формирования цены контракта с фиксированным размером прибыли, и часто при сравнении плановой калькуляции с фактическими расходами цифры не совпадали. В результате, если происходил перерасход, исполнителей ругали за то, что они неэффективно работают, а в случае экономии спрашивали, почему они потратили меньше. В последнем случае могли поставить под сомнение плановую калькуляцию, подозревая предприятие в фальсификации. Это ситуация шла вразрез с экономической логикой.

По инициативе Коллегии ВПК, к которой присоединилась ФАС РФ, был сделан доклад президенту, и он одобрил необходимость создания новой модели. Важно отметить, что впервые в подготовке законодательного акта, помимо федеральных органов исполнительной власти, активное участие принимала промышленность, практически все крупные корпорации и холдинги, такие как ОСК, ОАК, «Уралвагонзавод», «Алмаз-Антей». Работала комиссия и рабочая группа под руководством ФАС РФ. В процессе согласования было устранено около четырехсот разногласий. Документ готовился три года, была проделана огромная совместная работа.

Суть новой модели состоит в том, что на старте мы считаем цену по затратам и фиксируем ее на пять лет. Если в процессе исполнения контракта достигается экономия, при этом накладные расходы не раздуваются, предприятие работает эффективно, использует методики бережливого производства, увеличивает производительность труда, то все, что удалось сэкономить, остается на предприятии.

– Что можно будет считать хорошим результатом от практического применения этой модели?

– Снижение себестоимости продукции. Я считаю, что на некоторых предприятиях сразу можно будет снизить себестоимость на величину от 15 до 30%. Как использовать сэкономленные средства, которые будут аккумулироваться на предприятии, решает само предприятие, совет директоров, те органы управления, которые определяют политику развития.

Ожидаем в первую очередь технологического развития и модернизации производства. Второе – это решение социальных вопросов, мотивация персонала, строительство жилья. И третий пункт – это направление расходов на самостоятельное финансирование НИОКР в разработке новой продукции.

Говоря о модернизации производств, хочу подчеркнуть, что это первоочередная задача на сегодня. В государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса» зафиксирован переход на новую модель инвестиций в капитал. Теперь бюджетными деньгами будут финансировать только стратегические отрасли, они определены отдельными документами. Все остальное – это заемные средства на развитие, государство будет компенсировать только процентную ставку по коммерческим кредитам.

В социальном сегменте важно решать вопросы с формированием еще более достойной заработной платы и премированием сотрудников за достигнутые результаты, причем не только менеджеров, но и рабочих. Кроме того, очень актуальна задача обеспечения жильем, и как один из путей ее решения можно рассматривать компенсацию части затрат по ипотеке для сотрудников предприятия.

НИОКР – это в первую очередь решение задачи выстраивания диверсифицированного производства. Для того чтобы производить новую продукцию, надо разрабатывать новые изделия. Какую-то часть расходов компенсирует государство через специализированные фонды («ВЭБ Инновации», ФРП, РЭЦ, «Корпорация МСП», Фонд содействия инновационному развитию), также есть много корпоративных и холдинговых программ. Но теперь у предприятий появилась возможность финансировать НИОКР и за счет собственной прибыли, увеличенной вследствие снижения себестоимости продукции, а значит, можно сделать больше и двигаться вперед быстрее и эффективнее.

Современная модель ценообразования в целом дает возможность более рачительно вести хозяйство во всех направлениях, получать свободные средства и рационально их использовать. Куда в первую очередь направить прибыль – в НИОКР, на модернизацию, на социальную политику? Это внутреннее решение акционерного общества.

Можно ли говорить о том, что усилия законодателя в последние несколько лет были больше направлены на интересны заказчика, но теперь, с утверждением мотивационной модели ценообразования, стали больше учитывать и интересы исполнителя?

– Нельзя так говорить. Государственный оборонный заказ – это уникальный заказ. Его все хотят получить, выстраиваются в очередь. Задачи государства всегда состояли в том, чтобы учитывать интересы и заказчика, и исполнителя, и максимально рационально использовать бюджетные средства. В последнее время государство столкнулось с высокими темпами удорожания стоимости продукции по ГОЗ, а средства на оборонку, как и на другие статьи расходов, выделяются исходя из определенного процента от валового национального продукта. Поэтому задача государства – эффективно расходовать бюджетные средства.

– То есть больше контролировать?

– Контроль был всегда. Просто раньше существовала система, где контроль был сопряжен с угрозой наказания. Сейчас заработал принципиально иной, мотивационный подход в законодательстве.

Когда промышленности ожидать новый документ, регламентирующий перечень состава затрат на продукцию по ГОЗ вместо Приказа №2001?

– Мы ждем этот документ от Минпромторга. Вероятнее всего, к июню он уже будет. Хотя, строго говоря, в существующей редакции он и сегодня, на мой взгляд, вполне достаточен. В нем есть перечисление статей калькуляции, принципиально вряд ли можно там что-то поменять. Там указаны все статьи затрат.

– Какие вопросы и проблемы, с вашей точки зрения, актуальны сегодня и требуют совместного обсуждения между заказчиками, исполнителями и федеральными органами исполнительной власти в сфере ОПК?

– Первое – это проблема закредитованности. Сейчас у предприятий львиная доля заработанных средств уходит на оплату процентов по кредитам, порядка 60–80% от прибыли. Получается, что развитие душит банковский процент. Банки накапливают прибыль, а у предприятий не остается средств для развития. Это серьезная проблема, которую надо обсуждать и приходить к какому-то взвешенному решению.

– Вторая тема – амортизация. Всегда развитие основных фондов проходило за счет фонда амортизационных отчислений. Так работали правила бухучета советского образца. В стоимость готовой продукции закладывался определенный процент, направленный на формирование амортизационных фондов, которых было несколько. За счет этих средств проводилась модернизация производства. В 1990-е годы эту идеологию отменили, и фонды, конечно, быстро проели. Амортизационные расходы и сейчас закладывают в цену (некоторые компании – даже до 10%), но не всегда тратят по назначению. Необходимо вернуть амортизационным фондам статус целевых. Для этого надо поменять правила бухгалтерского учета.

Какие основания вы видите для формирования оптимистической модели будущего ОПК России, исходя из уже реализованных масштабных задач и сформированных планов?

– Огромный вотум доверия президенту страны – это сильнейшая платформа для движения вперед.

Принятая ГПВ до 2027 года – у нас есть четкие и понятные задачи на десять лет вперед.

Диверсификация. Мы приступили к решению стратегической задачи, которая сложнее, чем реализация ГПВ. Но эта задача очень важна для страны. В 1990-е была проведена конверсия, то есть многие предприятия просто перевели на «гражданку». Тогда было допущено много ошибок: мы начали производить гражданскую продукцию массового потребления (электродрели, швейные и стиральные машины и т.д.) и тут же открыли рынок для иностранных компаний.

Сегодня совсем другая картина: мы практически не сокращаем ГПВ и, соответственно, не говорим о конверсии, но обсуждаем диверсификацию оборонных производств.

– А кто решает, что должны производить компании с рамках диверсификации? Сами предприятия, их маркетинговые департаменты?

– Над этой задачей работают сегодня все министерства и ведомства, госкорпорации, холдинги и отдельные предприятия. Объем гражданской продукции в стране составляет сегодня более 6 трлн рублей, и всего 8% поставляют российские производители. Крупнейшие углеводородные компании – «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Новотек», электроэнергетика как огромный пласт сложнейшего оборудования, медицинская техника, телекоммуникации – все это сферы, куда должны прийти отечественные производители. Нам надо эти рынки постепенно переводить на себя. При этом при формировании маркетинговых стратегий нужно рассчитывать не только на внутренний, но и на внешний рынок. Для этого государство создало специальный институт – Российский экспортный центр (РЭЦ), его задача в том, чтобы облегчить российским компаниям выход на внешний рынок. РЭЦ оплачивает участие в выставках, рекламу, доставку продукции, исследование и изучение рынков. Но в первую очередь необходимовернуть отечественным компаниям российский рынок!

Беседовала Александра Григоренко  
"Новый оборонный заказ. Стратегии"

 

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

Конференция для исполнителей гособоронзаказа

Сочи, 12-13 июля 2018г.

АНОНС                 

«Гособоронзаказ. Закупки, ценообразование, 
казначейское сопровождение, раздельный учет» 

Конференция   пройдет при участии специалистов: 

  • Специализированной электронной площадки АСТ ГОЗ
  • Федеральной антимонопольной службы  РФ
  • Федерального казначейства РФ
  • Министерства обороны РФ

Программу скачать

Организаторы: ООО "Дифанс Медиа", редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" 
Контакты офиса: тел. 8 (812) 309 27 24, +7 (921) 550-01-64,  почта: avg@dfnc.ru

Архив конференций, организованных ООО "Дифанс Медиа" по проблемам исполнения гособоронзаказа,  можно посмотреть по ссылке.

Максим Овчинников_16.03.2018_С-Петербург_Конференция по ГОЗ  Конференция по ГОЗ_16.03.2018_Санкт-Петербург

  Конференция по ГОЗ_16.03.2018_СПб_Участник-Вопрос

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры